Азербайджан и региональные релокации Обзор Caliber.Az
Непрекращающаяся уже пятый месяц война в Украине и усиливающийся режим санкций обернулись массовым исходом западных компаний с российского рынка. Вместе с тем российскую локацию покидают и местные, преимущественно IT-компании, перебираясь в основном в постсоветские государства. С марта о таких трендах заявляли в Армении, где феномен релокации даже брался в расчет при оценке экономического роста республики. Однако куда более весомые аргументы в этом плане имеются у Казахстана, где на днях президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству создать благоприятные условия для размещения уходящих из России иностранных компаний. В Азербайджане также предпринимаются шаги для привлечения западных компаний, в том числе к проектам, реализуемым в Карабахском регионе. Привлекательным для IT-бизнеса РФ оказался и недавний проект New Zeon.
«В настоящее время наблюдается глобальная борьба за инвестиционный капитал, в частности, каждая вторая из почти 1,4 тысячи зарубежных компаний приостановила деятельность или ушла с российского рынка. Релокация ушедших с российского рынка зарубежных компаний в Казахстане предоставит стране хорошие возможности для наращивания производства товаров средних и верхних пределов», - заявил в четверг президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, поручив правительству создать благоприятные условия для привлечения западных компаний на отечественный рынок.
Еще в мае он высказывался о необходимости создания комфортных условий и ускорить процесс устройства в Казахстане иностранных компаний с учетом санкционного контекста. По его словам, мировые гиганты прекрасно понимают преимущества геоэкономического расположения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и не могут игнорировать потенциал 180-миллионного потребительского рынка.
В российских СМИ инициатива Нур-Султана была встречена сдержанно, но с пониманием. «Любая страна мира пытается создать комфортные условия для зарубежных инвесторов, это абсолютно нормально и так поступают все страны, включая и Россию», - так, в частности, прокомментировал планы Казахстана привлечь ушедший с российского рынка бизнес пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. В Кремле не драматизируют это решение, полагая, что инициатива Казахстана может стать удобным каналом для «переброски» в РФ востребованных подсанкционных импортных товаров, что было бы на руку и европейским компаниям, не желающим терять российский рынок.
В целом экспертное сообщество не сомневается в интересе западных компаний к рынку Казахстана, население которого приближается к 19,5 млн человек, причем с учетом членства этой страны в ЕАЭС и тесных торгово-транспортных связей со странами Центральной Азии и Южного Кавказа, что еще более повышает привлекательность процесса релокации. Более того, к локализации производства, оседания зарубежных сервисных и торговых компаний на казахстанском рынке уже сегодня активно присоединяются и компании с российским капиталом. Так, с начала войны в Украине и до конца мая текущего года без малого 36 тысяч российских граждан получили в Казахстане индивидуальный идентификационный номер (ИИН), что в 16 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Процедура присвоения ИИН необходима иностранцам для открытия счета в казахстанских банках, приобретения имущества, участия в бизнесе или получения доходов из местных источников. Приведенные цифры красноречиво свидетельствуют о заинтересованности российского бизнеса в казахстанском рынке, где компании рассчитывают найти антисанкционное убежище.
Насколько успешным будет процесс релокации западных бизнесов в Казахстане, станет ясно в ближайшим будущем, пока же эта республика представляется наиболее привлекательной гаванью для скрывающихся от санкций российских и белорусских компаний. Это не удивительно, так как другие участники ЕАЭС - Кыргызстан, Таджикистан, Армения с учетом масштабов их экономик не идут ни в какое сравнение с потенциалом Казахстана. В самом начале войны в Украине заметный поток российской бизнес-миграции направился было в Армению, однако в силу слабых экономических показателей южнокавказского аутсайдера, отсутствия привлекательной для инвесторов промышленности, слабой инфраструктуры, энергетической зависимости, а главное, узости рынков сбыта в малонаселенной республике это направление оказалось бесперспективным для осуществления производственных проектов.
К тому же находящаяся в логистическом тупике Армения сталкивается с затруднениями в транспортных операциях, и это снижает уровень маржинальности при локализации любых индустриальных проектов. В частности, все попытки привлечь портфельных инвесторов в сформированные в Армении три свободные экономических зоны (СЭЗ), по сути, оказались безрезультатны. В созданных достаточно давно двух СЭЗ – «Альянс» и «Меридиан» до сих пор вложено всего $16,2 млн в микропроекты, и за последние годы не удалось привлечь ни одного резидента с серьезным индустриальным замыслом. А сравнительно новая СЭЗ «Мегри», на которую режим Никола Пашиняна возлагал столько надежд с оглядкой на инвестиционные посулы Ирана и России, по сей день не смогла привлечь инвестиции резидентов.
Здесь необходимо отметить, что софтверная деятельность, вероятно, единственное направление экономики Армении, где обеспечено международное разделение труда и доминирует экспортная компонента. В настоящее время в IT-секторе республики трудятся порядка 23 тысяч специалистов в сфере программирования и системной интеграции, и динамичный рост здесь обеспечен в силу наличия дешевой рабочей силы и создания предельно либерального налогового режима. В частности, ставка подоходного налога для IT-специалистов в республике снижена до 10%, а налоги на прибыль до 0%.
Тем не менее война в Украине, антироссийские санкции и возникшее в этой связи окно возможностей для привлечения инвесторов не сулит Армении заметных гешефтов. Так, по мнению армянского эксперта-экономиста Карлена Хачатряна, увеличившееся с конца февраля число визитеров и релокантов в Армению в основном повлияло на показатели в сфере услуг (гостиничный бизнес, аренда жилья и т.д.), где отмечен рост на 24,9%. Однако, полагает эксперт, и этот рост носит временный характер и не будет иметь положительного влияния на базовый потенциал армянской экономики, а в условиях сохраняющихся высоких темпов инфляции не приведет к решению социальных задач в республике.
Другой армянский эксперт – доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян также ставит под сомнение долгосрочный эффект от наплыва так называемых бизнес-визитеров в республику, полагая, что действие таких факторов вскоре закончится, а вместе с этим неизбежно закончится и их влияние на экономику.
Скепсис экспертов относительно долгосрочного позитивного эффекта от притока релокантов косвенно подтверждают и недавние заявления заместителя министра финансов Армении Армана Погосяна, который отметил необходимость скорейшего принятия поправок в законодательство, чтобы не проиграть другим странам, конкурирующим за привлечение и удержание переезжающих финансовых и IT-специалистов из России и Беларуси. Увы, но как сообщают армянские СМИ, многие релоканты и специалисты используют Армению лишь в качестве перевалочного пункта и впоследствии переезжают в другие страны, с более развитыми рынками и лучшим деловым потенциалом. Возможности же Еревана по привлечению портфельных инвестиций производственных компаний и вовсе исчезающе малы.
Как же в данном контексте выглядит Азербайджан, насколько привлекательна наша страна для европейских компаний и инвесторов и какие шаги предпринимаются для привлечения российских релокантов - специалистов в сфере ИКТ и других областях?
На фоне наблюдаемого в мире продовольственного кризиса, роста цен на энергоносители, минеральное и рудное сырье, хлопок и другие технические культуры в последнее время активизировался интерес европейских компаний к диверсификации источников таких поступлений. Сегодня ввиду санкционного противостояния с Россией и Беларусью страны ЕС активно сокращают свою зависимость от них не только в энергетическом секторе, но и в базовых ненефтяных отраслях. В частности, государства Евросоюза заинтересованы в диверсификации поставок сырья и полуфабрикатов, продукции нефтехимии и цветной металлургии, и в этом плане заметно возросла значимость Азербайджана. Более того, согласно исследованиям ЕС делового климата Азербайджана в 2021 году, 54% респондентов - компаний из стран Евросоюза сообщили о своей заинтересованности в возможных инвестициях в Карабахский и Восточно-Зангезурский экономические районы Азербайджана. Опросом были охвачены компании из 24 стран, включая 20 стран-членов ЕС, двух членов ЕАСТ, а также Великобритании, причем свыше трех четвертей опрошенных компаний действуют в Азербайджане более пяти лет. Около 14% из опрошенных компаний уже приступили к активной деятельности в этом направлении, в частности весьма активны в этом плане компании Великобритании, а также бизнес стран Восточной Европы, в том числе Венгрии, Сербии, Словакии, Хорватии, Польши и т.д. В ходе состоявшегося недавно в Баку бизнес-форума Азербайджан - ЕС руководитель европейской группы Богдана Эфе озвучила деловые предложения предпринимателей из Евросоюза.
Западный бизнес в немалой степени привлекают многомиллионные государственные подряды на строительство и создание энергетической и коммунальной инфраструктуры на освобожденных территориях, инвестиции в транспортную инфраструктуру, а также в инновационное аграрное производство и переработку. Не меньший интерес для стран ЕС представляет создание СП в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также «зеленые» проекты по энергосбережению, утилизации твердых бытовых отходов, строительству безотходных предприятий, производству стройматериалов, удобрений и т.д. Вполне вероятно, что интерес к азербайджанскому рынку проявляют и европейские компании, вынужденные свернуть свою деятельность в РФ и Беларуси.
Новые тренды свидетельствуют и о качественных переменах в структуре деловых связей - сегодня вектор активности европейских компаний постепенно смещается с энергетики в направлении ненефтяной экономики. Причем этот интерес подкреплен достаточно емкими финансовыми источниками: не так давно к инвестиционным программам и поддержке малого бизнеса в нашей стране подключился Евросоюз, предоставивший на эти цели, а также развитие «зеленых» технологий и других инновационных направлений порядка 2 млрд евро.
Часть предоставленных ЕС средств, в том числе и посредством кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), планируется направить на реализацию проектов по цифровизации экономики Азербайджана, формированию элементов Индустрии 4.0, поддержку стартапов и интеграцию местного софтверного бизнеса в глобальную систему разделения труда. Эти тенденции весьма позитивны и могут играть роль ориентира для тех же российских IT-компаний, весьма сильно завязанных на зарубежных заказах и поэтому первыми приступившие к процессу релокации.
В Азербайджане также предпринимаются шаги по привлечению российских и отчасти украинских и белорусских сетевых специалистов. «Привлечение в Азербайджан новых IT-специалистов и профильных компаний весьма позитивно скажется на ИКТ-рынке страны. Это важно для привлечения новых знаний и опыта, а также усилит конкуренцию на местном софтверном рынке, поскольку за счет роста предложения будут оптимизированы параметры своевременности и качества работы относительно стоимости программных и интеграционных продуктов», - сообщил Caliber.Az исполнительный директор общественного объединения «Участники рынка ИКТ» Али Алиев. Эксперт также отметил важность запущенного недавно по инициативе Министерства экономики Азербайджана проекта по созданию IT HUB New Zeon. В рамках этого начинания в комплексе зданий по адресу проспект Гейдара Алиева, 205, сформирована база для привлечения зарубежных IT-специалистов, в том числе обеспечен прием порядка сорока семей профессионалов софтверных компаний из РФ и Украины. По мнению А.Алиева, весьма важным для развития софтверного бизнеса в Азербайджане является оптимизация фискального бремени в данной сфере: необходимо снижение ставки налога на прибыль и в особенности решения вопроса взимания НДС при получении местными программистами заказов от международных компаний. Неурегулированность механизма по взаимозачетам по налогу на добавленную стоимость снижает маржинальные возможности местных компаний, лишая их многих конкурентных преимуществ.
Вместе с тем эксперт констатирует, что в стране предприняты позитивные шаги по фискальной поддержке инновационного бизнеса, и в качестве примера привел реализуемую с прошлого года инициативу подразделения Минэкономики - Агентства по развитию малого и среднего бизнеса (МСБ), выдавшего стартап-сертификаты почти полусотне субъектов МСБ. Такие сертификаты освобождают инновационный бизнес от уплаты налога на прибыль и налога на доходы сроком на три года с даты их получения.
Расширение данной схемы в отношении софтверных компаний, в том числе и на физических и юридических лиц, не являющихся азербайджанскими резидентами, могло бы сыграть существенную роль в привлечении зарубежных специалистов и компаний, чтобы перехватить поток релокаций на постсоветском пространстве.