Баку помог Астане диверсифицировать экспорт нефти Обзор Caliber.Az
Геополитические изменения, происходящие с начала войны в Украине, весьма негативно сказались на транспортно-энергетических маршрутах, связывающих страны Центральной Азии с Европой и проходящих через Россию. С такими проблемами, в частности, из-за многократных нарушений стабильной работы нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) столкнулся Казахстан. На фоне коллизий вокруг КТК в минувшем году в Астане приняли решение диверсифицировать экспорт, наладив перевалку нефти через Азербайджан и далее по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) к грузинским и турецким портам. Поставки по транскаспийскому маршруту стартовали в этом году во второй декаде марта, и накануне из порта Актау отбыла очередная партия добытой на месторождении «Тенгиз» казахстанской нефти.
Продолжающаяся уже более года война в Украине сыграла роль триггера, переформатировавшего устоявшиеся годами транспортно-логистические схемы. Государства Евросоюза были вынуждены в экстренном порядке отказаться от российских энергоносителей и диверсифицировать проходящие по территории РФ транспортные маршруты в пользу наращивания поставок нефтегазового сырья из иных источников (страны Африки, Ближнего Востока, Персидского залива), в том числе из Азербайджана и Казахстана. Более того, ситуация усугублялась неоднократными перерывами в работе основной трубопроводной системы, посредством которой Казахстан уже многие годы транспортирует порядка четырех пятых своей экспортной нефти. Так, с марта по август прошлого года под разными благовидными предлогам власти РФ неоднократно останавливали работу ветки Каспийского трубопроводного консорциума, затевая длительные ремонтные работы, к примеру, на Новороссийском нефтяном терминале - конечной точке системы КТК. Впрочем, остановки с отгрузкой казахстанской нефти по КТК происходили и в феврале текущего года в связи с сильными штормами на Черном море, вынудившими приостановить работу того же Новороссийского терминала.
Так или иначе, но для Казахстана бесперебойная и устойчивая работа 1511-километрового трубопровода КТК с пропускной способностью в 67 млн тонн сырья в год - жизненно важная необходимость, поскольку по этой ветке поставляется 80% всей экспортной нефти с казахстанских месторождений. Несмотря на прошлогодние форс-мажоры, снизившие прокачку нефти по КТК до 52 млн тонн, Астана и впредь намерена использовать этот трубопровод на долгосрочной основе, так как для республики перераспределение без малого семи десятков миллионов тонн нефти по альтернативным коридорам в обозримой перспективе задача не выполнимая, особенно с учетом планов наращивания добычи в текущем и будущем году. Добыча нефти на крупнейшем казахстанском месторождении «Кашаган» в 2023 году ожидается в объеме 18,2 млн тонн против 12,7 млн в 2022-м, а на месторождении «Карачаганак» она увеличится до 12,2 млн тонн против 11,3 млн в прошлом году. Более того, к концу 2024 года Казахстан планирует нарастить добычу и на месторождении «Тенгиз», где в текущем году прогнозируется определенное снижение выработки. Согласно последним данным агентства Reuters, под эти цели консорциум КТК (основные акционеры РФ, Казахстан и Chevron) в прошлом и текущем году устранял узкие места, чтобы увеличить механическую пропускную способность трубопроводной системы до 72,5 млн тонн по казахстанской территории и до 81,5 млн тонн – по российской. Однако несмотря на все эти усилия, в 2023 году Минэнерго Казахстана планирует нарастить экспорт нефти по КТК лишь до 56,5 млн тонн.
Тем не менее уже с середины прошлого года в Астане прорабатываются долгосрочные планы снижения зависимости нефтедобывающего сектора страны от доминирующих позиций КТК. В частности, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) увеличить мощности нефтепроводов Атырау- Кенкияк и Кенкияк - Кумколь, посредством которых планируется перебросить избытки добываемой нефти, в том числе на перерабатывающие мощности местных НПЗ. Еще одной задачей, поставленной перед КМГ, обозначено строительство в перспективе крупного нефтехранилища в Атырауской области, что позволило бы республике без дополнительных поставок хранить немалые объемы нефти на протяжении 3-4 месяцев. Также рассматриваются варианты транспортировки казахстанской нефти железнодорожными цистернами в Узбекистан и Китай. Ну а главным альтернативным направлением для транзита казахстанского сырья рассматривался Азербайджан: порядка 1,5 млн тонн в год планируется перебрасывать через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, еще около 1,2 млн тонн можно переваливать паромами в Алят и далее по ж/д в направлении принадлежащего казахстанским инвесторам Батумского нефтяного терминала.
«Помимо транзита нефти по КТК, Казахстан экспортирует ее по трубопроводу Атырау - Самара, а также танкерами по маршруту Актау - Махачкала. А вскоре начнется транспортировка 1,5 миллиона тонн казахстанской нефти по маршруту Актау - Баку», - отметил недавно заместитель министра иностранных дел Казахстана Роман Василенко. Чуть ранее премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов также говорил о возможности дальнейшего роста Транскаспийского транзита нефти до 6-6,5 миллиона тонн в год.
Оценивая обозначенные выше перспективы, уместно напомнить, что подобного уровня сотрудничество с Астаной в прошлом было весьма продуктивным: до энергетического кризиса 2014 года казахстанские экспортеры активно использовали транзитный потенциал Азербайджана (только до терминала в Батуми ежегодно переваливалось 3-4 млн тонн нефти), однако за минувшие девять лет поставки сырой казахстанской нефти снизились до нуля. После ощутимого снижения мировых цен на нефть в 2014-2017 годы, учитывая сравнительно высокие тарифы на прокачку по БТД, казахстанским экспортерам стало выгоднее использовать потенциал проходящего по территории РФ нефтепровода КТК. Однако сегодня, ввиду ощутимого повышения стоимости нефти, возобновление перевалки казахстанского углеводородного сырья через Азербайджан вполне оправдано, так как мировые цены покрывают логистические издержки транскаспийской танкерной переправы и тарифы на трубопроводный транзит по БТД. В прошлом году Азербайджан и Казахстан вели переговоры по еще одному альтернативному маршруту - использованию потенциала временно незадействованного трубопровода Баку - Супса, однако пока что решено основной поток нефти направить на систему БТД.
«Первая партия добытой на месторождении «Тенгиз» нефти 23 марта была доставлена из порта Актау на Сангачальский терминал в Баку танкером «Президент Гейдар Алиев». Намечено, что следующая партия казахстанской нефти будет отправлена танкером «Шуша» и 27 марта направится из порта Актау в Баку», - говорится в пресс-релизе дочерней структуры Госнефтекомпании Азербайджана - SOCAR Midstream Operations. Как отмечено в сообщении, транспортировка казахстанской нефти по БТД осуществляется в рамках договора, заключенного между SOCAR и «КазМунайГаз» и предусматривающего транзит 1,5 млн нефти в год. Как сообщает SOCAR Midstream Operations, для организации транзита казахстанской нефти по БТД до конца 2023 года запланировано выполнение 12-14 танкерных рейсов из Актау на Сангачальский терминал. Следует отметить, что на территории терминала в прошлом году реализованы важные проекты по обновлению трубопроводной сети, в частности расширены возможности по приему нефти с танкеров.