Ближний Восток в ракурсе саммита ЛАГ Расклад Насибовой
Нынешняя неделя у Азербайджана насыщена важными политическими событиями регионального и международного масштаба. Сегодня, сразу после сочинской встречи в верхах, президент Ильхам Алиев по приглашению президента Алжира Абдульмеджида Теббуна прибыл в эту страну, где примет участие в саммите Лиги арабских государств (ЛАГ).
Столь насыщенная повестка обусловлена тем, что Азербайджан придерживается сбалансированного внешнеполитического курса как в большой мировой политике в целом, так и в региональных двусторонних и многосторонних связях с арабскими странами. Участие Азербайджана в данном саммите его организаторы посчитали целесообразным потому, что наша страна является ведущей в регионе Южного Кавказа.
Ожидается, что в ходе двухдневного совещания в Алжире лидеры арабских государств рассмотрят ситуацию вокруг Палестины, влияние украинского кризиса на регион Ближнего Востока, а также вопросы продовольственной и энергобезопасности, наконец, консолидации арабских стран перед лицом различных внешних угроз.
Для справки: Лига арабских государств (ЛАГ) - региональная межгосударственная организация, состоящая из арабоязычных стран Африканского и Азиатского континентов. Согласно уставу ЛАГ, любая арабская страна имеет право стать членом организации. В лиге нет строгих требований к государственному строю, политической направленности, религиозным мировоззрениям или культурным ценностям стран- участниц - они все отличаются друг от друга. Все совместные решения принимаются путем голосования в Совете ЛАГ, где каждая из стран имеет по одному голосу. ЛАГ была создана 22 марта 1945 г. в Каире на конференции арабских государств, в которой принимали участие 7 стран: Египет, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания (ныне - Иордания) и Йемен. В 1950 г. ЛАГ была признана ООН в качестве региональной организации и получила статус наблюдателя. В настоящее время в состав ЛАГ входят 22 государства: Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморские Острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан и Тунис.
На фоне глобальных вызовов, связанных в том числе и с украинским кризисом, на политическую ситуацию на Ближнем Востоке просматривается влияние нескольких факторов. Во-первых, несмотря на то, что страны Ближнего Востока стремятся сохранять нейтралитет к войне в Украине, это никоим образом не снижает воздействия украинского кризиса на процессы в регионе. Призывы Вашингтона изолировать Москву, обращенные к ближневосточным странам, имеют весьма ограниченный эффект, что говорит о снижении роли самих США в этом регионе. Во-вторых, как ни парадоксально, но существенную роль в этом огромном регионе играют вовсе не арабские страны, а Израиль, Турция, Иран и Россия. К примеру, в политике Израиля на Ближнем Востоке появились новые тенденции, и главным событием последних лет стала нормализация его отношений сразу с несколькими арабскими странами, как следствие этой политики - усилилось влияние здесь Тель-Авива. В качестве примера можно привести определенное налаживание отношений Израиля и Саудовской Аравии, и в июле этого года произошло исключительное, мало кем ожидавшееся событие – саудиты официально открыли свое воздушное пространство для израильской гражданской авиации, отменив прежде существовавший запрет на полеты. Тогда же Израиль снял все возражения против передачи Саудовской Аравии египетских островов Тиран и Синафир на стратегически важном выходе из залива Акаба в Красное море. Оба эти события произошли в период ближневосточного турне американского президента Джо Байдена, что негласно подтверждает, что США одобряют и всемерно поддерживают действия навстречу друг другу, предпринятые их ближайшими союзниками в этом регионе.
Нет сомнений, что налаживание диалога между саудитами и израильтянами является одной из глобальных целей Вашингтона, в первую очередь для создания антииранской коалиции в этом стратегически важном регионе. В то же время не исключено, что американцы хотели бы компенсировать ослабление своих позиций на Ближнем Востоке формированием нового альянса между Израилем и некоторыми арабскими государствами.
С другой стороны, началось потепление в отношениях Израиля и Турции – важнейших акторов в этом регионе, без которых невозможно представить какую-либо конфигурацию.
Стоит отметить еще один важный момент. В настоящее время разногласий между арабскими странами предостаточно, к примеру, просто показательными в этом смысле можно назвать напряженные отношения между Алжиром и Марокко.
Еще в начале этого года французская газета Opinion сообщала, что Алжир настолько обеспокоен крепнущим военным сотрудничеством между Марокко и Израилем, что всерьез задумывается о подготовке войны с Рабатом. Для деэскалации ситуации в регион прибыл даже личный посланник генсека ООН по Западной Сахаре Стефан де Мистура. Известно, что на протяжении нескольких десятилетий между Марокко и Алжиром продолжается борьба за лидерство в регионе, и последние несколько лет страны фактически живут в состоянии необъявленной войны. На этом фоне участие короля Марокко Мухаммеда VI в предстоящем саммите ЛАГ в Алжире вселяет осторожный оптимизм, что диалог между двумя далеко не дружественными арабскими странами все же завяжется.
Но на сегодняшний день это единственный пример, подающий надежду на то, что внешние угрозы способны подвести конфликтующие страны Ближнего Востока к более миролюбивой позиции по отношению другу к другу и единству в Лиге арабских государств.