«Брюссель понимает, что переговоры между Баку и Ереваном под курацией России не приведут к миру» Штефан Майстер на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с руководителем исследований Восточной Европы, России и Центральной Азии Германского общества внешней политики Штефаном Майстером.
- Как вы можете объяснить активность ЕС на армяно-азербайджанском треке? Какова истинная цель ЕС - урегулировать армяно-азербайджанский конфликт или выдавить Россию из процесса?
- Само собой, исключительно чтобы помочь разрешить армяно-азербайджанский конфликт. И Евросоюз очень осторожен в своем участии в процессе, чтобы не провоцировать Россию. В то же время Брюссель понимает, что переговоры по урегулированию отношений между двумя странами, которые курирует Россия, не приведут к миру. Именно поэтому, если мы хотим мира и стабильности на Южном Кавказе, нам нужна интернационализация, а не регионализация переговоров. И ЕС как раз и пытается придать процессу такой характер.
- Буквально на днях армяне разрушили надгробия на азербайджанских могилах, но Европа никак не отреагировала на этот акт вандализма. Вместе с тем Европарламент только и ищет повод, чтобы подвергнуть Азербайджан критике. С чем, по-вашему, это связано и есть ли в этом религиозный аспект?
- Думаю, что обе стороны неуважительно относятся к культурному наследию друг друга. Это фундаментальная проблема, заключающаяся в том, что международного контроля со стороны ЮНЕСКО практически нет. И в отношении культурного наследия азербайджанской и армянской сторон это сказалось в полной мере. Необходима лучшая защита культурного наследия обеих стран, а не использование этого наследия в качестве инструмента влияния, тем более нельзя допускать его уничтожения.
- Наличествуют ли в политике ЕС двойные стандарты в отношении армяно-азербайджанского урегулирования?
- На мой взгляд, проблема в отсутствии единой европейской позиции в отношении конфликта. Некоторые страны весьма заинтересованы в азербайджанской энергетике, а потому закрывают глаза на некоторые вопросы. В других имеется армянский фактор, который является важным электоратом, а значит политики в таких странах склонны больше поддерживать Армению. Но лично я полагаю, что наша поддержка должна заключаться в сохранении целостности государств, прав человека и мирного решения конфликта, а не провоцирования войны. К тому же должен заметить, что в политике обеих конфликтующих сторон также можно увидеть двойные стандарты.
- Как Германии живется без российского газа, сможет ли она пережить зиму?
- Безусловно, сможет. Это, конечно, обойдется дороже. Уровень нашей жизни падает, но через 12-14 месяцев произойдет адаптация стоимости газа (без российского газа), и у нас будут более низкие цены. Произойдет своего рода деиндустриализация Германии с ее энергоемкой промышленностью, но в то же время мы надеемся на быстрый переход на «зеленую» энергию и возобновляемые источники энергии. Германия проспала некоторые преобразования, теперь ей придется в срочном порядке учиться и адаптироваться к более высоким ценам. Но это все еще богатая страна, которая в состоянии с этим справиться.
- Какой позиции придерживается Германии по украинскому вопросу?
- Территориальная целостность Украины должна быть восстановлена. Россия не сможет победить в этой войне, а Германия в будущем поможет Украине интегрироваться в ЕС. Сейчас наблюдается фундаментальный сдвиг в нашей политике в отношении России, и даже если Германия иногда медлит, она была и останется одним из ключевых сторонников Украины в будущем.
- Как, по-вашему, будут в дальнейшем развиваться события в Украине?
- Возможно и скорое поражение России, и вялотекущие военные действия в течение длительного времени. Многое, однако, зависит от поддержки Запада и поставок оружия. В то же время мы понимаем, что если Украина проиграет, то следующими будем мы (страны Балтии и Польша). Поэтому чем более жестоко Путин ведет себя в Украине, тем серьезнее будет поддержка Германии и всей Европы.