Чистые помыслы и мутные схемы Вернется ли МККК к своим иделам?
Сегодня интересная дата. 162 года назад, 29 октября 1863 года, в Женеве состоялась конференция, на которой был основан Международный Красный Крест, который позже примет название Международного Комитета Красного Креста. А уже в августе 1864 года его члены убедили ряд правительств принять первоначальный текст первой Женевской конвенции. Этот договор обязал армии договаривающихся государств заботиться о раненых воинах, какой бы стороне они ни принадлежали.
Одним из основателей и главным инициатором создания общества был Анри Дюнан из Женевы, который годом ранее опубликовал книгу под названием «Воспоминание о битве при Сольферино», призывавшую улучшить уход за ранеными солдатами во время войн.
Поначалу МККК выполнял роль координатора, но постепенно стал более активно участвовать в гуманитарной деятельности на местах, по мере того как все более очевидной становилась необходимость в нейтральном посреднике между воюющими сторонами.

В последующие 100 лет МККК способствовал развитию сети национальных комитетов и расширил масштабы своей деятельности до впечатляющих масштабов. Если вначале организация была создана для оказания гуманитарной помощи жертвам вооруженных конфликтов, то впоследствии ее деятельность распространилась и на другие области: посредничество в конфликтных ситуациях, розыск пропавших без вести и услуги по воссоединению семей, содействие в подготовке медицинского персонала для гуманитарных миссий, разработка норм международного гуманитарного права и т.д.
Одним словом, Красный Крест стал своего рода символом милосердия. Но так ли это было на самом деле? В какой-то мере да, но не до конца.
«Международный Комитет Красного Креста (МККК) является беспристрастной, нейтральной и независимой организацией, чьи цели и задачи носят исключительно гуманитарный характер и заключаются в том, чтобы защищать жизнь и достоинство людей, пострадавших от вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия, и предоставлять им помощь», — гласят первые строки преамбулы устава организации.
Сразу необходимо отметить, что далеко не всегда организация была нейтральной и далеко не всегда предоставляла гуманитарную помощь и защиту людям, которые в ней нуждались. Начнем с последнего. Хрестоматийным примером слабоволия МККК стало фактическое пособничество нацистам во время Второй мировой войны. Тогда МККК стал участником фарса в «образцовом» концлагере Терезиенштадт.
А если говорить о соблюдении, точнее, несоблюдении нейтральности, то, пожалуй, один из самых вопиющих фактов связан с деятельностью организации в Азербайджане, в зоне Карабахского конфликта. Наш сайт уже достаточно много писал об этом. Не будем перечислять все претензии Азербайджана к МККК. Напомним лишь об одной из них. Так, офис МККК в Ханкенди долгое время функционировал без официального согласования с Баку, и более того, подчинялся он делегации в Ереване, а не в столице Азербайджана, что стало ярчайшим примером нарушения принципов нейтралитета со стороны этой международной организации. Данное поведение МККК стало еще более одиозным после того, как осенью 2020 года Азербайджан восстановил свою территориальную целостность.

Впрочем, всё это уже в прошлом. Согласно решению правительства Азербайджана, Международный комитет Красного Креста 3 сентября 2025 года закрыл своё представительство в нашей стране.
Необходимо подчеркнуть, что МККК делает много по всему миру для облегчения участи жертв вооруженных конфликтов. Однако в Азербайджане в силу царящей в международном истеблишменте тюркофобии и исламофобии Красный Крест вел себя заносчиво и враждебно. Можно констатировать, что организация сама приложила максимум усилий для собственной дискредитации в нашей стране. Остается только надеяться, что азербайджанский опыт станет для МККК хорошим уроком того, как не стоит принимать сторону конфликта, одним словом, как соблюдать собственный устав.







