Ереван мечтает втянуть Россию в войну с Азербайджаном Эхо интервью Пашиняна La Repubblica
Премьер-министр Армении в интервью итальянскому изданию La Repubblica сказал, что зависимость Армении в сфере безопасности только от одной страны - России - была «стратегической ошибкой». Никол Пашинян также подверг критике РМК (российский миротворческий контингент в Карабахском регионе Азербайджана), заявив, что тот «не выполняет свою задачу».
«Архитектура безопасности Армении на 99,999% была связана с Россией, в том числе и в сфере приобретения оружия и боеприпасов. Но сегодня, когда Россия сама нуждается в оружии и боеприпасах, понятно, что даже если бы она захотела, не смогла бы обеспечить потребности Армении в сфере безопасности», - сказал Пашинян, добавив, что «Армения вкусила горькие плоды своей стратегической ошибки и только сейчас пытается диверсифицировать стратегию в сфере безопасности».
По всей вероятности, имеются в виду прозападные заявления политиков Армении. Правительство Пашиняна демонстрирует прозападный курс, но, главным образом, на словах, поскольку Москва остается главным военным и экономическим союзником Еревана. Впрочем, прозападная риторика приносит Армении некоторые дополнительные бонусы на Западе в виде критических замечаний французских дипломатов и Госдепа США о политике Азербайджана.
Но Армения не ограничивается прозападными заявлениями. Так, она пытается работать над улучшением партнерства с Индией. В настоящее время Нью-Дели продает Армении 155-мм артиллерийские орудия, которые являются репликой французского дальнобойного орудия «Цезарь», ракетные системы и другие виды вооружений - это индийский ответ на сотрудничество Азербайджана с турецко-пакистанским блоком. Индия рассматривает такую политику как способ противодействия Пакистану. Это мощное вооружение, но его в настоящее время совершенно недостаточно, чтобы изменить соотношение сил на фронте, где ВС Азербайджана доминируют после разгрома ВС Армении в 44-дневной войне.
Кроме того, Армения стремится к более тесному сотрудничеству с Ираном, который поддерживает ее потому, что опасается усиления на Южном Кавказе азербайджано-турецкого союза. Тегеран заявил, что намерение Азербайджана открыть Зангезурский транспортный коридор через территорию Армении, - коридор, который позволил бы соединить материковый Азербайджан с Нахчываном и Турцией - являются для Ирана красной линией. В настоящее время сухопутные связи между Турцией и основной территорией Азербайджана осуществляются через Иран, что позволяет последнему сохранять некоторое дополнительное влияние на процесcы в регионе.
Разговоры о диверсификации, т.е. о многовекторной политике Армении велись несколько деcятилетий, но только сегодня это обретает определенный смысл. Армения сохраняет связи с Россией, остается ее военным союзником, но одновременно пытается усилить сотрудничество с Ираном, Индией и Западом. Это парадоксальное балансирование на грани фола, поскольку два главных военных партнера Еревана - Москва и Тегеран - противники Запада. Тем не менее, США и Франция оказывают дипломатическую поддержку Армении. И если Франция втянута в противостояние с Турцией в Средиземном море, и поэтому ее позиция имеет хоть какие-то рациональные причины, то в действиях администрации Байдена на первый взгляд трудно обнаружить логику.
Однако, стоит обратить внимание на критику российской политики в Карабахе - Пашинян говорит, что российские военные там «не выполняют свои задачи», что российские миротворческие силы «не выполняют свою миссию по Трехстороннему заявлению». И далее: «Причин может быть две: либо РФ не может, либо не хочет сохранять контроль над Лачинским коридором. И то, и другое, на наш взгляд, проблематично».
ВС Азербайджана, обладая подавляющим превосходством, уже давно вошли бы в Ханкенди, если бы не российские войска. По всей вероятности, это максимум того, что Россия готова в настоящее время дать Армении. А чего бы хотела Армения? Называя вещи своими именами. т.е. переводя с дипломатического языка на обычный, слова руководства Армении означают: «Мы хотим, чтобы Россия удалила азербайджанский ППП на Лачинской дороге, т.е., чтобы она воевала за нас в Карабахе, чтобы она начала войну с Азербайджаном. А если нет, мы будет сближаться с оппонентами России».
Поскольку между Баку и Анкарой имеется военно-политический союз, основанный на Шушинской декларации, это означает, что Армения хотела бы втянуть Россию в русско-турецкую войну. Тот факт, что Россия в нее не втягивается, вызывает раздражение Еревана. О чем и не преминул заявить публично Пашинян в интервью итальянской газете.
Петр Макаров