Ереван: попытка усидеть на двух стульях Получится ли?
События января подтвердили намерения Еревана еще больше усилить ориентацию на Запад. Так, власти Армении одобрили законопроект о начале процесса вступления в Евросоюз, а также подписали в Вашингтоне Хартию о стратегическом партнерстве с США. Ожидаемо, эти шаги вызвали серьезное недовольство России. В Москве не исключили дестабилизацию региона в случае вступления Армении в ЕС. Тем самым российская сторона фактически дала понять Еревану, что западный «зонтик безопасности», о котором грезят в Армении, может оказаться для нее отнюдь не безопасным. Более того, Москва предупредила Ереван о несовместимости нахождения страны одновременно в ЕС и ЕАЭС, поставив его перед выбором дальнейшего внешнеполитического курса.
Усиление американо-армянского стратегического сотрудничества, которое вызывает опасения Москвы, вполне объяснимо, учитывая, что Россия любой ценой хочет удержать Армению в зоне своего влияния. Вместе с тем российская сторона, несмотря на критику в адрес Армении, совсем не торопится прибегнуть к каким-то инструментам давления на Ереван. В Москве, возможно, полагают, что существенная финансовая выгода, которую получает Армения от участия в ЕАЭС и обходе антироссийских санкций, не позволит ей полностью отойти от России.
При этом ключевым аргументом, которым апеллирует российская сторона в вопросе армяно-американского стратегического сотрудничества, остается фактор безопасности самой России и всего региона. Так, на днях член комитета Госдумы по обороне Виктор Соболев заявил о том, что сотрудничество между Арменией и США представляет угрозу интересам России на Южном Кавказе, допустив вероятность размещения натовских баз в регионе.
«…Безусловно, это угрожает интересам России. Конечно, есть риски превращения Армении в анти-Россию, если они уже заключили такой договор. Конечно, в Армении расположат базы НАТО, а наши войска оттуда выкинут. Наши военные базы находятся в Гюмри, в Ереване. Это очень серьезно. Все южное направление надо будет укреплять», — заявил он Национальной службе новостей (НСН).
В таком же контексте выступил глава МИД России Сергей Лавров, отметив, что США могут потребовать от Армении ввести санкции против России в рамках стратегического сотрудничества.
«Мы стратегические партнеры, значит, ты должен присоединиться к санкциям (против России)». Так сейчас требуют от Сербии. И от Армении потребуют», — сказал Лавров в ходе пресс-конференции по итогам 2024 года.
Таким образом, Москва дала понять Армении, что стратегическое сотрудничество с США не сулит Еревану ничего хорошего.
Следует отметить, что Армения не единственная страна постсоветского пространства, с которой США подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Подобный договор США подписали с Грузией еще в 2009 году, но приостановили его действие в 2024-ом, в связи с инициативой грузинских властей заморозить переговоры о вступлении страны в ЕС. Это уже означает, что в Армении должны быть готовы к любым директивам Вашингтона и Брюсселя. И очевидно, что именно такая перспектива полностью устраивает официальный Ереван и вызывает серьезное недовольство российской стороны.
Аналогичное соглашение, заключенное в 2021 году, действует также между США и Украиной.
Между тем обращает внимание еще один немаловажный нюанс. Премьер-министр Никол Пашинян не получил приглашения на запланированную 20 января инаугурацию Дональда Трампа. Почему? Очевидно потому , что Армения не представляет особого интереса для президента США Дональда Трампа.
Что же касается российской политики в отношении Армении, то, как считают большинство экспертов, Москва продолжит политику «мягкого давления» на Ереван, не применяя при этом политические инструменты воздействия.
Как заявил Caliber.Az российский эксперт, директор Института нового общества Василий Колташов, армянское правительство управляется Западом, и прежде всего США.
«Поэтому подписание Хартии о стратегическом партнерстве нужно рассматривать как продолжение демонтажа членства Армении в евразийских структурах — ОДКБ и ЕАЭС. По этой причине в российском правительстве в адрес Армении высказываются в очень осторожных, сдержанных формулировках. Армения усиливает свой курс на Запад, при этом сохраняя по-прежнему преимущество от сидения на двух стульях — российском и западном. Но, возможно, что на Западе постараются довооружить и сохранить Армению. Потому что ликвидация Армении не входит в американские планы. Россия не может повлиять на администрацию Пашиняна, запас пряников, а также выгод, которые предлагались Армении от тех или иных форм взаимодействия, по всей видимости, исчерпан.
Армения экономически получила от России максимум возможного, сохранив доступ армянских товаров на российский рынок, обеспечив работу российских фирм по закупке санкционных товаров и прочее. Но Армения — это изолированное государство, и если Запад перестарается с Грузией, то грузино-армянские отношения могут ухудшиться. Если Запад станет дожимать Грузию, то Тбилиси придется теснее работать с Россией, тогда Армения может быть поставлена в неудобное положение, и никакие соглашения с США и Францией ей не помогут. И не факт, что администрация Трампа захочет плотно заняться Арменией. Дело в том, что Трамп не из тех, кто цепляется за убыточные бизнесы, а Армения может легко оказаться для американцев именно таковой. Соответственно, Армения может стать изолированной, проамериканской страной, у которой разрушились отношения с Россией, Грузией, с непогашенным конфликтом с Азербайджаном и с историческим недоверием Турции», — резюмировал В. Колташов.