ЕС и Турция: прагматизм вместо иллюзий Экспертные мнения на Caliber.Az
Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан встретился в Анкаре с еврокомиссаром по вопросам расширения Мартой Кос.

МИД Турции опубликовал совместное заявление сторон по итогам переговоров, в котором говорится, что Фидан и Кос вновь подтвердили статус Турции как страны-кандидата в ЕС и подчеркнули стратегическое значение турецко-европейских отношений для укрепления региональной стабильности и экономической устойчивости в условиях быстро меняющейся геополитической обстановки.
Отмечается, что пять встреч высокого уровня, состоявшихся в 2025 году, способствуют прогрессу в продолжении поддержки ЕС усилий Турции по предоставлению временного убежища беженцам, а также упрощению доступа турецких граждан к многократным шенгенским визам.
Стороны подчеркнули, что последние глобальные и региональные события еще более усилили стратегическую значимость отношений между Турцией и ЕС. Было также отмечено, что Турция играет важную роль в регионе как центральный геополитический игрок.
Собеседники подтвердили важность экономической интеграции между Турцией и ЕС и договорились продолжить работу по совершенствованию функционирования двустороннего Таможенного союза.
Отдельно стороны приветствовали решение Еврокомиссии, облегчающее выдачу турецким гражданам многократных шенгенских виз.
Комиссар Кос вновь напомнила о необходимости предотвращения обхода санкций ЕС всеми государствами.
Накануне визита в Турцию Марта Кос заявила в интервью Politico, что Анкара может сыграть важную роль в послевоенном урегулировании ситуации вокруг Украины.
«Мир в Украине изменит реальность в Европе, особенно в Черноморском регионе. Турция будет для нас очень важным партнером», — подчеркнула она.
Осенью прошлого года турецкие СМИ сообщали о готовности властей страны присоединиться к европейской «коалиции желающих» и направить в Украину миротворческий контингент после прекращения боевых действий.
«Турецкие вооруженные силы готовы внести свой вклад в любую инициативу, направленную на обеспечение безопасности и стабильности в нашем регионе», — сообщали Daily Sabah правительственные источники.
В итоге вновь встает вопрос о перспективах вступления Турции в Евросоюз — это первый аспект. Второй — на что рассчитывает Брюссель в отношениях с этим партнером в случае заключения соглашения о прекращении огня между Россией и Украиной? Действительно ли в ЕС рассчитывают, что Турция — страна НАТО со второй по численности армией в Альянсе и контролирующая проливы, ведущие в Черное море, — может сыграть ключевую роль в обеспечении безопасности Украины после окончания войны? Не поэтому ли в Брюсселе решили активизировать диалог с Анкарой, заметно охладившийся в последние годы?
Своим мнением об этом с Caliber.Az поделились известные турецкие эксперты по региону.

Аналитик, доктор политических наук, профессор Хайдар Чакмак заявил, что западные страны никогда не были друзьями турок.
«Они никогда не были искренними. Отношения с турками определялись не принципами, а конъюнктурными интересами Запада. Членство Турции в Европейском союзе исключено. Даже лидеры правящей Партии справедливости и развития не стремятся к этому», — отметил профессор.
По его мнению, напряженность между США и Европой, снижение эффективности НАТО и необходимость для ЕС усиливать собственную обороноспособность подталкивают Брюссель к сближению с Анкарой — прежде всего из соображений безопасности и военного потенциала Турции.
«Это создает раскол внутри Запада. Неопределенность будущих российско-европейских отношений и негативный опыт прошлого подталкивают Европу к формированию политики безопасности, не полностью соответствующей рамкам НАТО. Для собственной защиты у них недостаточно человеческих ресурсов, и они понимают, что европейские общества не готовы отправлять своих детей на войну. Отправить турецких солдат для них проще. Пока Путин и Россия стремятся к расширению влияния, Турции необходимо обеспечивать безопасность стран Черноморского региона, Кавказа и Балкан. Нынешние попытки ЕС улучшить двусторонние отношения продиктованы не любовью к Турции, а интересами и потребностями Запада», — считает Чакмак.

Кандидат исторических наук, эксперт по Ближнему Востоку, доцент кафедры зарубежного регионоведения МГЛУ Мехмет Эмин Икбаль Дюрре подчеркнул, что Турция рассматривается как стратегический партнер и ключевая страна в послевоенном устройстве и восстановлении Украины.
«Благодаря статусу члена НАТО, наличию второй по численности армии в Альянсе и контролю над черноморскими проливами Анкара потенциально способна сыграть важную роль как в обеспечении безопасности, так и в инфраструктурном восстановлении. В последнее время действительно прослеживается определенный дрейф Турции в сторону Запада, продиктованный прагматизмом и экономическими интересами. Однако речь идет скорее о стратегической корректировке, чем о полном развороте.
При этом не следует забывать, что для Турции Россия — не просто сосед, а стратегический противовес и важнейший экономический партнер. Анкара традиционно избегает шагов, которые могли бы привести к необратимому разрыву с Москвой, придерживаясь политики «стратегической автономии», — напомнил Дюрре.







