Грузия: стабильность вместо «второго фронта» Расклад Владимира Цхведиани
Всенародное голосование 26 октября 2024 г. показало, что народ Грузии выбирает государственный суверенитет, независимость и традиционные ценности. Граждане Грузии проголосовали за мир, против того, чтобы внешние силы использовали Грузию в качестве «расходного материала» в своих геополитических играх. Это голосование было также ответом на усилия Запада, прежде всего ЕС, навязать Грузии то, что никогда не было ее «ценностями», в том числе ЛГБТ, разрушение семьи, пренебрежение к вере и традициям.
Как и предполагалось, сразу после завершения голосования вечером 26 октября близкие к оппозиции социологи объявили свои экзитполы, в которых суммарно оппозиционным силам «нарисовали» больше голосов, чем «Грузинской мечте». Однако по официальным данным «Грузинская мечта» набрала около 53% (по итогам подсчёта голосов оказалось 53,92%). Оппозиция тут же заявила о «фальсификациях». Но дальше сценарий протестов и попыток силового сценария захвата власти со стороны прозападной оппозиции начал давать сбои.
Хотя западные наблюдатели стали в унисон с оппозицией говорить о «нарушениях» в ходе голосования, но «отмашка» на начало протестов из Брюсселя, Вашингтона и Парижа явно запаздывала. Высказываний высокопоставленных официальных лиц на Западе о «нарушениях демократии» в Грузии сразу по итогам выборов не было. Не произошло сразу после голосования и формирования ранее обещанного Саломе Зурабишвили «технического правительства». Кстати, сама Зурабишвили после окончания голосования 26 октября со своим обращением, которого ожидали оппозиционеры, в этот день так и не выступила. Было обещано ее выступление только на вечер 27 октября. Лишь после 21:00 27 октября президент Грузии Саломе Зурабишвили выступила и заявила, что парламентские выборы были «тотально сфальсифицированы», она их «не признаёт» и объявила о проведении митинга на проспекте Руставели на 28 октября в 19:00.
Скорее всего, западные кураторы оппозиции, получив результаты голосования и не ожидавшие столь существенного перевеса «Грузинской мечты» над своими оппонентами, дали указание «притормозить» старт протестов. А это привело к предсказуемому — разочарованию тех, кто уже готов был «идти и майданить». В технологиях нагнетания массовых протестов любое «промедление» оборачивается тем, что накал страстей остывает и заново его «разжечь» становится трудно.
Если Запад, планировавший дестабилизацию, «замешкался» с поддержкой своих подопечных в Тбилиси, то, наоборот, Азербайджан как ближайший сосед Грузии, который заинтересован в ее стабильности, мире и процветании, дал понять, что поддерживает выбор грузинского народа. Почти сразу после официального объявления первых официальных результатов голосования президент Азербайджана Ильхам Алиев поздравил премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе с победой «Грузинской мечты» на парламентских выборах и пригласил в Азербайджан.
«Этим голосованием граждане Грузии выразили свою поддержку развитию, стабильности и традиционным ценностям. Верю, что результаты выборов послужат всестороннему развитию и процветанию Грузии. В то же время выражаю уверенность, что результаты выборов будут способствовать устойчивому развитию азербайджано-грузинских межгосударственных отношений, продиктованных волей наших народов, исторически живших в условиях дружбы, братства и добрососедства, и дальнейшему укреплению позиций наших стран на Южном Кавказе и более широкой географии.
Для продолжения нашего политического диалога приглашаю Вас в удобное время совершить официальный визит в Азербайджан.
Уверен, что мы и впредь будем прилагать совместные усилия, направленные на укрепление нашего стратегического партнерства во имя процветания наших народов, благополучия и безопасности нашего региона, успешное продолжение нашей взаимовыгодной деятельности в двустороннем и многостороннем порядке. Передаю Вам свои наилучшие пожелания, дружественному народу Грузии желаю постоянного спокойствия и благосостояния», — говорится в письме президента Азербайджана.
Вполне возможно, что убедительная победа «Грузинской мечты» заставила отступить от своих изначальных планов те силы на Западе, которые готовили в Грузии сценарий «цветной революции». Стало очевидно, что большинство населения Грузии поддерживает действующую власть, а ближайший сосед Грузии и ее важнейший экономический партнер Азербайджан четко дал всем понять, что считает победу правящей политической силы законной и легитимной. В итоге ОБСЕ с оговорками фактически признала итоги выборов, а президент Европейского совета Шарль Мишель отреагировал на выборы в Грузии лишь спустя сутки после окончания голосования:
«После парламентских выборов в Грузии я решил включить вопрос Грузии в повестку дня неформальной встречи Европейского совета, которая состоится в Будапеште. Мы принимаем во внимание предварительную оценку ОБСЕ/БДИПЧ и призываем Центральную избирательную комиссию и другие соответствующие органы выполнить свои обязательства — быстро, прозрачно и независимо расследовать и рассмотреть предполагаемые нарушения и связанные с ними обвинения. Эти предполагаемые нарушения должны быть серьезно расследованы и исправлены. Мы вновь повторяем призыв Евросоюза к руководству Грузии проявить твердую приверженность пути страны к ЕС, а также в соответствии с заключениями Европейского совета за июнь и октябрь. В данный момент крайне важно конструктивное и инклюзивное взаимодействие в политическом спектре. В ноябре Европейский совет оценит ситуацию и определит дальнейшие шаги в отношениях с Грузией», — написал Шарль Мишель.
Из этого следует, что давление Запада, в частности ЕС, на Грузию продолжится, но попытки силовой смены власти пока могут быть поставлены на паузу. То, что написал Шарль Мишель, можно оценить как «предварительное признание Евросоюзом итогов выборов в Грузии с оговорками».
Интересно также проанализировать, как голосовали граждане, относящиеся к этническим меньшинствам Грузии. Убедительную победу «Грузинская мечта» одержала в муниципалитетах Болниси (81%), Марнеули (80%) и Дманиси (75%), где большинство населения составляют этнические азербайджанцы. Не меньшим был процент голосов за «Грузинскую мечту» в населенных этническими армянами Ахалкалакском и Ниноцминдском муниципалитетах – порядка 88%. Такие результаты голосования показывают, что позиционирование «Грузинской мечты» как партии мира нашло отклик и у азербайджанцев, и у армян Грузии. Хотелось бы, чтобы понимание необходимости мира в регионе Южного Кавказа дошло и до некоторых политиков в Ереване, которые были разочарованы итогами выборов в Грузии. Это было очевидно по постам информационных ресурсов, близких к действующей власти Республики Армения. Тем не менее Никол Пашинян, поняв, что прозападная «революция» в Грузии срывается, «вдогонку» после Ильхама Алиева тоже направил свое поздравление Ираклию Кобахидзе.
Что же касается районов с преимущественно грузинским населением, то здесь самым большим процент за «Грузинскую мечту» был в родном для Бидзины Иванишвили муниципалитете Сачхере (84%). Высокой была поддержка правящей партии в высокогорной Сванетии – Лентехском (75%) и Местийском (73%) муниципалитетах, а также высокогорном Казбегском муниципалитете (72%). Из этого тоже можно сделать косвенный вывод о том, что за «Грузинскую мечту» голосовали представители «глубинного» народа. Трудно найти более «традиционных» грузин, чем жители горных сел и поселков, как правило, бережно относящихся к своим традициям и религии.
Наоборот, у любящей путешествовать за рубеж жителей богатых районов Тбилиси, особенно «золотой молодежи», поддержка «Грузинской мечты» была относительно невысокой. В «элитном» тбилисском районе Ваке за «мечту» проголосовало 38% – хотя это все равно больше, чем за любую из оппозиционных сил.
Наименьшую поддержку получила «Грузинская мечта» у грузин, проживающих за рубежом (всего 13%). На избирательных участках в Мюнхене за эту партию проголосовало всего 4,4%, в Гааге – 7,7%, в Праге – 8%, в Вене – 10,5%, в Барселоне – 11%.
Т.е. граждане Грузии, которые «обосновались» в богатых европейских городах и все больше интегрируются в европейское общество, «Грузинскую мечту» как политическую силу, отстаивающую государственный суверенитет их страны, откровенно недолюбливают. Но многие из этих людей возвращаться в Грузию не собираются, они «выбрали Европу лично для себя» и при первой же возможности оформляют местное гражданство. Также они все более «далеки» от основной массы грузинского народа, его чаяний и ценностей. Те же, кто живет в Грузии, работают здесь и уезжать с родной земли не собирается, проголосовали за партию, которая в сложнейшей геополитической обстановке обеспечивает стране мир и стабильное экономическое развитие, отстаивает национальный суверенитет и защищает то, что дорого жителям Грузии – семью, веру и традиции.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az