И дикого кота можно приручить Видео YouTube-канала Caliber.Az
Сухопутная связь между Республикой Армения и зоной проживания армянского населения в Карабахском экономическом районе Азербайджанской Республики является одним из наиболее очевидных тормозов на пути реинтеграции карабахских армян в азербайджанское общество.
До появления ППП на лачин-гёрусском участке условной армяно-азербайджанской границы говорить о реинтеграции было трудно, так как бесконтрольное (для азербайджанской стороны) и свободное (для армянской стороны) движение в обоих направлениях служило целям, говоря физическим языком, «центробежной силы». Армяне не хотели даже думать о реинтеграции, так как дорога была открыта, по ней они свободно ездили, их охранял РМК, который, как им всё еще кажется, «тут навсегда». Факторов, подталкивающих их к тому, чтобы начать задумываться о жизни в составе Азербайджана, было не так много, и их всех перебивал один этот «контрфактор» свободного движения по Лачинской дороге под покровительством военных из третьей страны.
Открытие 23 апреля ППП «Лачин», а затем еще и введение ограничительных мер после недавней армянской провокации в момент водружения азербайджанского флага существенно ослабили ту самую сецессионную «центробежную силу» и стимулировали интеграционную «центростремительную силу», то есть, движение не от центра в сторону, а извне — к центру. Именно это вызвало среди карабахских армян новый шок. Перспектива реинтеграции (добровольной или «не очень») впервые вошла в общественную повестку армянонаселённой части Карабаха, о ней стали говорить, обсуждать. И неважно, в каких тонах — как о чем-то «ужасном» и «неприемлемом» или же, напротив, как о чем-то таком, что можно хотя бы приватно между собой «перемолоть» где-нибудь на кухне или в беседке, «забивая козла». Но главное, что об этом уже стали задумываться и обсуждать.
Пример: еще 3 месяца назад никто в Ханкенди даже слышать не хотел о ППП. В начале июня они уже покорно стояли в очереди, протягивали паспорта и смотрели в камеру для подтверждения личности. А сегодня даже этого у них нет, и они мечтают, чтобы вернулась возможность вновь стоять в очереди, протягивать паспортa и смотреть в камеру. И не потому, что они сами к этому готовы, а потому, что их к этому подвели — мы, азербайджанцы, нашими ходами на шахматной доске, не оставляя им никакого другого хода, кроме как того, который нужен нам.
Таким образом, как показывает наш многолетний опыт, одни наши «голые» призывы не воздействуют на армянскую сторону, особенно когда под боком стоит РМК, за спиной которого можно показывать нам язык. Необходимы действия на шахматной доске, подводящие их к тем ходам, которые служат нашим целям.
Теперь назрели новые шаги, еще более ослабляющие центробежные силы, усиливающие центростремительные и стимулирующие еще большее свыкание армянского населения Карабаха с неизбежностью реинтеграции. Что это за шаги?
ПЕРВОЕ
Любого дикого кота можно очень быстро приручить, если его загнать в квартиру и перекрыть все выходы. Первое время он не будет выходить из-под кровати, но голод заставит. Через какое-то время он, поедая корм, даст себя погладить, а вскоре и вовсе станет ручным (проверено лабораторно). Свободное движение между Арменией и Карабахом — это тот самый путь к отступлению, та самая «лазейка в заборе», по которой кот сбегает, так сказать, «столоваться» где-то на стороне и не дает себя приручить. Необходимо полностью закрыть это окно и... оставить миску с «кормом»... в Агдаме. Условный «голод» заставит условного «кота» вылезти из-под условной «кровати». Необходимо открыть в Агдамe оптовую товарно-продуктовую торговую базу, куда могли бы на своих «Газелях» приезжать за всем необходимым представители армянского населения. Кто они — не нам решать, пускай сами выбирают. На въезде в базу необходимо открыть отделение какого-нибудь азербайджанского банка, в котором оптовики из Карабаха могли бы менять доллары (но не армянские драмы — драмам на территории нашей страны делать нечего)... Так вот, менять доллары на азербайджанские манаты по курсу, не отличающемуся от официального курса (кстати, одинаковый курс в Баку и в Агдаме — это важный сигнал). Там же рядом можно открыть наливные резервуары с разными видами горючего, оптовую аптечную базу и т.д.
На въезде можно также оставить что-то вроде «Книги предложений», в которой армяноязычные посетители из Карабаха могли бы первое время писать, на какие виды товаров имеется спрос и что им хотелось бы видеть в продаже в Агдаме.
Первое, очень короткое время - т.е., до первых признаков привыкания армянской стороны - отпуск товаров можно производить в оптовом порядке и по наличной оплате.
ВТОРОЕ
Следующим этапом могло бы стать открытие возможности для мелкооптовых и даже розничных закупок.
ТРЕТЬЕ
Через какое-то время, зафиксировав привыкание посетителей к этому новому для них удобству, можно объявить, что с такого-то дня (допустим, через два месяца) въезд на территорию Агдамского района возможeн будет только автомобилям с азербайджанскими регистрационными номерами. Естественно, сперва будет недовольство, в Европарламенте и ПАСЕ последуют новые резолюции, Макрон что-то там пошумит в унисон с Бобом Менендесом и Кэролайн Кокс. И даже Ереван вновь обратится в Международный суд с требованием о применении промежуточных мер. Но, мы через всё это проходили. Поплачут, поплачут и... привыкнут. Другого-то пути нет — дорога через Лачин закрыта. Вынуждены будут пройти и через эту стадию «приручения». Захотят есть и иметь лекарства в аптеках — поменяют и номера своих автомобилей. Для этой цели в Агдамском районе можно будет открыть специальное отделение ASAN хидмят. А одним из условий смены регистрационного номера на азербайджанский будет получение владельцем транспортного средства «шяхсият вясигяси» гражданина Азербайджана.
ЧЕТВЕРТОЕ
После «пилотного» Агдама, похожие базы можно открыть в Гадруте, Шуше и Тертере.
ПЯТОЕ
На каком-то этапе можно будет попробовать дать самим армянским жителям Карабаха возможность реализовывать свою продукцию азербайджанской стороне. Для начала это могут быть какие-то мелкие закупки сезонных сельхозпродуктов.
Да, дикому коту трудно представить, что его когда-нибудь будут гладить. Но обстоятельства вынудят свыкнуться с этим, как вынудили тех, кто еще совсем недавно смиренно стоял в очереди и смотрел в камеру пограничников. Главное в этом деле — поэтапность, правильный выбор содержания каждого этапа и временнÓго промежутка между ними.
В итоге в один день рядовые армяне утром проснутся и осознают, что они могут сесть и поехать за покупками в азербайджанские города Агдам, Гадрут, Шушу — то, что еще год назад казалось для них немыслимым. И это будет результатом тех ходов на шахматной доске, которые будет делать азербайджанский гроссмейстер и которые будут оставлять для армянского соперника возможность сделать только тот ход, который нужен нам — тот, что будет служить целям «центростремительной силы» в физике.