Иран – Израиль: когда риторики больше, чем действий Размышления Теймура Атаева
Итак, на ирано-израильском треке мир, с учетом открытой информации, наблюдает следующую картину. Как отмечается различными источниками, 1 октября в 19:30 Иран «осуществил самую крупномасштабную ракетную атаку на Израиль» после его провозглашения в 1948 г. (была выпущена 181 баллистическая ракета). КСИР обосновал атаку как «ответ на убийство Хасана Насраллы и Исмаила Хании». По первичной информации, израильские силы ПВО сбили большинство ракет, но были зафиксированы падения в различных регионах страны. Наиболее мощной признается атака в направлении Димоны, где функционирует ядерный научно-исследовательский центр. Также прошла информация о попадании ракет в две авиабазы. Ряд СМИ ссылаются на утверждения КСИР о поражении «90% выпущенных ракет целей» в том числе авиабаз, радиолокационных станций и служб безопасности, планировавших убийства высокопоставленных членов ХАМАС и Хезболлы».
По предварительной информации, в результате прямого попадания ракеты в здание в Тель-Авиве легкие осколочные ранения получили три человека, а в районе города Иерихон на Западном берегу реки Иордан вследствие падения обломков ракеты погиб рабочий из сектора Газа.
Часть иранских ракет были сбиты американскими ВВС над территорией Иордании. Отмечается и участие британских сил в отражении ракетного удара. Израильские источники сообщают, что экстренное заседание военно-политического кабинета Израиля проводилось в Национальном кризисном центре (НКЦ), представляющем собой подземный комплекс (бункер), предназначенный для высшего руководства страны на случай атаки (предусмотрен для защиты от ядерных, химических, биологических и кибератак, а также ударов конвенциональным оружием).
В 20:30 израильская служба тыла разрешила жителям покинуть убежища, а вскоре и управление аэропортов сообщило о возобновлении полетов и открытии воздушного пространства Израиля для гражданской авиации. Параллельно об открытии своего воздушного пространства объявил и Ливан.
Постпред Ирана в ООН Иравани атаку Тегерана оценил как «законный, рациональный и легитимный ответ Ирана на террористические действия сионистского режима, включающие нападения на граждан и наш национальный суверенитет, реализованный по праву». Согласно другим сообщениям, поступающим из Тегерана, «в отличие от Израиля, всегда считающего невинных мирных граждан и объекты гражданской инфраструктуры законной целью для убийств, Иран наносил оборонительные ракетные удары только по военным объектам». Генштаб ВС, опровергнув распространившуюся информацию о намерении Ирана «развязать войну», заявил о «полной решимости отстаивать свое право на самооборону». Также прошла информация о предупреждении со стороны Ирана Израиля, что «в случае новой атаки на Иран будет разрушена израильская критическая инфраструктура», а согласно министру обороны ИРИ Насирзаде, Иран еще «не использовал высокотехнологичные и смертоносные ракеты».
В свою очередь, пресс-служба ЦАХАЛ распространила информацию о том, что «боеготовность ВВС сохранена на прежнем уровне, и мы ночью совершим мощную атаку на Ближнем Востоке». Глава МИД Исраэль Кац ракетную атаку назвал «пересечением Ираном красной линии, в связи с чем Израиль не намерен молчать». Следом начальник генштаба ЦАХАЛа Халеви заявил о «демонстрации Израилем возможности не дать врагу достичь желаемого» благодаря «сочетанию великолепной системы гражданской обороны и сильных средств ПВО». На фоне чего Халеви высказался о «выборе Израилем времени, когда враг заплатит цену». Постпред Израиля в ООН Данон добавил, что «Израиль готов как к обороне, так и нападению, и любым нападающим на страну следует ждать болезненного ответа».
Определив атаку Ирана в качестве «неоправданной» и «решительно осудив» ее, Пентагон озвучил «право Израиля ответить на нападение». При этом приводится высказывание президента США Джозефа Байдена о «неэффективности ракетного удара». В свете сказанного значительное число экспертов предполагают «совместное участие армий США и Израиля в антииранском ответе». Исходят они из распространенного два дня назад заявления некоего «высокопоставленного источника в администрации Белого дома» об «активной поддержке обороны Израиля», в свете чего «прямое военное нападение на эту страну приедет к очень тяжелым последствиям для Ирана» (параллельно Вашингтон сообщил об отправке в регион трех боевых эскадрилий).
Незадолго до иранской атаки кандидат в президенты США Дональд Трамп заявил, что в случае победы на выборах «сможет прекратить хаос на Ближнем Востоке, не допустив развязывания Третьей мировой войны. Никто больше не может сказать такого». Кандидат же в вице-президенты США от Республиканской партии Вэнс в кризисной ситуации на Ближнем Востоке обвинил «действия Камалы Харрис».
Генсек ООН Антониу Гутерриш, не конкретизируя адресатов своей записи в соцсети, осудил «расширение конфликта на Ближнем Востоке, где эскалация следует за эскалацией», подчеркнув «крайнюю необходимость прекращения огня». К слову, миротворческий контингент ООН (UNIFIL) объявил о рассмотрении «любого пересечения ливанской границы с израильской стороны нарушением суверенитета Ливана и резолюции № 1701 СБ ООН».
Вследствии продолжающихся разногласий между лидерами Евросоюза, планы о совместном заявлении по итогам происшедшего остались на бумаге. В частности, подготовленный текст был заблокирован Чехией, что привело к появлению заявления Жозепа Борреля, в котором он от имени ЕС призвал «к немедленному прекращению огня между «Хезболлой» и Израилем», актуализировав «гарантии сохранения суверенитета Израиля и Ливана».
Чего ожидать?
Вполне очевидно, что политики и аналитики всех мастей без устали обсуждают возможное развитие событий. Немалое число экспертов убеждены в намерении израильских властей (скорее всего, при лидерстве США) сформировать в ближайшее время антииранскую коалицию, чтобы не «в одиночестве» осуществить массированную атаку на Иран. В подтверждение чего приводятся отдельные призывы из недавнего выступления израильского премьера Биньямина Нетаньяху на 79-й сессии Генассамблеи ООН, в котором он противопоставил «агрессию Ирана историческому примирению между арабами и евреями», в том числе посредством совместного формирования «Израилем и его арабскими партнерами сухопутного моста, соединяющего Азию и Европу, что послужит на благо 2 миллиардов человек». Однако, по словам Нетаньяху, «созданная Ираном ось зла от Индийского океана до Средиземного моря перекрыла международные водные пути». Тем самым Иран «ставит под угрозу не только государства на Ближнем Востоке, но и в остальном мире».
В свете чего премьер Израиля назвал «одним из лучших способов помешать планам Ирана — достижение мира, могущего стать основой для еще более широкого авраамического альянса, включающего США, нынешних арабских партнеров Израиля, Саудовскую Аравию и других». Продекларировав способствование такого мира «достижению безопасности и процветанию на всем Ближнем Востоке, с принесением огромной пользы остальной планете», Нетаньяху сказал о своей вере в то, что «при поддержке и лидерстве США данная концепция может материализоваться гораздо раньше, чем многие думают».
В унисон прозвучавшему после иранской атаки министр иностранных дел Израиля Кац заявил о важности «поддержки всего свободного мира Израиля для остановления иранской оси зла, пока еще не поздно». Вкупе с чем аналитики ссылаются на выражение солидарности с Израилем премьер-министра Великобритании Кира Стармера, подчеркнувшего, что «мы стоим плечом к плечу с Израилем, признавая его право на самооборону перед лицом агрессии». В данном контексте сообщается о планируемом Байденом обсуждении с Нетаньяху «необходимой реакции».
Таким образом, как считают большинство наблюдателей, на данный момент стороны в основном используют воинственную риторику. Конечно же, варианты «взаимных ответов» не могут не прощупываться. На фоне чего мир в ожидании запланированного на сегодня заседания СБ ООН с обсуждением складывающейся ситуации на Ближнем Востоке. В преддверии заседания Тегеран призвал членов СБ «принять срочные и эффективные меры для недопущения дальнейшей угрозы со стороны израильского режима региональному и международному миру и безопасности». Параллельно постпред Ирана при ООН Иравани в письме к председателю Совбеза и генсеку ООН озвучил «полную готовность страны в случае необходимости принять дальнейшие оборонительные меры в целях защиты территориальной целостности и суверенитета от любых проявлений вооруженной агрессии и незаконного применения силы».
Ждем развития событий.