twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
ИНТЕРВЬЮ
A+
A-

Как первый посол России в Азербайджане с российским послом в Армении не поладил 30-летию дипотношений посвящается

04 Апреля 2022 14:41

Сегодня, 4 апреля 2022 года, Азербайджан и Россия отмечают 30-летие со дня установления дипломатических отношений. В связи с этим президенты двух стран Ильхам Алиев и Владимир Путин направили друг другу поздравительные письма, в которых была отмечена высокая динамика двусторонних отношений, плодотворное сотрудничество в торгово-экономической, транспортной, энергетической, гуманитарной и других сферах. «Особенно отрадно, что нынешний юбилейный год установления дипломатических отношений совпал с подписанием Декларации о союзническом взаимодействии между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией. Этот важный документ зафиксировал качественно новый, самый высокий уровень, на который вышли отношения между нашими государствами за тридцатилетний период», - отметил, в частности, в своем письме В.Путину президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Однако подобный характер межгосударственных отношений применительно к российско-азербайджанским был отнюдь не всегда. И уж тем более, если говорить о начале 90-х годов, когда ельцинская Россия не скрывала своих симпатий к агрессивным устремлениям Армении, помогала ей в оккупации азербайджанских территорий (вспомним скандал с бесплатной передачей Армении российского вооружения на один миллиард долларов, вскрытой генералом Рохлиным). Иными словами, путь к сегодняшнему уровню отношений между Азербайджаном и Россией был не просто тернистым, а усеянным многочисленными минами и прочими опасностями. Тем интереснее будет вспомнить, как Баку и Москва начинали этот путь в далекие теперь уже первые годы независимости. Поможет нам в этом интервью, которое автор этих строк сделал в 2011 году с первым послом России в Азербайджане, ныне покойным Вальтером Шонией.

Вальтера Александровича - кадрового советского дипломата, окончившего МГИМО и Дипломатическую академию МИД СССР, - мне удалось разыскать после многолетних поисков (ни в МИД РФ, ни в посольстве РФ в нашей стране, куда я обращался, не могли назвать ни адреса, ни номера телефона своего бывшего работника) с помощью грузинского политолога Мамуки Арешидзе, он  уже давно ушел с дипломатической службы и проживал с семьей в Тбилиси. 75-летний Шония искренне обрадовался тому, что азербайджанцы о нем не просто вспомнили, но и поминают добрым словом, а потому сразу же согласился поделиться своими воспоминаниями о годах работы в Азербайджане. И, надо признать, сегодняшнему поколению наших сограждан, на протяжении многих лет наблюдающих высокий уровень российско-азербайджанских отношений, они, думаем, будут интересны.

О том, что он назначен первым послом России в Азербайджане, Вальтер Шония узнал, находясь в Турции.  

- Я в то время вот уже 4 года как работал советником-посланником в посольстве СССР/России в Турции. На дворе был то ли конец февраля, то ли начало марта 1992 года. Вдруг приходит телеграмма из Москвы, из которой узнаю, что мне предложено стать послом России в Баку. Я был откомандирован в Москву, где состоялась встреча в МИДе, на которой присутствовали послы России в новые независимые государства бывшего Союза, - рассказал В.Шония.

По его словам, в то время во внешней политике России царила полная неразбериха - денег в госказне нет, как вести дела с новыми независимыми государствами никто в Москве не знал, поскольку приоритет полностью отдавался отношениям с Западом.  

При этом Вальтер Александрович с улыбкой вспоминал о баталиях, которые у него случались с тогдашним послом России в Армении Владимиром Ступишиным. Последний, вместо того чтобы отстаивать интересы страны, которую он представлял в Ереване, больше пекся об армянах.

- Между нами были серьезные разногласия. Я не хотел вступать с ним в конфронтацию, но он делал такие заявления, пропитанные жгучей ненавистью к Азербайджану и азербайджанцам, что я не мог оставаться в стороне. Я был в недоумении и ждал, что Москва вот-вот разразится жестким заявлением по поводу высказываний Ступишина. К сожалению, никаких заявлений не следовало, и мне приходилось самому делать заявления, чтобы сбалансировать нашу политику в отношении Азербайджана и Армении. Нельзя было допускать, чтобы у России в регионе появлялись любимчики и «пасынки», что было бы огромной геополитической ошибкой. Для нас Азербайджан, Армения и Грузия были братскими республиками. Как можно было выделять кого-либо из них? Как можно было делать такие заявления в адрес Азербайджана? Для меня это было огромным шоком. В условиях молчания МИДа России мне приходилось самому что-то предпринимать.

Конечно, мои действия не вызывали восторга у Еревана. Руководство Армении из-за этого было сильно обижено на меня. А потом я узнал, что у Ступишина, оказывается, жена по национальности армянка, и он, находясь под ее влиянием, делал такие антиазербайджанские заявления.  К сожалению, Москва тогда не определила точную линию поведения в отношении Азербайджана и Армении. Я неоднократно обращался в МИД России по поводу провокационных и шовинистических высказываний Ступишина. Но понимания со стороны тогдашнего руководства внешнеполитического ведомства России так и не встретил. Однажды в нашем отделе мы чуть было не сошлись со Ступишиным в рукопашную. В МИДе мне говорили: ну что вы, ребята, все это перетрется и все будет нормально. Но нормально все никак не становилось. Ступишин продолжал делать свои заявления в Армении, а мне приходилось опровергать его. Видимо, тогда наш МИД эта ситуация устраивала, и мне было совершенно непонятно, почему никто не реагирует на действия Ступишина. Я пытался поставить этот вопрос на Коллегии МИД РФ, меня сухо выслушали, но никакой реакции так и не последовало, - рассказал Вальтер Александрович.

Тем не менее, несмотря на трудности первых лет работы в Азербайджане в качестве посла России, он с теплотой вспоминал то время.

- За годы работы в Азербайджане я очень сильно полюбил эту страну, особенно народ. Это не пустые слова. У меня сложились прекрасные отношения со всеми слоями азербайджанского общества, с политиками, с деятелями культуры. Мне, кстати, пришлось готовить первый в истории двух государств визит исполняющего обязанности премьер-министра России Егора Гайдара в Баку, который состоялся 30 сентября 1992 года. Это был очень своеобразный визит, во время которого было принято решение выделить нам место и средства на строительство посольства России в Баку. Кстати, Егор Тимурович производил очень положительное впечатление, был очень доброжелателен и решительно настроен на установление дружественных связей между Россией и Азербайджаном. Он встретился с тогдашним президентом Азербайджана Абульфазом Эльчибеем, я присутствовал на той встрече. Я бы не сказал, что визит российской делегации увенчался таким уж большим успехом, так как тогдашнее азербайджанское руководство не стремилось к восстановлению прерванных связей с Москвой. Однако Гайдар очень хотел внести свой вклад в дело восстановления прежних межгосударственных связей, но в полной мере осуществить задуманное не смог, - делился своими воспоминаниями В.Шония.

По его словам, перелом в двусторонних отношениях России и Азербайджана произошел после возвращения к власти Гейдара Алиева.

- Я был очень хорошо знаком с Гейдаром Алиевым. Я также хорошо знаком с Ильхамом Гейдаровичем, который является очень мудрым главой государства, достойным продолжателем дела своего великого отца. В 1993 году вместе с Гейдаром Алиевым пришло и совершенно другое правительство в Азербайджане. Я прямо вам скажу: с Гейдаром Алиевичем мы встречались очень часто. Более того, он постоянно звонил мне по телефону и прямо говорил, чтобы я сразу же обращался к нему в случае необходимости. И я звонил. Это был совершенно потрясающий, великий государственный деятель. Я благодарю Аллаха за то, что Гейдар Алиевич вовремя пришел к власти в Азербайджане, и тем самым спас страну. Для меня было огромным наслаждением работать с Гейдаром Алиевым, - оживленно рассказывал Шония.

Однако Москве не понравилось, что ее посол в Азербайджане выстроил грамотные отношения с новым руководством республики. В России были крайне недовольны позицией посла Шония по Карабаху, а также по поводу занятой им позиции о статусе Каспия и принадлежности морских месторождений Азербайджану.

- Как-то приехал в Баку тогдашний министр топлива и энергетики России Юрий Шафранник. Пришел он в посольство и говорит, что приехал по поручению Ельцина вести переговоры с Азербайджаном. Так вот, он подписал соглашение с азербайджанской стороной, в котором было написано: азербайджанский сектор Каспия. То есть, Шафранник использовал такой термин, а не я. А когда я стал использовать этот термин, то в Москве это вызвало острое недовольство. В посольство пришло письмо за подписью Козырева о том, что нет никакого сектора. Оказывается, в МИДе думали иначе, чем в Минтопэнерго. Мол, это общее достояние. Потом, конечно, все пришли к соглашению о том, что каждая страна Каспийского бассейна имеет свой сектор. Видимо, те люди в Москве, которые были против Шафранника, стали вести против меня пропаганду, что, мол, посол России в Баку занимает какую-то непонятную, проазербайджанскую позицию. Действительно, по многим вопросам я поддерживал позицию Азербайджана, особенно тогда, когда республика вступала в СНГ. Когда я вместе с азербайджанской делегацией во главе с Гейдаром Алиевым приехал в Москву, то во время встречи с тогдашним министром обороны России Павлом Грачевым я сел рядом с азербайджанцами. Грачев сразу вскинул брови и спросил, почему я, посол России, сел за столом не с российской делегацией, а с азербайджанской. А я ответил, что тем самым показываю свою полную поддержку решению Гейдара Алиевича о вступлении Азербайджана в СНГ. Я считал, что для Москвы чрезвычайно важно иметь очень хорошие отношения с ключевым государством Южного Кавказа - Азербайджаном, - рассказал Шония.

В конце концов, в 1995 году Москва решила заменить посла в Азербайджане.

После этого Вальтеру Шония больше не довелось побывать в Азербайджане, который он искренне полюбил. Тем не менее, уже уйдя с дипломатической службы и вернувшись в Грузию, он продолжал следить за событиями вокруг Азербайджана и искренне верил, что Карабах непременно вернется к его истинным хозяевам. К сожалению, Вальтер Александрович не дожил до радостного дня победы - он скончался в 2014 году в возрасте 78 лет. С тех пор сменилось несколько послов России в Азербайджане…Впрочем, это уже совсем другая история…  

Caliber.Az
Просмотров: 6012

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
ads
Cамые читаемые
1

Внучка Ильхама Алиева стала чемпионкой мира по кунг-фу ФОТО/ВИДЕО/ОБНОВЛЕНО

7254
18 Мая 2025 16:18
2

Память в названиях: улицы Баку в честь героев нефтяной славы Экскурс в историю на Caliber.Az

6602
18 Мая 2025 10:01
3

«Конфетная обёртка» армянского реваншизма Кудряц и Ахметов на Caliber.Az

2488
18 Мая 2025 12:36
4

Перезагрузка в Албании как признание роли Азербайджана Баку закрепляет позиции

2308
17 Мая 2025 16:16
5

Из центра Южного Кавказа — в центр европейской повестки Первые итоги VI саммита Европейского политического сообщества

2302
17 Мая 2025 09:19
6

Косметологом, которую обвиняет молодая бакинка, занялась прокуратура ОФИЦИАЛЬНО / ФОТО

1968
17 Мая 2025 11:56
7

Ломая стены и судьбы: бакинскую девятиэтажку продолжают превращать в руины Жильцы обвиняют районную ИВ / ФОТО / ОФИЦИАЛЬНО

1879
19 Мая 2025 21:11
8

Болливуд с ядерными ракетами Аналитика Сергея Богдана

1856
18 Мая 2025 16:00
9

Грузинский STOP армянской отраве Маисая и Гаришвили на Caliber.Az

1488
17 Мая 2025 12:03
10

Транспортные коридоры и география интересов Тасиц и Агамирзаев на Caliber.Az

1310
17 Мая 2025 15:00
ИНТЕРВЬЮ
Эксклюзивные интервью с различными интересными личностями
loading