Геополитическое фиаско Еревана Рябцов и Муталиев на Caliber.Az
Пашинян направляется в Москву наводить мосты. Ереван, по мнению ряда экспертов, утратил привлекательность для коллективного Запада — или, как минимум, для Вашингтона. К таким пессимистичным выводам пришёл армянский политолог Артур Хачикян, отметив, что ЕС делает акцент на том, что премьер-министр Армении, стремящейся в Евросоюз, едет в Москву для участия в праздновании 9 мая.
Мнение армянского политолога приобретает дополнительную остроту на фоне информации, распространённой армянскими СМИ: Пашинян нанял американскую PR-компанию Mercury, чтобы понравиться Дональду Трампу и убедить его в том, что Армения может быть важным стратегическим партнёром США на Южном Кавказе.
В оценках Хачикяна немало панических нот: «У Запада нет интересов в Армении, и вместо этого Кая Каллас поехала в Азербайджан за газом и нефтью, чтобы целовать руки азербайджанскому президенту».
Действительно ли Ереван утратил стратегическое значение для США и ЕС? За ответом на этот вопрос корреспондент Caliber.Az обратился к зарубежным политологам.
По мнению российского эксперта по Южному Кавказу Александра Рябцова, в маневрах Пашиняна нет ничего удивительного, ведь «Москва предупреждала Ереван».
«За последний год было немало заявлений Москвы о том, что Еревану следует остановиться в попытках понравиться Западу. Российский МИД и политики не раз по-дружески напоминали, что интерес Вашингтона и ЕС к Армении носит исключительно «сезонный характер». А затем Армения на какое-то время — а возможно, и надолго — потеряет поддержку Запада, включая даже столь любящего Армению президента Франции Макрона.
Запад интересуется Арменией сугубо потребительски — здесь можно выделить две цели: стравить Армению с Россией, а также использовать голоса армянской диаспоры за рубежом. Эти диаспоры проживают в так называемых титульных городах мира — Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Париже, Берлине, Брюсселе. Потому интерес к ним у разных политических сил возникает периодически.
На данный момент команда Трампа полностью утратила интерес к Армении, поскольку считает армянскую диаспору проводником интересов Демократической партии. Трамп принципиален и, по сути, внёс Ереван в «чёрный список». Возможно, Вашингтон в чём-то ещё будет демонстрировать поддержку Армении, но это будет лишь игра на публику. В реальности же – полный провал «американского курса» Еревана.
Это также объясняется отсутствием экономической выгоды от отношений с Арменией. Трамп понимает, что даже если Ереван откроет коммуникации и пойдёт на мирное соглашение с Баку по всем пунктам, ему нечего предложить США — у Армении нет ни денег, ни ресурсов. А у Азербайджана есть и то, и другое, плюс геополитическое лидерство в регионе. Так что Баку для Трампа гораздо более интересен и перспективен.
Поэтому в Москву Пашинян едет, покорно склонив своё армянское упрямство перед Кремлём, чтобы жаловаться на жизнь и договариваться о российской поддержке. С месседжем «не держать зла» и «простить покорно». Очевидно, что мяч уже на стороне Москвы, которая вполне может устроить Еревану публичную взбучку на майских торжествах», — полагает А. Рябцов.
Кыргызский политолог Умар Муталиев считает, что Пашинян — «политик момента», а не стратегии, и именно этим объясняется хаотичность поведения Еревана. Армения мечется, поскольку не может предложить миру ничего, кроме идеологических догм армянского шовинизма. Пашинян оказался заложником этой ситуации, которая исправляется крайне медленно — реваншизм в Армении всё ещё силён.
«В Москве прекрасно понимают, что поддержку Еревану в Брюсселе оказывают в первую очередь из идеологических соображений. Не стоит забывать, что ЕС — это во многом идеологический союз, стремящийся ассимилировать другие народы под свою повестку, несмотря на внешнюю оболочку мультикультурализма. Поэтому время от времени Ереван будет получать поддержку от ЕС, в отличие от США, которые фактически отказались от политического спонсорства Армении.
Пашинян — политик, способный предложить Западу лишь себя, свою готовность угождать и антироссийскую риторику под аплодисменты Брюсселя. Но на этом его политический инструментарий заканчивается. Париж предоставил Еревану оружие, однако и проармянская активность Макрона уже сходит на нет — на повестке дня у Франции новые интересы.
А сейчас прозападный Пашинян едет в Москву прославлять российское оружие. Не парадоксально ли это? Ереван, несмотря на все искусное угодничество Пашиняна, обречён на фиаско, пока не избавится от реваншистской армии — как внутри страны, так и в идеологическом пространстве. Эта армия заставляет Пашиняна продолжать играть в недоговороспособность с Азербайджаном.
Пока Пашинян не выведет Армению на путь сотрудничества с Азербайджаном и Турцией и не перезагрузит всю токсичную политику ереванских элит, исход будет один и тот же. Хочется надеяться, что у него хватит ума и воли понять: политика момента — крайне провальный инструмент. Без сотрудничества с Азербайджаном и Турцией Пашинян обречён плясать то в угоду Москве, то в угоду Брюсселю», — резюмировал У. Муталиев.