«Миротворец» без мандата Армяно-французский театр абсурда
Общеизвестно, что глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро — ставленник президента Эммануэля Макрона. Хотя официально он стал министром по европейским делам и международным связям в рамках более широкой реструктуризации правительства, в реальности его назначение есть политическое решение, принятое лично главой французского государства.
Кроме того, Барро — член основанной французским президентом партии Renaissance («Возрождение») и представитель технократического крыла правящей коалиции, с акцентом на цифровую экономику, международное сотрудничество и проевропейскую повестку. Таким образом, можно уверенно сказать, что его продвижение — это часть стратегии Макрона по укреплению своего влияния на внешнюю политику Франции.
Вспомнили мы об этом, потому что месье Барро изволил, находясь в Ереване, сделать очередное заявление, которое иначе как анекдотичным не назовешь.
«Мы содействовали усилиям властей Армении в достижения мирного соглашения с Азербайджаном», — изрек глава французского внешнеполитического ведомства, отвечая на откровенно провокационный вопрос о том, «какие шаги предпринимает Франция, чтобы исключить эскалацию и возможную агрессию Азербайджана».
Очевидно, что мы имеем дело с очередным нелепым выпадом в свой адрес. Причем, нелеп он по целому ряду причин. Во-первых, на протяжении более четверти века Армения держала 20% территории Азербайджана под оккупацией, игнорируя международное право и четыре резолюции Совета Безопасности, а вовсе не наоборот.
Во-вторых, комична по своей сути попытка обвинить Азербайджан за то, чего в реальности не существует, но что мнится официальному Парижу. С таким же «успехом» любая иная страна может обвинить Францию в «возможной агрессии против планеты Марс». Однако мы уже давно привыкли к тому, что официальный Париж готов руководствоваться не фактами, а мифами, чаще всего армянского происхождения, и в то же время спешит записать на свой счет то, что и близко рядом не стояло.
«Мы приветствовали согласование текста документа и призываем Азербайджан подписать его», — сделал Барро абсолютно абстрактное заявление, предназначенное к тому же совершенно не понятно для кого. Особенно в свете того, что вчера глава армянского МИД Арарат Мирзоян отметил, что Армения имеет четкое видение: необходимо нормализовать отношения с Азербайджаном и Турцией с уважением к суверенитету и территориальной целостности друг друга. «Мы знаем, что мир не достается легко, это продолжительный процесс, который продвигается смелой дипломатией, взаимопониманием и установлением доверия», — сказал он.
Кроме того, вчера высказался и премьер-министр Армении Никол Пашинян, заявивший, что лично инициирует изменения в основной закон Армении, если Конституционный суд не одобрит мирное соглашение с Азербайджаном.
По сути, это было признание Пашиняна в том, что причина затягивания подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном кроется в попытках официального Еревана «финтить ушами» до посинения.
Азербайджан, который инициировал мирный процесс сразу после восстановления своих суверенитета и территориальной целостности, всегда и четко указывал на главные препятствия на пути к подписанию большого мирного договора с Арменией. И в первую очередь речь шла о необходимости внесения изменений в Конституцию Армении, в преамбуле которой содержатся территориальные претензии к Азербайджану и Турции. И вот только сейчас, спустя долгое время, бесполезно потраченное армянской стороной на попытки избежать выполнения обоснованных требований официального Баку, мы услышали от Пашиняна что-то, похожее на готовность к конструктивным шагам. Но это, подчеркнем особо, пока только слова.
В любом случае, главе МИД Франции следовало бы адресовать свои претензии не Азербайджану, а Армении. Однако, как мы уже не раз убеждались, Макрон и его ставленники не могут быть объективны в вопросах, касающихся армяно-азербайджанского урегулирования. И месье Барро — яркий тому пример.
«Я очень обеспокоен ростом напряженности на (армяно-азербайджанской) границе. Надеюсь, что развернутая на месте европейская миссия сможет быть расширена, чтобы иметь возможность наблюдать и сдерживать эту напряженность. Теперь необходимо подписать мирный договор и освободить произвольно задержанных и заключенных», — заявил он в середине апреля перед заседанием Совета ЕС по иностранным делам в Люксембурге.
И тогда, и сейчас вырисовывается одна и та же картина — официальный Париж предпринимает неуклюжие попытки записать в свой актив то, что в действительности является его пассивом.
Макроновская Франция из кожи вон лезла, дабы воспрепятствовать торжеству международного права, восстановлению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана. И когда все эти потуги потерпели фиаско, там принялись спекулировать на вопросах, не имеющих к Франции никакого отношения.
И нынешняя речь главы французского МИД из той же «оперы абсурда», слушать которую в Баку никто не собирается. Единственное, что мы можем сделать — это посоветовать месье Барро и в его лице всему Елисейскому дворцу не столь явно выставлять себя в неприглядном свете, пытаясь скрыть очевидное.
И здесь речь не только о попытках официального Парижа представить себя в роли стороны, заинтересованной в справедливом мире между Баку и Ереваном, но и о пощечине, весьма бурно обсуждаемой во всем мире, хотя Елисейский дворец и отрицает ее факт.