Не грози южному городу Аналитика Мурада Абиева
Не прошло и двух недель после достопамятной речи помощника госсекретаря Джеймса О’Брайена, как его босс Энтони Блинкен созвонился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Напомним, что О’Брайен на слушаниях в комитете Палаты представителей Конгресса США по иностранным делам позволил себе высказывания недопустимой резкости и несовместимые с принципами уважения суверенитета государств. В частности, была озвучена угроза в случае реализации строительства дороги из материкового Азербайджана в Нахчыван через территорию Ирана. Также было заявлено о приостановлении официальных контактов между странами, военной помощи нашей стране, и вообще, «что все уже не будет как прежде».
В ответ Баку применил симметричные меры, а именно, отменил визиты официальных лиц из США и отказался от предстоявших переговоров на вашингтонской площадке. Попытка наезда на Азербайджан не прошла. Азербайджан - это страна, высоко ценящая свой суверенитет, и не позволяющая им пренебрегать кому бы то ни было. Это, очевидно, хорошо поняли в Белом доме, и вот уже Блинкен просит Алиева разрешить О'Брайену посетить Азербайджан в декабре с целью нормализации отношений между Баку и Вашингтоном.
То есть, получается, что «все уже не будет как прежде, но если очень надо, то будет». Кому в этом случае надо, вопрос, кажется, риторический. Именно Штатам по целому ряду причин нужно восстановление доверия Баку к вашингтонской переговорной площадке, не говоря уже о том, что именно Америка нуждается в Азербайджане для продвижения своих интересов на обширном пространстве Центральной Азии. Это не означает, что Баку не нуждается в хороших отношениях с США. Сказать такое значило бы самонадеянно игнорировать реальность, в которой Штаты все еще являются самой мощной державой на планете. Однако руководство нашей страны однозначно дало понять, что сотрудничество с Америкой не может происходить за счет национальных интересов Азербайджана.
Ильхам Алиев, как мы знаем, согласился с предложением госсекретаря о визите О’Брайена при условии, что после этого визита будет снят необоснованный запрет на визиты высокопоставленных чиновников Азербайджана в США. Госсекретарь дал свое согласие. Представляется очевидным, что Белый дом сначала решил попробовать действовать нахрапом, рассчитывая, что у Баку дрогнет, что у него сдадут нервы. Действуя таким образом, Вашингтон пытался получить максимум преференций с помощью минимума усилий.
Мотивов для давления на Азербайджан у США несколько. Во-первых, изолировать Россию и Иран из региональных коммуникационных проектов. Во-вторых, по возможности, добиться максимальных преимуществ для Армении в русле вильсоновской политики опеки армян. По их логике, Баку, вернувший под свой контроль Карабах, должен настолько быть благодарен за это судьбе, что во всех оставшихся вопросах обязан безоговорочно следовать инструкциям Вашингтона. В частности, Азербайджан, подчиняясь логике строительства коридора через Армению без российского контроля, должен послужить тягой для выдавливания из региона России. Одним словом, американцы хотят нашими руками таскать каштаны из огня. Предполагается, что мир с Арменией на условиях США стоит того, чтобы поссориться с остальными соседями.
Баку же для реализации собственных интересов ведет сбалансированную политику. У нас нет никаких претензий ни к Ирану, ни к России до тех пор, пока те уважают нашу территориальную целостность. Скажем больше, мы проводили нашу политику таким образом, что привели эти страны к признанию нашего суверенитета над Карабахским регионом. У нас были моменты обострения отношений как с Москвой, так и Тегераном, однако Баку не дает волю эмоциям. Азербайджан не пошел по пути эскалации отношений и сделал все для того, чтобы привести к максимальному балансу интересы всех региональных сил. Тем более наша страна не будет ссориться с соседями по указке третьих сторон.
Кстати, лидеры этих стран публично и неоднократно заявили, что Карабах – это Азербайджан. А вот Вашингтон ни разу, ни за тридцать лет до 44-дневной войны, ни в течение всего периода после нее, так и не озвучил этого простого признания. И на этом фоне совершенно естественно, что Баку отказался от вашингтонского формата переговоров.
Теперь же, похоже, Белому дому необходимо вернуть переговоры на вашингтонский трек. В этом смысле шаг назад в позиции Штатов носит скорее ситуативный характер и вовсе не означает, что они ослабят давление на нашу страну. Скорее всего это давление просто перейдет в другое измерение – постепенное и ползучее. В этих условиях Баку будет, как и прежде, стойко придерживаться национальных интересов. На ползучее давление можно, например, оказывать ползучее сопротивление. А там и выборы американского президента не за горами. Есть основания полагать, что Байден не будет выдвигать свою кандидатуру на второй срок. А это значит, что команда в Белом доме может смениться даже в случае победы демократов, что может привести к «перезагрузке» внешних отношений. Тем более, что команды, которые сейчас примеряются к кабинетам Белого дома, убедились, что прибегать к угрозам и санкциям по отношению к Баку, как это попыталась сделать администрация Байдена – не самый удачный вариант.
Что бы ни произошло, Азербайджан в течение тридцати последних лет показал, что умеет противодействовать внешнему давлению. Так будет и впредь.