Не стоит идти ва-банк Впрочем, дело хозяйское
5 декабря, в рамках визита в США, министр обороны Армении Сурен Папикян встретился с министром обороны Ллойдом Остином. Папикян представил подробности реформ, проводимых в армии Армении, а также отметил, что существуют приоритетные направления сотрудничества, направленные как на реформирование вооруженных сил Армении, так и даже на повышение уровня взаимодействия с Вооруженными силами США. Глава Пентагона – человек вежливый, и, скорее всего, именно поэтому отметил, что визит главы оборонного ведомства Армении является историческим. Чуть позже мистер Остин на правах гостеприимного хозяина подчеркнул, что США поддерживают независимость, суверенитет и благополучие Армении, и выразил удовлетворение тем, что сотрудничество между двумя странами продолжает расширяться. Далее министр Остин выразил готовность США продолжать содействовать реформам вооруженных сил Армении. Папикян подтвердил стремление Армении достичь долгосрочного мира в регионе. В свою очередь, министр обороны США Ллойд Остин выразил поддержку США этому стремлению.
Тем не менее, к сожалению, Папикян ни словом не обмолвился, что для того, чтобы в регионе установился долгосрочный мир и вообще чтобы была открыта новая страница, необходимо в самые кратчайшие сроки внести в Конституцию Армении соответствующие изменения, всеми силами способствовать возвращению азербайджанцев на территорию Западного Азербайджана, а также открыть наконец Зангезурский коридор, который позволит оживить региональную торговлю, подключить Армению к другим международным региональным проектам и вообще жить мирно и без территориальных претензий, только так и никак иначе.
А вот входит ли в планы Армении, в свете этого реформирования вооруженных сил и углубления военно-технического сотрудничества с США по всем направлениям, обратиться к России с просьбой о немедленном выводе 102-й военной базы, Папикян не сказал. Видимо, этот вопрос, равно как и дальнейшее нахождение Армении в ОДКБ, стороны не обсуждали, или обсуждали, но уже по завершении официальной части, что называется, тет-а-тет, и что-то мне подсказывает, что как только в речах официальных лиц Армении появятся выражения вроде «немедленный выход из ОДКБ» или «русская армия покидает Армению», начнется самое интересное. А когда это начнется (а «это» обязательно начнется, причем сразу, как только прозвучат подобные лозунги), нам останется просто стоять в стороне и любоваться композицией. Зрелище будет прекрасное во всех отношениях, с огоньком и народными гуляниями. Более того, это самое углубление военно-технического сотрудничества с США по всем направлениям не оставит равнодушным и Иран, которому смена российской базы в Армении на американскую не нравится вообще, от слова «совсем».
Минимальным наказанием за резкую смену геополитической ориентации может стать, для начала, высылка армянских гастарбайтеров из России, затем налоговые проверки в компаниях, которые работают на территории России и принадлежат армянам, выяснение правильности получения армянами прав собственности на земельные участки в Краснодарском крае (особенно в Сочи) и Ставрополье. В общем, события будут довольно бурными, я бы даже сказал, интересными, и жизнь кое у кого обещает быть веселой и динамичной. О несоответствии армянской сельскохозяйственной продукции, а также сырья и продовольствия российским стандартам я даже не говорю, кроме того, будет очень интересно посмотреть на увеличение числа армянских грузовиков, которые обязательно будут ожидать проезда через КПП «Верхний Ларс», но это уже детали.
Может случиться кое-что и пострашнее, США не отличаются ни наивностью, ни глупостью, там в слова особо не верят, и чтобы Армения в самый последний момент не решила отказаться от «углубления военно-технического сотрудничества», Армению могут, что называется, повязать кровью, ну, заставить совершить нападение на российское посольство или же 102-ю военную базу. Вот тогда на самом деле «отступать будет некуда», потому что реакция Москвы может быть совершенно непредсказуемой. Или, наоборот, до боли предсказуемой, а что и у кого именно будет болеть – вы и без моей подсказки догадаетесь.
В этой ситуации самым интересным, с моей точки зрения, является не только и не столько реакция Москвы и Тегерана (именно «интересным», а не «важным»). Власти Армении пытаются в кратчайшие сроки, а именно – до инаугурации Трампа, достичь хоть какого-то соглашения с США, чтобы «было о чем говорить» с новой администрацией, а также выяснить, согласна ли будет новая администрация Белого дома на военное сотрудничество с Арменией без предусловий вроде «скажи решительное нет ОДКБ». По-моему, умеренная критика ОДКБ со стороны премьер-министра Армении Никола Пашиняна, заметьте, без декларирования намерений покинуть ряды ОДКБ, вполне укладывается в рамки этой теории. Армения прощупывает почву и пытается не просто не прогадать, Армения пытается не пропасть в случае, если администрация Трампа решит, что регион Южного Кавказа на данном этапе не входит в список приоритетов США.
В любом случае, ситуация прояснится в первые несколько месяцев президентства Трампа, а Трамп человек деловой и торговаться умеет. Поживем – увидим, но, как говорил герой одного неплохого советского фильма, «вечер перестает быть томным».