«План завтрашнего дня Газы»: остановит ли он кровопролитие? Расклад Шерешевского
Согласно сообщениям израильского канала «Кан-11», группа арабских стран передала американской администрации «План завтрашнего дня Газы». Так называется проект управления сектором после завершения арабо-израильской войны. В эту группу стран входят ОАЭ, Саудовская Аравия, Иордания и Египет. Заинтересованность именно этих четырех государств в прекращении арабо-израильского конфликта понятна.
Эмираты и Саудовское королевство — самые богатые арабские страны региона, которые спонсируют ряд других, включая Иорданию и Египет. Они стремятся быть флагманами арабского мира, выступать в качестве тех, кто принимает основные решения в регионе и выступает с посредническими миссиями. Кроме того, они заинтересованы в скорейшем урегулировании конфликта. Обе страны являются геополитическими соперниками и конкурентами Ирана. Поэтому они стремятся к сотрудничеству с Израилем. ОАЭ уже установили с ним дипотношения, саудовцы рассматривают такую возможность.
Что же касается Египта и Иордании, то война между Израилем и арабами вблизи их границ представляет собой экзистенциальную угрозу для обеих стран. Иордания, около половины населения которой составляют палестинцы (причем у многих из них родственники живут в секторе Газа), буквально вскипает время от времени выступлениями, направленными против Израиля и требующими защиты жителей Газы. В Египте среди молодежи антиизраильские настроения также вылились в уличные протесты и приобрели такие масштабы, что, по мнению социологов, это может оказать влияние на будущее страны. Оба государства опасаются, что эти выступления перейдут в антиправительственные, поэтому они заинтересованы в скорейшем урегулировании конфликта в секторе Газа.
Что же предлагает четверка?
Из расплывчатых сообщений можно понять так, что они заинтересованы передать Газу в управление Палестинской Автономии, частично контролирующей в настоящее время Западный Берег реки Иордан (там также находятся израильские военные, которым принадлежит львиная доля власти). Но одновременно, на территории сектора Газа, согласно плану, будут в том или ином качестве присутствовать силы четырех стран. Какие силы и в каком качестве, трудно понять, но не исключено, что это будут военные соединения, наблюдающие за прекращением огня.
Из сообщения «Кан-11» следует также, что саудовцев и эмиратцев не устраивает Палестинская Автономия в ее нынешнем виде, и они хотели бы ее реформировать. Идет ли речь о борьбе с коррупцией, в которой часто обвиняют ПА? Или руководство палестинцев должно стать более инклюзивным, включив различные группировки и партии, которые в настоящее время оттеснены от управления Палестинской Автономией? Там уже давно не проводятся выборы (с 2006 года).
Еще одно любопытное сообщение поступило на этом фоне из Пекина. Сообщается, что 23 июля представители 14 палестинских организаций завершили переговоры и подписали Пекинскую декларацию о прекращении раскола. Этот документ включает в себя намерение создать после окончания войны единое палестинское временное правительство. Среди подписантов движение ХАМАС, которое ведет войну с Израилем, контролируя сектор Газа, союзная ему группировка «Исламский джихад» и светская группировка ФАТХ, которая руководит Палестинской национальной администрацией (Палестинской Автономией) на Западном берегу реки Иордан. Раскол между этими группировками существует с 2007 года, когда боевики ХАМАС взяли власть в секторе Газа, вытеснив оттуда представителей ПА. Означает ли подписание Пекинской декларации, что стороны смогли, наконец, договориться?
Официальный представитель МИД КНР Мао Нинг сообщила следующее: «В соответствии с резолюциями Организации Объединенных Наций, Декларация соглашается создать независимое палестинское государство со столицей в Иерусалиме и поддерживать целостность палестинской территории, включая Западный берег, Иерусалим и сектор Газа. В Декларации говорится, что временное правительство национального примирения будет сформировано и восстановление Газы будет осуществляться на основе консенсуса всех палестинских фракций и действующего Основного закона Палестины. Всеобщие [палестинские] выборы должны быть подготовлены и проведены как можно скорее в соответствии с принятым избирательным законом».
Итак, если мы суммируем все эти сообщения, то можем заметить, что постепенно формируются условия для послевоенного урегулирования в Газе. Возможно, это будет нечто вроде единого палестинского руководства, включающего ФАТХ и ХАМАС, под эгидой четырех арабских стран, которые помогут в восстановлении Газы, не допустят дальнейшей эскалации насилия между палестинцами и Израилем и станут заливать деньгами противоречия между палестинскими группировками.
Подобный сценарий нельзя исключать. Однако вызывает сомнение то, что он может быть реализован при согласии нынешнего правительства Израиля. В него входят радикальные группы, которых возглавляют глава Минфина Бецалель Смотрич и глава Министерства национальной безопасности Итамар Бен-Гвир. Оба угрожают премьер-министру Беньямину Нетаньяху уходом из правительства в случае, если он выведет войска из Газы и откажется от цели уничтожения ХАМАС. Это означало бы развал правящей коалиции и новые выборы, которые, судя по данным соцопросов, Нетаньяху и его партия Ликуд проиграют. Поэтому Нетаньяху вряд ли в обозримом будущем примет решения в духе арабского «Плана завтрашнего дня для Газы».
И вообще, в связи с подписанием Пекинской декларации, Израиль выступает против того, чтобы ХАМАС играл какую-либо роль в управлении Газой. По словам министра иностранных дел Исраэля Каца, «вместо отказа от терроризма ФАТХ принимает убийц с распростертыми объятиями». Кац подчеркнул, что «безопасность Израиля останется исключительно в руках Израиля».
В отличие от США, КНР не обладают военными возможностями в регионе, и зависимость региона от них существенно меньше. Посреднические усилия Китая важны, но все же без американского влияния и давления конфликт вряд ли завершится.
Сейчас многое зависит от итогов выборов в США и от того, какую позицию займет будущая американская администрация. Какое давление она будет оказывать на стороны конфликта и что она сможет и захочет им предложить в обмен на уступки? Пока нет ответов на эти вопросы.