Победы в горах куются в городах Исрафил Ашурлы в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с известным азербайджанским альпинистом Исрафилом Ашурлы.
- Сейчас вы находитесь на тренировочных сборах в Приэльбрусье. Покорение какой вершины является вашей следующей целью?
- В следующем году я планирую завершить то, что не удалось сделать в году уходящем - предпринять новую попытку восхождения на расположенную в пакистанском Каракоруме 12-ю по высоте вершину мира - Броуд Пик (8051 м). Ближайшие полгода у меня уйдут на подготовку к экспедиции. В рамках этой подготовки мне предстоит совершать восхождения и проходить тренировочные сборы в горах Азербайджана, России, Турции, Ирана и Кыргызстана.
- Есть ли такая гора, покорение которой для вас является заветной мечтой?
- Горы прекрасны в своем суровом величии. Магические линии вершин надолго берут ваши помыслы в плен. Конечно же, у меня есть вершины мечты. Что-то уже удалось реализовать, что-то еще, надеюсь, смогу осуществить в будущем. И для того чтобы реализовать эти мечты, мне надо готовиться и подниматься на множество других вершин, которые не всегда являются заветными.
- Будучи студентом АГНА могли ли вы себе представить, что в недалеком будущем вас ожидает карьера альпиниста?
- Несмотря на то, что в рядах «азишников» были ребята, занимавшиеся туризмом и альпинизмом, наши пути не пересекались. Будучи студентом, я никогда бы и не подумал, что горы займут такое важное место в моей жизни и повлияют на нее. Увлечение горами пришло, когда мне исполнилось 30 лет. Пожалуй, это поздновато, но тем не менее, я полагаю, что определенного прогресса мне удалось добиться.
Работать непосредственно по специальности у меня не получилось, но технический вектор, данный мне в альма-матер, я не утратил и более 20 лет работаю в телекоммуникационной индустрии.
- Альпинизм считается весьма опасным видом спорта. Что вами движет, когда вы взбираетесь на новые вершины?
- С этим не поспоришь. Горы - это потенциально опасный мир, где любая внештатная ситуация может иметь серьезные последствия. Но несмотря на это, вертикальный мир притягивает к себе людей. Почему? Не знаю точного ответа, но знаю не понаслышке, что зависимость эта велика.
- Какую подготовку нужно пройти обычному человеку, чтобы начать заниматься альпинизмом? Есть какие-либо спортивные нормативы? Как вы поддерживаете форму?
- Все зависит от целей, которые перед собой ставит человек. Есть маршруты различной категории сложности. От простых маршрутов до пройденных лишь единожды. Чем выше категория, тем выше требования к соискателю. Для того чтобы ходить в горы, надо учиться, получать необходимые знания о природе гор и о том, как безопасно совершать восхождения. Очень важен опыт, который «нахаживается» и включает в себя как знание технических навыков и умение их применять в реальных условиях, так и умение терпеть (холод, всяческий дискомфорт и лишения), и преодолевать не только сложности маршрутов, а в первую очередь самого себя.
Если мы говорим об альпинизме как о спортивной дисциплине, то здесь есть разряды и звания и даже проводятся соревнования в очном и заочном классах. Классический альпинизм до начала Второй мировой войны входил в программу Олимпийских игр (медали присуждались в 1924, 1932 и 1936 годах). Ну а сегодня вышедшее из альпинизма спортивное лазание (скалолазание) и ски-альпинизм входят в официальную программу зимних и летних игр. Еще одна дисциплина – ледолазание - признана олимпийским видом спорта и сейчас идет работа по ее включению в официальную программу игр.
Есть такое клише, что альпинисты тренируются в горах. Но это вовсе не значит, что в городах они бьют баклуши да бренчат на гитарах. Победы в горах куются в городах. На «равнине», как правило, большое внимание уделяется циклическим тренировкам, развивающим выносливость. В городах есть залы, где можно лазать на искусственном рельефе. В некоторых городах Европы популярен urban-climbing, когда зацепки для лазания накручиваются на опорах мостов, стенах домов, промышленных трубах и даже на стенах плотин.
Что до меня, то мои тренировки вне гор это беговые лыжи, плавание, велосипед, подъемы по лестничным пролетам многоэтажек и длительные прогулки. Лазать я предпочитаю не на искусственном рельефе, а на скалах. А за льдом еду на замерзшие водопады.
- Недавно в Азербайджане открылась ваша школа альпинизма. Люди какого возрастного диапазона больше заинтересованы в альпинизме? Сколько участников уже в вашей школе? Есть ли у них серьезные успехи? С какими трудностями вы сталкивались при осуществлении своего проекта?
- В 2018 году я закончил Центральную школу инструкторов альпинизма в России. Данная школа прошла сертификацию Международной федерации альпинизма (UIAA) как система обучения и подготовки альпинистов.
Сразу по окончании обучения я успешно прошел назначенные мне стажировки и получил звание инструктора-методиста по альпинизму. Семья, работа и собственные спортивные планы ограничивают время, которое я могу посвятить обучению молодых альпинистов, но я стараюсь раз в год вести одну смену в расположенном на Северном Кавказе альпинистском лагере «Безенги», а также обучать ребят в Азербайджане. Когда личных восхождений станет меньше, я смогу отдавать больше времени передаче своего опыта и знаний.
Если говорить о количестве, то в первую группу записалось 20 человек, а на занятие пришло лишь 4 человека.
Свою роль вижу в популяризации альпинизма не только как вида спорта, но и как здорового образа жизни, мышления, надлежащего отношения к горам и природе. Я выступаю на различных площадках. Это могут быть школы, мотивационные тренинги в компаниях, участия в форумах. После каждой такой встречи наши ряды пополняются новыми соратниками и единомышленниками. Наверное, в этом и есть «бремя» каждого первовосходителя на Эверест в своей родной стране.
- Является ли альпинизм дорогим видом спорта или попробовать себя может любой желающий?
- Снаряжение, обучение, поездки в горы, транспортные и логистические расходы - все это требует средств. В СССР, понимая прикладную ценность этого спорта в формировании личности, росчерком пера закрепили альпинизм за профсоюзами, сделав за несколько десятилетий элитное увлечение одиночек массовым видом спорта. Было построено большое количество альпинистских лагерей в различных горных регионах страны. Путевки в них выдавались бесплатно либо с большой скидкой. Прокат снаряжения входил в стоимость путевки. Альпинизмом начинали заниматься в институтских секциях, спортивных обществах, секциях при организациях и на предприятиях. По праву советские альпинисты считались и считаются поныне одними из сильнейших в мире.
Сегодня мы живем в других реалиях. Увы, нет той системы поддержки альпинизма и все бремя расходов ложится на плечи желающих им заниматься. Но не все так страшно. На первых порах, чтобы понять «ваше» это или нет, не потребуется серьезных расходов. Можно взять снаряжение в прокат, постараться поехать в наши родные, менее затратные по дороге, горные регионы. Ну а если поймете, что это «ваше», то разве что-то сможет вас остановить? Вы будете искать любую возможность, чтобы заработать, накопить, получить спонсорскую поддержку для того, чтобы купить себе снаряжение или отправиться штурмовать суровые пики Патагонии или вершины в Гималаях.
- Как обстоят дела с альпинизмом в Азербайджане? Какие факторы замедляют его развитие у нас?
- К сожалению, в силу ряда причин постсоветский альпинизм в Азербайджане пока не сформировался как полноценная система подготовки. Безусловно, есть люди различных возрастов, желающие попробовать свои силы в горах. Но нет прошедших обучение действующих инструкторов, способных воспитать, взрастить альпинистов. И это главный «тормоз» прогресса. Инструктор в первую очередь сам должен быть в отличной форме, уметь ходить сложные маршруты в реальном времени, а не в далеком прошлом. Увы, сегодня за серьезными знаниями желающим надо ехать в альпинистские лагеря в соседние страны. Но я уверен, что дело будет меняться к лучшему. Я верю в ставшую крылатой фразу, которую когда-то изрек мой первый инструктор: «Альпинизм - инъекция мужества для целой нации». Для меня точкой невозврата стала трагедия 2017 года, когда мы потеряли троих ребят в наших горах. Да, в горах, как на войне. Не всегда можно предвидеть, что произойдет в следующую минуту. Погибнуть может и новичок, и мастер спорта. Но не должно быть такого нарушения всех азов горовосхождения, которое, увы, привело к трагедии. Альпинизм - это искусство совершать безопасные восхождения и обязательно возвращаться живым и здоровым к тем, кто ждет тебя.
Photo by Saulus Damulevičius/Фото Андрея Пронина