Подурневшая дипломатия Сежурне приехал в Ереван
«К нам приехал, к нам приехал, Сежурне наш дорогой!» — пожалуй, такая вариация классического цыганского припева точнее всего отражает то приподнятое настроение, с каким армянское общество, а еще более политические элиты встретили визит в Ереван министра Европы и иностранных дел Франции Стефана Сежурне.
Еще в Париже Сежурне начал щедро удобрять армянское эго семенами французской солидарности. Естественно, много говорилось об Армении как об «оплоте демократии». И вот уже в армянской столице министр пообещал не что-нибудь, а защитить Армению от «давления России». Заявив об общих ценностях, Сежурне выразил поддержку народу и правительству РА, «несмотря на угрозы и очевидную вражду России, которая пытается оказать давление».
Надо сказать, весьма популистское заявление, которое скорее скрывает, нежели раскрывает суть французско-российских отношений в контексте Южного Кавказа. Практика показывает, что Запад и Россия прекрасно уживаются со своими интересами в Армении. И действительно, зачем ссориться там, где можно обрести согласие? Армения создает напряжение на всем Кавказе. Это выгодно всем трем странам — бывшим сопредседателям Минской группы ОБСЕ. Вместе с тем, не исключено, что три партнера по армянскому общежитию имеют спорные моменты «бытового» характера и пытаются, где возможно, подпортить друг другу настроение замечаниями и скандалами, не гнушаясь там, где нужно прибавить газу под кашей или опрокинуть пуд соли в соседский борщ.
Но вернемся к прочим заявлениям Сежурне – ведь самое интересное он сказал про Азербайджан. «Франция выступает за скорейшее подписание договора, который установит справедливый и стабильный мир, при уважении суверенитета, территориальной целостности двух стран. В этом весь смысл документа, подписанного в Алматы в 1991 г. В Праге общественности была представлена та же идея», – заметил Сежурне, пытаясь мягко постелить под жесткое ложе.
«Франция также содействует процессу делимитации границы между государствами на основе тех же принципов. В Париже считают, что Южный Кавказ должен стать регионом мира и сотрудничества», – уныло продолжал сыпать благостями французский дипломат, прежде чем выдать потрясающий по своей наглости пассаж: «Армения хочет мира. Франция, международное сообщество хотят мира. Поскольку Азербайджан скоро примет COP29, на нем лежит ответственность: до мероприятия показать, что он искренне хочет достичь мира. Думаю, мы должны суметь быстро продвинуться в этом вопросе», – сказал министр.
То есть этот человек хочет повесить на нас некую ответственность подписать мир, да не просто когда-нибудь, а в строго установленный срок. Короче говоря, француз ставит нам ультиматум. Он не рассказал нам о том, что будет, если мы не прислушаемся к его назиданиям, но подразумевается, что после этих слов в Баку должны поежиться и подумать о том, что у французов лопнуло терпение, и что дальше с ними шутить уже нельзя, и неровен час, и на нас полетит атомная бомба – прямо с атолла Муруроа.
На бэк-вокале у французского гостя выступил главный дипломат Армении Арарат Мирзоян. «Как вы знаете, мы передали очередные редакции, в которых полностью согласованный текст, – напомнил Мирзоян. – Мы готовы поскорее подписать текст, который согласован. Договор, которым страны взаимно признают территориальную целостность, Алматинскую декларацию, границы, которые существовали в момент развала СССР».
Оказывается, достаточно просто заявить о том, что готов подписать текст, который согласован, чтобы представить себя стороной, готовой к миру. Подчеркнем для тех, кто до сих пор не в теме (но не для Сежурне, который и так все знает) – под стремлением Армении подписать мир лишь на основе согласованных пунктов скрывается ее нежелание решить фундаментальный для мира вопрос – избавиться от положений в конституции, которые содержат территориальные претензии к Азербайджану.
А вот Сежурне мы скажем иначе – лучше бы вы, господин министр, не торопились поддерживать подобные инициативы, рвение французов в этом вопросе бросает огромную тень иронии на Пятую республику. Ведь все это французско-армянское словоблудие в своем посыле похоже на то, как если бы Конрад Аденауэр в 1958 году (именно тогда был заключен договор о дружбе между Францией и ФРГ), заручившись, например, поддержкой США, выдвинул бы Парижу предложение подписать договор с той оговоркой, что Берлин признает лишь половину Франции, вы ведь понимаете, о чем мы? Да, конечно, ситуация не точь-в-точь одинаковая (азербайджанцы, в отличие от французов, сами освободили свои земли, а армяне, в отличие от немцев, не сами их завоевали), однако, в своей некой утрированной образной сути все выглядит именно так.
За всеми этими заявлениями отчетливо видится сцена, в которой французские мальчики-дипломаты консультируют армянских мальчиков-дипломатов: «А давайте сделаем вот так…» Хотя, надо признать, что по своему характеру сама идея предложить мир, исключив из него фундаментальные пункты, больше похожа на армянскую, нежели на французскую. Да, в этом безумном и кощунственном хорале более отчетливо выделяется демагогически-гортанный армянский глас, нежели неназойливый насморочный французский прононс. Тогда остается констатировать, что французским консультантам не хватает ни таланта, ни возможностей предложить своим возбужденным подопечным более солидный вариант дипломатической борьбы. То, что наследники блистательного Талейрана вынуждены брать на вооружение подобные дешевенькие инструменты из хачкарной мастерской дяди Ованеса, говорит о том, что ни на что более существенное в дипломатической сфере они не способны. И это хорошая новость.
Однако, есть и плохая новость, и лежит она в плоскости военного сотрудничества между Францией и Арменией, и об этом не преминул вновь напомнить Сежурне, заявивший, что Париж продолжит сотрудничать с Ереваном в сфере обороны и безопасности. «Армения должна иметь возможность защищать свою территориальную целостность и суверенитет, свое население», — сказал он. При этом дипломат лицемерно заверил, что «оборонное сотрудничество двух стран не нацелено на эскалацию в регионе – подобных намерений ни у кого нет».
И здесь нам, конечно, нужно быть особо настороже. Вооружение Армении, локомотивом чего выступает европейский гигант — Франция, грозит постоянной вооруженной эскалацией в регионе.
Ну и, наконец, Сежурне заявил, что Франция переведет Армении 29 миллионов евро на «поддержку вынуждено переселенных жителей Карабаха». Таким образом, официальный Париж берет на себя смелость тиражировать ложь о якобы насильственном переселении армян из Карабахского региона Азербайджана в Армению. Помогая армянским переселенцам, французы еще более подчеркивают свою лицемерную политику потакания бывшему агрессору. Ведь ни одного цента не было предоставлено французским правительством на нужды азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев в течение всего периода оккупации.
Париж сделал очередной шаг на пути конфронтации с Баку. Даже Соединенные Штаты, привыкшие действовать напролом, и, надо отметить, имеющие для этого больше возможностей, стараются избегать в адрес Азербайджана резких заявлений. Впрочем, вероятно, именно Вашингтон делегировал французам роль «плохого парня», который тот с удовольствием исполняет, видя в этом возможность продемонстрировать свою крутость. При этом они, конечно, понимают, что источник этой «крутости» не в них, что еще более распаляет их желчь. Ну что ж, тем комичнее будет наблюдать за кислой миной Парижа, когда Вашингтон все-таки правильно оценит ситуацию и примет прагматичное решение не усугублять ситуацию.
Так оно всегда бывает, когда работаешь на чужого дядю. Это, кстати, еще больше касается армян. Они ведь вообще находятся на самом низшем звене пищевой цепочки, завязанной на дестабилизацию на Южном Кавказе, и при любом раскладе будут съедены в первую очередь.