Провокация Еревана с дальним прицелом Теперь уже по указке Тегерана?
Как известно, 11 апреля примерно в 16:20 подразделения Вооруженных сил Армении обстреляли из разнокалиберного оружия позиции азербайджанской армии в Лачинском районе. Ответным ударом азербайджанской стороны огневые позиции противника были подавлены, а подразделения ВС Армении понесли значительные потери. К сожалению, были потери и с азербайджанской стороны. Эта новая военная провокация Армении против Азербайджана еще раз подтвердила, что Ереван целенаправленно пытается дестабилизировать регион вопреки мирным инициативам и усилиям Баку.
Между тем определенные обстоятельства указывают на то, что провокация армянской стороны была практически предопределена. Как и прежде, одной из главных причин нового всплеска агрессии у армян стало стойкое нежелание Еревана открыто говорить с Баку. Именно после того, как стало известно о возможных переговорах президента Алиева и премьера Пашиняна в Вашингтоне, инициатива которых принадлежит госсекретарю США Энтони Блинкену, армянская сторона устроила военный инцидент. То есть накануне любых важных, поворотных событий, способных повлиять на ситуацию, Ереван традиционно предпринимает вооруженные провокации, с тем чтобы сорвать их и направить внимание международной общественности на «агрессию Азербайджана». Это, во-первых.
А во-вторых, не исключено, что нынешняя провокация была подсказана и одобрена третьими странами. К примеру Ираном, который традиционно негативно, ныне в особенности, настроен против Азербайджана. Тегерану, понимаете ли, не нравится перспектива открытия новых и возобновление когда-то действующих транспортных коммуникаций, в первую очередь Зангезурского коридора, хотя, несомненно, это стратегически выгодно для всех региональных игроков. То, что Иран стал откровенно проявлять враждебность к Азербайджану практически сразу после Второй Карабахской войны, основательно изменившей расклад сил на Южном Кавказе, очевидный факт, как и то, что в Тегеране крайне обеспокоены не только победой Азербайджана над Арменией, но и усилением Турции на Ближнем Востоке. Укрепление позиций Турции и Азербайджана возродило и подогрело фобии иранских правителей, воображающих себя лидерами региона и чрезвычайно ревниво относящихся к успехам соседей. А таким самопровозглашенным лидерам нужна поддержка, лучше раболепная, какую Тегерану сейчас получить фактически неоткуда, кроме как от Армении. Так что Ереван зря обольщается небольшими подачками и льстивыми посулами иранцев – он им нужен исключительно для удовлетворения своих амбиций.
Впрочем, Армении не привыкать действовать по указке извне, а уж чтобы напакостить Баку она на все пойдет, даже на обнищание собственного народа, а не только в подневольное положение к Ирану. То, что иранская муллократия стала инициатором обострения отношений между Тегераном и Баку, для Еревана как манна небесная, и не удивительно, что в армянских СМИ эта тема раскручивается с особым азартом. В Армении мечтают о схватке Азербайджана с ИРИ, тем более что иранская сторона предприняла уже достаточно много провокационных шагов. К примеру, именно Иран первым начал проводить военные учения у границы с Азербайджаном, совершать над ней полеты военных самолетов, устроил теракт в азербайджанском посольстве в Тегеране и даже теракт против азербайджанского депутата.
То есть за антиазербайджанской политикой Тегерана стоят исключительно интересы самого Ирана, а отнюдь не Армении. В частности, Тегеран категорически против какого-либо присутствия в регионе своего главного врага – Израиля, а Азербайджан с каждым днем все более углубляет сотрудничество с ним. А почему, собственно Баку должен прислушиваться к Тегерану, если этот наш южный сосед на протяжении 30 лет проявлял абсолютное равнодушие к оккупации Карабаха и Восточного Зангезура, молча наблюдая за уничтожением исторического и духовного наследия нашего народа. Как говорится, как вы к нам – так и мы к вам…
Зато Армения прямо-таки в восторге от того, что оказалась в одной связке с Ираном ввиду общей неприязни к азербайджанцам, и готова безоговорочно действовать в угоду ему. Тем более что на данный момент их устремления удачным образом совпали.
Ну а в-третьих, вполне вероятно, что в Армении решились-таки на размещение миссии ОДКБ на азербайджано-армянской границе и методом провокаций пытаются оправдать себя перед западными партнерами, переложив вину за военный инцидент на Азербайджан. Поэтому можно предположить, что вероятность появления миссии наблюдателей ОДКБ в регионе, причем в недалеком будущем, обретает реальность. В Ереване, похоже, понимают, что Запад не станет кормить нищую Армению, а Россия, хоть и пребывает сейчас не в лучшей ситуации из-за войны в Украине, все еще не отказывает армянам в дешевом газе и не препятствует жизненно важным для них торгово-финансовым связям по линии ЕАЭС.
С другой стороны, пребывание в Армении миссии ЕС не так уж и оправдало иллюзии Еревана, рассчитывавшего, что отношения между ЕС и Азербайджаном сойдут на нет. Однако несмотря на то, что миссия ЕС была направлена в Армению без согласия Баку, это не стало камнем преткновения в двусторонних отношениях, как на то, видимо, рассчитывали в Ереване. Понятно, что данный факт однозначно снизил доверие Баку к Брюсселю, и как следствие этого наверняка Азербайджан в будущем будет отдавать предпочтение переговорам с Арменией на американском и российском треках, нежели на европейском. Но в целом политика ЕС в отношении Азербайджана как гаранта энергобезопасности на Южном Кавказе не изменилась. А вот для Баку очевидно, что миссия наблюдателей ЕС в Армении не стала каким-то сдерживающим фактором для сохранения региональной стабильности, о чем свидетельствует череда военных провокаций Еревана на границе с Азербайджаном. По сути, это главный козырь в руках Москвы, и скорее всего она додавит Ереван в вопросе миссии ОДКБ в регионе. Однако как бы Армения ни пыталась препятствовать заключению мира с Азербайджаном, устраивая военные провокации на границе, она так и останется на побегушках у своих мнимых покровителей, выполняя указания из Москвы, Брюсселя и теперь уже Тегерана.