Пункты недоверия Мирный договор по Симоняну
Председатель Национального собрания Армении Ален Симонян вчера отметился достаточно любопытным заявлением. Выступая в рамках дискуссии на 149-й ассамблее Межпарламентского союза в Женеве, он сказал следующее: «Лучшее не должно стать врагом хорошего. Настало время установить мир. Мы приглашаем Азербайджан проявить политическую волю, воспользоваться моментом и присоединиться к нам, чтобы сделать возможное реальностью. Армения готова подписать мирный договор уже сегодня».
В этих словах нет ничего нового, всё тот же нарратив о том, какие армяне, мол, миролюбивые, и какие «азербайджанцы кровожадные» — не хотят мира, и всё тут. Однако армянский спикер вдобавок сказал еще кое-что, а именно следующее: «Когда несколько месяцев назад мирный процесс начался всерьез, Азербайджан требовал нашего согласия по пяти международно признанным пунктам. Рад сообщить, что сегодня мы достигли согласия по 16 пунктам».
Напомним читателям, что пунктов в последнем варианте проекта мирного договора действительно 16. Как известно, в прошлом месяце Никол Пашинян заявлял, что «13 статей и предисловие полностью согласованы. Еще 3 статьи, состоящие из двух предложений, частично согласованы. Одно из предложений в этих статьях согласовано, другое – нет». Имеется общее понимание, что самый главный пункт, по которому согласие не достигнуто, это требование азербайджанской стороны к Армении удалить из текста конституции территориальные претензии к Азербайджану. Армянская сторона всячески манкирует это требование. Если вкратце, Ереван отрицает наличие территориальных претензий в конституции и до недавнего времени настаивал на подписании договора на основе только тех пунктов, которые сторонами согласованы. Баку не приемлет такой позиции, так как эти три пункта, и, в частности, пункт об изменении Конституции Армении, является базовым для будущего мира.
Эту позицию буквально два дня назад снова подтвердил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Принимая верительные грамоты Чрезвычайного и Полномочного посла Бельгии, президент Алиев подчеркнул, что все пункты мирного договора равноценны, их нельзя отделить друг от друга, и что он считает странным и далеким от реальности предложение правительства Армении «подписать всё, что было согласовано до сих пор, а несогласованные положения оставить на последующие этапы». Президент также добавил, что ему не известен прецедент подобного подхода.
Выходит, одно из двух: либо стороны действительно за эти пару дней достигли ошеломительного прорыва в переговорах, либо Симонян выдает желаемое за действительное.
Отметим, что официальный Баку к моменту публикации данного материала никак не отреагировал на эти слова Симоняна. Однако, учитывая страсть команды Пашиняна к разного рода словесным упражнениям, жонглированию цифрами, не удивлюсь, если завтра Симонян даст разъяснение в том духе, что он, мол, имел в виду согласование абстрактных принципов, а не самих пунктов договора.
Между тем любопытное известие принесло на хвосте издание «Грапарак». Согласно ему, «Армения планирует удовлетворить очередное требование Азербайджана и не продлевать мандат миссии наблюдателей ЕС в стране». Газета далее замечает, что «официальное подтверждение этой информации пока не получено, так как МИД и миссия наблюдателей не предоставили комментарии. Наблюдатели прибыли в Армению в 2023 году на двухлетний срок, который истекает в феврале 2025 года. В случае, если власти Армении не подадут заявку на продление, миссия завершит свою работу».
Если это окажется правдой, то налицо будет некое движение Еревана навстречу справедливым требованиям Баку. Правда, деятельность миссии никак не является пунктом мирного договора, однако создает для переговоров общий негативный фон. Недаром на уже упомянутой встрече с бельгийским послом президент Азербайджана коснулся и этого вопроса.
Однако вызывают подозрение как сообщения «Грапарак», так и заявления официального Еревана в лице Симоняна. Было бы странно наблюдать резкую смену настроения армянских властей именно в тот момент, когда военное сотрудничество со странами Запада и, как следствие, милитаризация Армении вошли в фазу ускорения. В любом случае, как уже было сказано выше, ввиду имеющихся множественных прецедентов двусмысленности заявлений, сделанных в разное время официальным Ереваном, судить о том, произошли ли в последние дни некие подвижки в переговорах, можно будет лишь спустя какое-то время, если (когда) стороны зафиксируют эти договоренности на земле.