С миру по ставке Азербайджан удешевляет заемный капитал
На фоне снижения инфляционных ожиданий с начала года на глобальном финансовом рынке наметилась тенденция снижения ставок рефинансирования. Данный тренд ощутим и в Азербайджане, где с конца осени прошлого года регулятор последовательно смягчает денежно-кредитную политику на фоне снижения внешнеэкономических рисков, в том числе связанных с фактором импортируемой инфляции. В частности, накануне правление Центробанка Азербайджана (ЦБА) приняло решение снизить учетную ставку с 7,75% до 7,5%, что можно расценивать в качестве сигнала участникам рынка о возвращении к практике удешевления заемного капитала. Регулятор прогнозирует сохранение годовой инфляции в пределах целевого показателя, а также приемлемого уровня профицита счета текущих операций.
Небывалый уровень глобальной инфляции последних двух лет и иные внешнеэкономические факторы, приведшие к стремительному росту цен на потребительские товары и продовольствие, вынудили финансовых регуляторов большинства стран мира последовательно повышать ставки рефинансирования. Данный инструмент обеспечивал удорожание заемного капитала, что, в свою очередь, позволяло тормозить ценовой рост. Оборотной стороной этой политики стало снижение торговой активности, сокращение производства и, в конечном счете, застой в экономике, трансформировавшийся в минувшем году в рецессию. Такова была цена борьбы с инфляцией: выбирая между макроэкономической стабильностью или обеспечением потребностей экономики в «дешевых» деньгах, регуляторы предпочли первое, исходя из принципа меньшего зла.
Как и во многих странах мира, фактор импортируемой инфляции побудил Центробанк Азербайджана к реализации консервативных сценариев в денежно-кредитной и монетарной политике. В том числе в 2022–2023 годах в республике поэтапно повышалась учетная ставка, достигшая на пике подъема 9%.
Эти усилия помогли стабилизировать макроэкономические показатели, и к концу осени прошлого года удалось ощутимо сбить инфляционный накал: так, в IV квартале 2023 года число домашних хозяйств, ожидающих роста инфляции, снизилось до 69% с 81% на конец III квартала. Согласно последним данным ЦБА, двенадцатимесячная инфляция в Азербайджане в прошлом году замедлилась до 2,1%, причем снижение ценового прессинга наблюдалось по всем групповым компонентам потребительской корзины. Так, годовая продовольственная инфляция составила 0,8%, непродовольственная — 2,7%, в сфере услуг — 3,7%. Динамика фактической инфляции также весьма позитивно отразилась на инфляционных ожиданиях на следующий год.
Консервативный курс ЦБА и, что немаловажно, ослабление глобальной экономической активности, приведшее к снижению мировых цен на сырьевые товары, энергоносители и продукты питания, ощутимо ограничили влияние импортируемой инфляции на азербайджанскую экономику. На фоне этого позитива, как и во многих странах мира, в 2024 году приоритеты Азербайджана были нацелены на улучшение экономической динамики, снижение фискального бремени для бизнеса, удешевление заемных средств. В результате в ноябре-декабре прошлого года, а также в конце января 2024 года регулятор трижды снижал учетную ставку с 9% до 7,75%. Позитивные тренды наблюдались в феврале и марте, и накануне ЦБА вновь снизил уровень учетной ставки с 7,75 до 7,5 процента, снизив верхний предел процентного коридора с 8,75% до 8,5%, а нижний сохранил неизменным на уровне 6,25%. Эти решения вступают в силу с 29 марта, а следующее рассмотрение параметров процентного коридора состоится 1 мая текущего года.
«Данное решение было принято с учетом сравнения фактической и прогнозируемой инфляции с целевой (4±2%), стабилизации инфляционных ожиданий, изменений, происходящих в балансе рисков. Снижение верхней границы процентного коридора и учетной ставки с учетом сохранения прогнозируемой инфляции на целевом уровне направлено на смягчение денежно-кредитных условий, в свою очередь сохранение нижней границы неизменной служит для оптимизации ширины процентного коридора. При определении текущих параметров коридора учитывались также масштабы их влияния на процентные ставки на межбанковском денежном рынке», — говорится в комментарии регулятора. В ЦБА подчеркнули, что годовые темпы инфляции со времени прошлой сессии продолжали снижаться: «Так, в феврале 2024 года двенадцатимесячная инфляция составила 0,8%, а двенадцатимесячная базовая инфляция — 1,4%».
Антиинфляционные меры последних месяцев — весьма важный фактор, так как снижают возможные риски в рамках политики сокращения уровня ставки рефинансирования. «Снижение уровня среднегодового роста цен является положительным результатом антиинфляционных мер и денежно-кредитной политики, осуществленных правительством и регулятором», — отметил недавно председатель комитета Милли Меджлиса по экономической политике, промышленности и предпринимательству Таир Миркишили.
В целом с начала года базовые макроэкономические показатели республики демонстрировали позитивную динамику: аналитические исследования свидетельствуют, что в оставшийся период текущего года существует высокая вероятность снижения годового прогноза инфляции, также регулятор прогнозирует профицит счета текущих операций в 2024 году на уровне $7–8 млрд. В то же время операции на открытом рынке и активное использование профильных инструментов обеспечили движение средневзвешенных процентных ставок по сделкам, заключенным между банками в национальной валюте на денежном рынке, как необеспеченных, так и обеспеченных, в пределах процентного коридора Центробанка. Регулятор намерен продолжить реформы в направлении усиления влияния процентных ставок денежного рынка на другие ставки, в том числе проценты по депозитам и кредитам. Последнее — крайне востребованная задача, так как в предшествующие два года сравнительно высокий уровень учетной ставки мешал удешевлению стоимости заемных средств для подпитки бизнеса. Кроме того, на кредитном рынке доминировал достаточно высокий уровень ликвидности и были востребованы усилия для стерилизации избыточных заемных средств у банков.
Очевидно, что после прошлогоднего ощутимого снижения уровня ВВП (1,1%) в Азербайджане были востребованы меры, поощряющие рост капитализации компаний и их производственной активности на рынке, а это невозможно без вливаний в экономику низкопроцентных и «длинных» денег, в том числе по линии банковских структур. Собственно поэтому текущая политика ЦБА нацелена на удешевление стоимости заемных средств для подпитки бизнеса. Здесь уместно отметить, что по схожему пути в текущем году движутся США, Китай, а также некоторые страны постсоветского региона — торговые партнеры Азербайджана. Так, согласно данным американского банка Goldman Sachs Group, в планах Федеральной резервной системы (ФРС) США на текущий год четыре этапа снижения учетной ставки, причем первое снижение на 25 базисных пунктов намечено на июнь. И, вероятно, политика ФРС по уменьшению ставки рефинансирования продолжится и в 2025 году. В целом эксперты Goldman Sachs полагают, что в текущем году центральные банки США, а следом и Европы перейдут к снижению учетных ставок, что поддержит промышленный и потребительский спрос. В то же время эти шаги способствуют повышению сырьевых цен, в особенности на металлы — медь, алюминий и особенно золото. Послабления в денежно-кредитной и монетарной политике неизбежно затронут рынок нефти, аналитики Goldman Sachs ожидают в этом году рост цен на жидкие углеводороды.
Народный банк Китая (НБК) также нацелен на дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики на фоне замедления экономики, ипотечного кризиса и снижения экспорта. В феврале китайский регулятор опустил ставку по пятилетним кредитам на 25 базисных пунктов, и, по оценкам экспертов, намерен понизить ставку по кредитам, выдаваемым в рамках программы среднесрочного кредитования (MLF). Центробанки Турции, России и ряда стран Центральной Азии пока заняли выжидательную позицию относительно снижения процентных ставок. Однако в соседней Грузии регулятор уже во второй раз с начала года снизил учетную ставку, в частности, в марте на 0,75 процентных пункта до 8,25%. Снижение ставки произошло даже в воюющей Украине: в середине марта Национальный банк Украины (НБУ) снизил учетную ставку с 15 до 14,5 процентов, и, несмотря на все внешние риски, в НБУ полагают, что ситуация на валютном рынке страны останется контролируемой, а инфляция — умеренной.