Телом — в ЕАЭС, душой — в Брюсселе Аналитика Сергея Богдана
Неделя началась с мероприятий Евразийского экономического союза в Ереване. Тамошний истеблишмент ценит это связанное с Россией объединение за баснословные барыши, связанные с ростом торговли через Армению с 2022 года, зачастую в обход санкций Запада. Пашинян старался избежать недоразумений и параллельно с работой мероприятий ЕАЭС в Ереване направил высокопоставленных эмиссаров не только в НАТО, но и, пожалуй, на самый радикальный форум евроатлантических ястребов. В этой палитре армянской внешней политики переплелись оппортунизм и догматизм. В ней нет лишь долгосрочной стратегии, которая возможна лишь через мир и нормализацию с Азербайджаном и восстановление исторического единства региона посредством разблокировки коммуникаций.
Военные миллиарды
В понедельник и вторник в Ереване прошло заседание Межправительственного совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которое проводится на уровне премьеров каждые полгода, и Евразийский экономический форум. Армянское правительство продолжает участвовать в работе ЕАЭС. 18 сентября на «Всемирном армянском саммите» премьер Никол Пашинян вновь заявил об отсутствии планов сокращать торговлю или разрывать связи с Россией и ЕАЭС. В отличие от Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), из которой де-факто Армения вышла с невероятно скандальным шлейфом, раз за разом превращая ОДКБ в балаган.
И в ОДКБ, и в ЕАЭС ведущую роль играет Россия. Она фактически позволяет Еревану топтаться по одному своему проекту, но зарабатывать на другом. Впрочем, что у Российской Империи, что у СССР, что у РФ всегда было туго со стратегически выстроенной политикой, в результате чего внешние альянсы или терпели поражения, или оборачивались для Москвы сомнительными результатами, когда ее начинали эксплуатировать даже маргинальные союзники.
Мотивация Пашиняна в отношении сохранения членства в ЕАЭС более чем понятна. Ему нужен пусть и «дутый», но бум армянской экономики, который стал возможен благодаря торговле в обход западных санкций и превращению Армении в канал вывода капитала и выезда российских граждан из РФ. Напомним, согласно окончательным данным статистики за 2023 год, российский экспорт в Армению вырос с 2 млрд 738 млн долларов США в предыдущем 2022 году до 4 млрд 372 млн, а импорт из Армении в Россию подскочил с 2 млрд 64 млн до 3 млрд 83 млн. Для Еревана это стало источником жизненно важных валютных поступлений, ведь положительное сальдо также увеличилось с 673 млн до 1 млрд 289 млн долларов! Для крошечной и обедневшей страны это огромные деньги.
Данный скачок будет выглядеть еще более впечатляющим, если взять соответствующие цифры за предыдущие довоенные годы. В силу своей оппортунистичной природы этот бум впору сравнивать с мыльным пузырем — он лопнет, как только война закончится или Запад прикажет Пашиняну прекратить. Но пока он продолжается, и армянские чиновники радостно рапортуют о росте товарооборота Армении со странами ЕАЭС (прежде всего с РФ) в январе-августе с.г. на 7,3%. Его сдерживают, как посетовал замглавы Минэкономики Армении Арман Ходжоян, неотлаженные таможенные процедуры и отсутствие «инфраструктуры». Последнее, кстати, явный эвфемизм — речь идет не о чем-то капитальном для устойчивых отношений. Отнюдь, просто в Ереване прекрасно знают, что для армян ЕАЭС стал именно возможностью быстро заработать на переброске в Россию и из России многого, что ранее шло напрямую без армянского «звена». Для развития «инфраструктуры», пояснил Ходжоян, запущены госпрограммы, по которым можно приобрести или взять в лизинг склады, морозилки и т.п. либо арендовать транспортные средства. Т.е. армянский истеблишмент работает, особо не рассчитывая на долгосрочные перспективы в отношениях с РФ и не делая серьезных капитальных инвестиций. Принцип простой: carpe diem — лови момент, зарабатывай, пока война.
Бегство с молебна
Но хотя Ереван и не надеется на будущее сотрудничество с РФ, но он остро нуждается в доходах от нынешнего взаимодействия с ней. Они нужны Пашиняну, чтобы удержать власть. И дело не только в валовой торговле, но и в интересах армянских деловых воротил. Ведь, столкнувшись с разрывом нужных ему связей с РФ, армянский крупный бизнес может поддержать оппонентов — это крайне опасно для источенного коррупцией и хроническим недофинансированием армянского государства. Пример тому был явлен на днях. Так вот, когда казалось, что пашиняновская команда справилась с полубезумным Багратом Галстаняном и церковным «майданом», дело приняло новый оборот. 28 сентября католикос всех армян Гарегин II устроил переосвящение кафедрального собора Эчмиадзина, на которое пришлось явиться даже премьеру Пашиняну, президенту Ваагну Хачатуряну и спикеру парламента Алену Симоняну. На церемонии Гарегин II сурово отчитал пашиняновцев: «Бороться против Св. Эчмиадзина означает бороться против армянской идентичности и существования, наносить удар по армянской государственности и лишать жизнь армян национального и духовного содержания. Любой шаг по обесцениванию миссии Св. Эчмиадзина означает попытку ослабления нашей нации, расшатывания основ независимой и суверенной жизни, защитником которой является армянская церковь».
Но это было только начало — оказалось, что «крестным отцом» (весьма многозначительный термин) церемонии освящения Святого мира стал никто иной, как президент крупной группы компаний «Ташир» Самвел Карапетян. Гарегин II тут же наградил его с женой высшими орденами ААЦ «Святой Эчмиадзин» за деньги, данные на реставрацию собора Эчмиадзина. Наградили, конечно, и некоторых других бизнесменов, но особо ярко церковь «подсветила» именно Карапетяна, и не зря. Дело в том, что у того серьезные трения с Пашиняном, и, по достойным внимания слухам, Пашинян пытался недавно заставить Карапетяна подарить государству часть акций карапетяновской компании «Электросети Армении» (ЭСА).
В общем, столкнувшись со столь бесцеремонной смычкой церкви и крупного капитала в противостоянии правительству, Пашинян, Хачатурян и Симонян не достояли даже до конца церемонии в Эчмиадзине и сбежали из церкви на потеху оппонентов.
Дело не только в деньгах
Армянскому руководству нужна торговля с Россией, чтобы наполнить бюджет и умиротворить крупный бизнес, работающий с РФ и способный в случае разрыва с Москвой поддержать оппозицию. Но это еще не всё. Денег Пашиняну нужно всё больше и потому, что Ереван, затягивая мирный процесс, одновременно вооружается, что также стоит денег.
Во вторник министр высокотехнологической промышленности Армении Мхитар Айрапетян рассказал о планах расширения и усиления военно-промышленного комитета для развития военной промышленности. По его словам, за последние несколько лет госзаказ армянским производителям на нужды Минобороны увеличился в 100 раз и составляет сейчас по трехлетним договорам 171 млрд драмов, причем эта цифра продолжает расти. Понятно, что альтернатив сверхдоходу, получаемому от участия в ЕАЭС, у армянского руководства пока нет.
Но дело не только в деньгах. И в ходе ереванских мероприятий ЕАЭС мы вновь увидели, как Армения пытается конвертировать свое участие в этом объединении в некие стратегические, в т. ч. военные выгоды для себя. Пашиняна интересует партнерство в данной области с Ираном, который в последнее время все чаще намекает на свою готовность подыграть прозападному армянскому правительству за сходную цену на свои услуги. И в Ереване действительно возлагают на тегеранских партнеров большие надежды, несмотря на бутафорское «стратегическое партнерство» с США. Армянские СМИ, блогеры и околополитическая публика подчеркивали участие вице-президента Ирана Арефа в мероприятиях ЕАЭС — ему внимание уделялось больше, чем остальным участникам, хотя Иран с декабря прошлого года лишь имеет с ЕАЭС соглашение о свободной торговле.
Армяне пытаются подтащить Иран к ЕАЭС, куда последний стремится вступить. Одним из инструментов, посредством которых Ереван надеется втащить Тегеран в объединение, стал продвигаемый армянской стороной крупный энергетический проект. На заседании Евразийского экономического форума в Ереване замминистра территориального управления и инфраструктур Армении Акоп Варданян заявил, что строительство линий электропередач и подстанций для соединения армянских энергосетей с иранскими и грузинскими завершено уже на 85%. По его словам, «после завершения всего проекта по двум направлениям у нас будет возможность соединить четыре страны – Иран, Армению, Грузию и Россию. Но в общей картине это – Иран и Россия, потому что Грузия работает как часть российской энергосистемы, а мы – как часть иранской энергетической системы. Впервые будет возможность соединения двух таких больших энергосистем».
Иранцы в такую игру пока играют, оплачивая армянские услуги демонстративными шоу с потрясанием оружием в направлении Южного Кавказа или хотя бы дипломатическими жестами. Вот и Ареф намедни на встрече с Пашиняном вновь объявил о своей поддержке пашиняновского проекта «Перекресток мира» – который не просто направлен на частичную ревизию итогов 2020 года, но и на снижение российской роли в регионе. Но не совсем понятно, насколько Россия видит себя частью этих армяно-иранских проектов – судя по ее политике прошлых лет, она не торопится сближаться с Тегераном, поскольку совместные экономические проекты постоянно зависают и хиреют, даже российское оружие продается минимально и со скрипом.
Сближение Еревана с радикальным крылом блока НАТО
Как вообще Пашинян собирается продвигать эти армяно-иранские проекты, связанные с Россией, регулярно делая весьма заметные жесты совсем в другую сторону? Ведь и сейчас, принимая у себя ключевые мероприятия ЕАЭС, которая крепко связана с Россией, армянское руководство одновременно устроило турне на «коллективный Запад» своих высших чиновников, чтобы продемонстрировать приверженность Еревана противоположному курсу.
Секретарь Совбеза Армении Армен Григорян отправился в Брюссель и выступил 30 сентября на заседании Комитета постоянных представителей стран НАТО. Он презентовал проект «Перекресток мира», объявил о передаче 10-го варианта мирного договора и отметил роль миссии ЕС в обеспечении стабильности.
Но еще интереснее начал свою неделю министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян. Во вторник и среду он совершил рабочий визит в Польшу — страну-лидер радикальной фракции внутри НАТО. Более того, он принял участие в Варшавском форуме по безопасности. Армения еще никогда не была представлена на нем на столь высоком уровне. И это неудивительно, поскольку еще молодой Варшавский форум является одной из ключевых площадок для евроатлантических «ястребов» — сторонников жесткой конфронтации с РФ и борьбы за сохранение американской гегемонии. Иными словами, это не Мюнхенский форум по безопасности и не Давос, куда ездят порой просто потому, что это «комильфо» и там бывают самые разные политики. Поездка Мирзояна в Варшаву ради участия в такой конференции стала подчеркнутой демонстрацией курса Еревана на радикальный отрыв от России. Главной его встречей в рамках данного мероприятия была беседа с новым министром иностранных дел Украины Андреем Сибигой.
Кстати, Мирзоян обсудил с организаторами Варшавского форума, как бы им наладить сотрудничество с конференцией «Ереванский диалог», демонстрируя, что приехал не случайно.
Тень Януковича бродит по Еревану
Подводя итог, можно констатировать наличие у пашиняновской команды не многовекторной внешней политики — она предполагает базовый нейтралитет и ориентацию на долгосрочные перспективы в отношениях со всеми партнерами, а чего-то другого. Нынешнее армянское руководство совмещает прямо противоположные курсы в своей политике, некоторые из них, например, сотрудничество с РФ и Ираном, являются явно оппортунистичными и сиюминутными, другие же — вроде сближения с США и ЕС-НАТО — предельно идеологизированы, полны догматизма.
На этом фоне демонстративно отбрасывается курс на нормализацию отношений с соседними Азербайджаном и Турцией, которые единственные и могут дать Армении будущие перспективы. Причем армянские чиновники спорадически признают эту объективную истину — вот на днях замминистра иностранных дел Армении Ваган Костанян выражал оптимизм в интервью «Анадолу» — дескать, если открыть железную дорогу Карс-Гюмри, то она станет «новыми воротами для Армении в Европу, для Турции — в Центральную Азию и Китай». Впрочем, и здесь он проигнорировал Азербайджан! Вместо нормализации с соседями раскручивается гонка вооружений — безумство для страны, которая просто географически не может выдержать никакого военного столкновения, даже если бы у нее в руках оказалось атомное оружие.
Но главное — развитие таких противонаправленных курсов в армянской внешней политике чревато дальнейшим ослаблением армянского государства. В некотором смысле это повторение украинского сценария времен Януковича. Многие забыли, но объективно тот не был однозначно пророссийской фигурой, более того, он пытался оппортунистично совмещать в принципе такие же основные внешнеполитические направления, как и сегодня Пашинян. В итоге его правления украинское государство оказалось ослабленным и разорванным. В любом случае ничего хорошего в таком же ослаблении Армении нет — ведь подписывать мирный договор (да и все другие договора) со слабым правительством бессмысленно. В любой момент его может снести групка экстремистов или «майдан».