Теракты в Афганистане и гонения хазарейцев Трагедия народа в обзоре Михаила Шерешевского
30 сентября в столице Афганистана Кабуле смертник совершил нападение на образовательный центр. В результате погибли около 50 человек, еще 100 получили ранения. По сведениям СМИ, объектом нападения стала частная академия Кадж. Дело в том, что в ней ведется совместное обучение девушек и юношей. С приходом к власти талибов большинство таких учебных центров были закрыты. По словам представителей центра, студенты сдавали пробный университетский экзамен. Большинство погибших - девушки, а всего в зале находилось около 600 человек. С точки зрения некоторых фанатиков, такое обучение недопустимо.
Кроме того, важно, что нападение произошло в районе Дашт-и-Барчи, преимущественно населенном хазарейцами. К сожалению, это нападение на них - далеко не первое. Можно, например, вспомнить чудовищный взрыв на хазарейской свадьбе в Кабуле в 2019 году, убивший более 60 человек.
Никто пока не взял на себя ответственность за нападение, однако мало сомнений в том, что это были боевики из группировки ИГИЛ-Хорасан (афганское отделение ИГИЛ). Талибы пообещали расследовать преступление. Но в прошлом они сами неоднократно нападали на хазарейцев, а три дня назад выстрелами разогнали демонстрацию афганских женщин, когда те протестовали против репрессий в соседнем Иране.
Гонения хазарейского народа - малоизвестная трагедия. Хазарейцы - народ тюркского происхождения (или, возможно, они образовались в результате синтеза тюрко- и ираноязычного населения), исповедуют ислам шиитского толка и при этом говорят на афгано-персидском языке дари. В общей сложности хазарейцев около 8 миллионов, более половины проживает в Афганистане, свыше миллиона в Пакистане.
По разным оценкам от 500 тыс до нескольких миллионов хазарейских беженцев живут в Иране - те, кто сбежал от преследований. Однако, несмотря на то, что Ираном правят их единоверцы - шииты, часть хазарейцев содержится в лагерях в ужасных условиях. Другая часть живет обычной жизнью, но так как у них нет иранского гражданства, они подвергаются дискриминации на работе и при обучении, получают самые низкие зарплаты. Третьим предлагают иранское гражданство в обмен на службу в бригаде наемников Фатимийюн, который является одной из главных опор режима Асада в Сирии. Тысячи хазарейцев погибли, сражаясь в рядах Фатимийюна.
Трагедия хазарейцев напрямую связана с положением женщин в Афганистане. Хазарейские девушки составляют, возможно, наиболее образованную и эмансипированную часть афганского общества или, во всяком случае, женщин Афганистана. Это раздражает талибов - правящую группу, относящуюся к жесткому суннитскому течению деобанди. Талибы постепенно вводят жесткие правила в отношении женщин, регулируя их одежду и лишая права на образование. Если вы видели фото с протестующими против этого афганками, то весьма часто это именно хазарейские женщины. Разумеется, их протест подавляется силой.
Не знаю, по какой причине, трагедия хазарейцев остается почти неизвестной в современном мире. Все эти события разворачиваются на фоне голода и развала экономики Афганистана. Захватавшие год назад власть талибы не имеют опыта управления громадной страной, размером почти с две Германии, и не понимают, что делать с финансами и государственными услугами. Значительная часть работников социального сектора не получает зарплату. Кроме того, в прошлом международная помощь Афганистану составляла порядка трех четвертей его государственных расходов. С начала 2000-х страна получала финансирование от 70 государств (главным донором были США), и 30 международных организаций. Сегодня эта помощь почти прекратилась: режим талибов не признан нигде в мире и никто не хочет иметь дело с этими людьми. В результате около половины афганцев - 20 миллионов человек - страдают от голода и недоедания.
К сожалению, такова плата за приход к власти некомпетентных людей, умеющих хорошо воевать и захвативших эту власть силой, но не способных ни развивать экономику и социальную сферу, ни защитить от нападений этнические и религиозные меньшинства - если считать, что у талибов вообще есть такое желание.