twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..

Трамп vs Харрис: выборы президента США. Live

АНАЛИТИКА
A+
A-

Турецко-иракская «Дорога развития» меняет Ближний Восток Расклад Шерешевского

07 Мая 2024 14:17

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган впервые за 12 лет прибыл с официальным визитом в Багдад 22 апреля. Его целью было подписание с руководством Ирака соглашений, которые стали прорывом в отношениях между странами, наметив пути для новой стратегии целой группы государств на Ближнем Востоке.

На встречу с премьер-министром Ирака Мохаммедом Шиа аль-Судани и другими руководителями страны Эрдоган прибыл во главе весьма представительной делегации. Его сопровождали глава МИД (в недавнем прошлом руководитель турецкой разведки) Хакан Фидан, глава МВД Али Йерликая, министр национальной обороны Яшар Гюлер, министр торговли Омер Болат и ряд других высших чиновников. Не будет преувеличением сказать, что на переговорах присутствовало почти все руководство турецкого государства. 

Между Ираком и Турцией имеется ряд противоречий, из которых можно выделить три наиболее существенных. Во-первых, водный вопрос. 40-миллионный Ирак критически зависит от водных ресурсов Тигра и Евфрата. Свыше 90% запасов питьевой воды в Ираке приходятся на эти реки. Турция, которая находится выше по течению, использует их для развития гидроэнергетики и ирригации, поэтому между странами существует спор об использовании воды.

Вторая проблема — экспорт в Турцию с нефтяных месторождений Иракского Курдистана. Международная торговая палата в Париже наложила штраф в размере 1,5 млрд долларов на Турцию «за нарушение соглашения о нефтепроводе 1973 года, касающегося содействия экспорту нефти из Иракского Курдистана» — федеральной территории Ирака, возглавляемой собственным правительством и вооруженными силами. После этого Турция перестала покупать там нефть. 

В-третьих, существует проблема, связанная с присутствием в Ираке, в горах Кандиль, вооруженных соединений ПКК (Курдская рабочая партия) — организации, которая официально признана в Турции террористической и которая ведет вооруженную борьбу с турецким правительством. Турция проводит трансграничные операции против ПКК, что время от времени вызывает протесты официального Багдада. 

В ходе визита некоторые противоречия были просто отложены в сторону, а по другим вопросам стороны начали сближаться. И это происходит не только потому, что Багдад является одним из ключевых торговых партнеров Анкары (товарооборот между странами достигает 20 млрд долларов). Ирак и Турция подписали в общей сложности 26 меморандумов о взаимопонимании, охватывающих такие сферы, как безопасность, энергетика, водоснабжение, оборонная промышленность, торговля и транспорт.    

Есть признаки того, что турецкая армия получит разрешение на проведение масштабных военных действий, направленных против ПКК, на иракской территории. Багдад официально запретил ПКК присутствовать на своей территории с оружием в руках, и это можно понять как зеленый свет, данный турецким спецоперациям. Прежде руководство Ирака не оказывало им сопротивления, но время от времени предпринимало дипломатические демарши и заявляло протесты. Впрочем, стратегия Турции заключается не только в проведении рейдов, но и в строительстве на территории Ирака военных баз, цепь которых все глубже проникает в страну. Турция использует ту же стратегию, что и в Сирии, где ее целью является вытеснение курдских формирований и создание буферной зоны, контролируемой турецкими военными вдоль всей границы на 30–40 км в глубину Сирии.

В руках Турции находится такой исключительно важный для Багдада ресурс, как вода. Уменьшение водного потока обернется для правительства и населения Ирака катастрофическими последствиями — оно означает засуху, гибель посевов, восстания. Но в обмен на фактический запрет ПКК Турция, напротив, увеличит приток воды в Ирак. Впрочем, возможно, существует и другая причина, по которой Багдад пошел навстречу Анкаре в этом вопросе — некоторый рост влияния ПКК в курдских районах на территории самого Ирака.

Но все указанные договоренности между Анкарой и Багдадом вряд ли стали бы возможны, если бы не было достигнуто соглашение по гигантскому инфраструктурному проекту — «Дорога развития». Этот турецко-иракский план транспортного коридора предполагает строительство интегрированной сети автомобильных и железных дорог протяженностью свыше 1000 км, проходящей от богатой нефтью Басры до самой турецкой границы. Другой важной частью проекта является создание крупнейшего в регионе порта — Al-Faw Grand Port. Он призван укрепить морскую инфраструктуру Ирака; через него можно будет провести около 100 миллионов тонн нефти в год после полного ввода в эксплуатацию.

Несмотря на тенденции к деглобализации и рост протекционизма, объемы международной торговли продолжают увеличиваться. Поэтому транспортные коридоры имеют критическое значение для развития экономики. Не менее важно, что главными спонсорами проекта, намеренными вложить в него десятки миллиардов долларов, являются ОАЭ и Катар. Обе страны — ключевые инвесторы для Турции, и Анкаре важно укреплять сотрудничество с ними.

Проект «Дороги развития» приобретает особое значение в условиях, когда проиранское движение хуситов ведет регулярные обстрелы Красного моря, перекрывая один из главных торговых маршрутов планеты, связывающих Европу и Азию через Суэцкий канал. Если новый транспортный коридор станет таким, как ожидается, он превратится в самый короткий маршрут для товаров, путешествующих между Индо-Тихоокеанским регионом и Европой — на 45% быстрее маршрута через мыс Доброй Надежды, которым сегодня вынуждены пользоваться торговые компании из-за хуситов.

Однако «Дорога развития» имеет для Турции также и геополитическое значение. Она является альтернативой патронируемому американцами коридору между Индией, арабскими странами Персидского залива, Израилем и Европой — еще одному грандиозному проекту, призванному связать в одно целое инфраструктуру и экономику союзников США. Анкару туда не пригласили, что вызвало гнев Эрдогана и ускорило разработку альтернативного проекта.

Подводя итоги, можно констатировать, что происходит масштабное сближение между Турцией и Ираком, которое имеет множество измерений — от экономики и геополитики до вопросов военного характера. В то же время стоит помнить, что планы — одно, а их реализация — другое, особенно когда речь идет о таком нестабильном регионе, как Ближний Восток.

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 1835

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
Cамые читаемые
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading