Узбекистан выбирает развитие Мирзиёев сохранил мандат доверия
Действующий президент Шавкат Мирзиёев победил на досрочных приезидентских выборах в Узбекистане, набрав 87% голосов. Напомним, что проведение досрочных выборов в этой стране стало возможным после принятия в конце апреля на референдуме значительных изменений в Конституцию страны. Поправки также предусматривают продление президентского срока с пяти до семи лет и позволяют Мирзиёеву обнулить предыдущие периоды на посту главы государства.
В западных либеральных СМИ еще в течение предвыборной кампании раздавались неодобрительные возгласы – мол, Мирзиёев укрепляет собственную власть. Замечание сомнительное. Хотя бы потому, что западная политическая система вовсе не исключает сильную власть каких бы то ни было лидеров. А как иначе можно объяснить шестнадцатилетнее пребывание Ангелы Меркель на посту канцлера ФРГ? Даже в стране с устоявшимися демократическими традициями, где вроде бы должна управлять «система», а не человек, немецкий народ, посредством своих представителей избирал фрау Меркель на пост главы правительства целых четыре раза.
Сам Шавкат Мирзиёев объяснил проведение досрочных выборов необходимостью срочных политических, социальных и экономических реформ в условиях сложных глобальных и региональных вызовов. И действительно, такие глобальные вызовы, как экономическая экспансия Китая, активизация имперских тенденций России, нестабильность на южных границах, прежде всего в Афганистане, требуют от узбекского народа определенных изменений в системе функционирования государства, включая возможность выбирать лидера на более долгий срок. В такой сложной географии и международной ситуации стремиться упрочить власть и увеличить время правления - это скорее показатель ответственности за судьбу своей страны, чем желание сохранить за собой высокий пост. В конце концов, последнее слово – за узбекским народом.
Однако заметим, что увеличение президентского срока не единственное изменение в Конституции. Принятый пакет поправок предусматривает целый ряд прогрессивных изменений в таких сферах, как экономика, права человека, социальная политика.
События прошлого года в Каракалпакстане показали, что внешние силы совсем не прочь раскачать лодку стабильности в крупной центральноазиатской стране. Поводом для волнений послужило предложенное исключение из проекта новой Конституции страны пунктов, определяющих автономный статус Каракалпакстана. Это вызвало протесты на улицах столицы автономии - Нукуса. К сожалению, не удалось избежать жертв. Однако Мирзиёев продемонстрировал мастерство управления и высшую государственную волю, предотвратив переход эскалации на новый виток. Смелость же президента заключалась в том, что вопреки клише о «жестокости восточных деспотий» он удовлетворил требования протестующих – Каракалпакская автономия продолжит свое существование.
Глава государства не побоялся выглядеть слабым в глазах общественности, нации. Благо вся его политика свидетельствует о силе. Первый раз узбекский народ сделал свой выбор в пользу Мирзиёева в 2016 году. С тех пор действующий президент успел доказать, что он эффективный лидер государства. Был проведен ряд мероприятий по оздоровлению экономики. Например, либерализация валютной политики, которая устранила существенное препятствие для иностранных инвестиций и внешней торговли. Согласно президентскому указу, подписанному 2 сентября 2017 года, курс узбекского сума стал определяться Центробанком на основе результатов торгов на валютной бирже. Это позволило сформировать эффективный рынок с открытой конкуренцией и расширить возможности для торговли и обмена валютой. Предыдущая валютная политика создавала ряд ограничений: например, экспортеры были обязаны продавать валютную выручку государству, а компании с иностранным участием часто испытывали трудности с переводом своих средств за границу.
Вообще же, отдавая должное заслугам Ислама Каримова в построении и укреплении современной узбекской государственности, нужно вместе с тем признать, что покойный президент проводил чересчур консервативную экономическую и межгосударственную политику, что привело к определенной внешнеполитической изоляции Узбекистана. Наследники великого Тимура, достойные играть более активную роль на международной арене, долгие годы удовлетворялись скромной ролью восточной периферии. Именно с приходом Мирзиёева узбекский народ осознал, что он может добиться лучшего, стать значимой частью мира.
Новая региональная политика Шавката Мирзиёева позволила создать в регионе совершенно иную политическую реальность, укрепить на основе доверия взаимосвязи с соседями. Ташкенту удалось отрегулировать некоторые острые вопросы, имевшие место во взаимодействии с Кыргызстаном и Таджикистаном, а также вдохнуть новое дыхание в уже существовавшие конструктивные отношения с Казахстаном и Туркменистаном.
Нисколько не преувеличивая, можно утверждать, что с Мирзиёевым Узбекистан, использовав положение географического ядра Центральной Азии, придал импульс для нового, более качественного витка развития этого важнейшего региона.
Существенно активизировались связи Узбекистана с крупными международными игроками, а также деятельность в рамках международных организаций.
Двусторонние отношения между Узбекистаном и Азербайджаном после 2016 года также вышли на качественно новый уровень. Было подписано множество документов по сотрудничеству в самых разных сферах экономики. Узбекистан принимает участие в восстановлении Карабахского региона.
Проактивный внешнеполитический курс Мирзиёева проявляется, в частности, в той возрастающей роли, которую узбекский лидер отводит своей стране в создании сильного межтюркского товарищества, повышении международного авторитета Союза тюркских государств. Внушает надежду и тот факт, что сразу в двух крупных тюркских странах - Турции и Узбекистане в этот непростой для практически глобальной истории период народ избрал сильных лидеров, преданных своей нации, своему народу, надежно охраняющих суверенитет своих стран и не забывающих при этом об укреплении общетюркской солидарности.
Узбекский народ сделал свой выбор. Мы его поддерживаем.