В ожидании грома Записки на полях Армении
«А я вам сейчас скажу, с какой стороны на Армению готовится нападение...» Так можно охарактеризовать то оживление, возбуждение, тревогу и страх, что царят в армянской блогосфере. Авторы в панике гадают - с какой стороны Баку в ответ на приграничные провокации собирается нанести гипотетический удар. А в том, что он будет, никто в Армении не сомневается – понимают, что перешли, как говорится, все красные линии, устами своего премьера от 2 сентября фактически сорвав переговорный процесс.
Тем временем Пашинян, точнее его партия, готовится к выборам в совет старейшин Еревана, которые намечены на 17 сентября и воспринимаются как мини-парламентские выборы. Победить на них – на сегодня основная стратегическая задача правящей партии. На фоне провала стараний принудить Баку «открыть Лачинский коридор» последовал уход из управления карабахской хунты пашиняновской креатуры - Араика Арутюняна, и, соответственно, усилился союз карабахского клана и дашнаков, что неминуемо создает непосредственное политическое давление и на Ереван. В этих условиях Пашинян устроил очередную провокацию на границе и, кажется, не прогадал. Кому-то может показаться странным, но психологически все очень верно. Новые жертвы среди армянских солдат отнюдь не вызывают в народе жажду реванша, а напротив, - усиливают апатию. В итоге на митинг оппозиции собираются всего 7-8 тысяч человек, и Пашинян остается в сознании обывателя оптимальной фигурой лидера, который вроде и на переговоры готов, но и остатки «арцаха не сдает».
Но беда в том, что внешний прессинг не прекращается. Эти «азибиджанцы» все время чего-то хотят, и душат, и душат... «Дался им этот Карабах, и чего так торопятся, давят, не дают властью насладиться», - наверное, думает Пашинян. Не может Баку не торопиться. У него своя программа. Кольцо сжимается - «миацуму» конец и «арцах»-таки придется «сдать». И теперь Пашиняну нужно это как-то продать народу.
Самое простое - свалить все на Россию. Что, Пашинян в очередной раз и попытался сделать в скандальном интервью итальянским журналистам, заодно воспользовавшись моментом, чтобы эффектно помахать Москве ручкой, по крайней мере, символически. Одновременно пришло известие, что Армения собирается принять участие в совместных с США военных учениях, причем ни где-нибудь, а под носом у россиян, на территории Армении.
Действия Пашиняна вызвали острую реакцию Кремля. Сначала пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Россия не уйдет из Армении, а затем спикер внешнеполитического ведомства Мария Захарова достаточно грубо потроллила председателя Нацсобрания РА Алена Симоняна. Впрочем, тот сам напросился, назвав Захарову «секретаршей», отказываясь отвечать по существу на ее колкость в свой адрес. Тогда Захарова проехалась по культурному уровню Симоняна и призвала всех секретарш мира не обижаться на болезного (слово «болезный» - не ее, это ощущение автора). А еще она добавила, что неправильно проецировать Симоняна на весь армянский народ. Он, этот народ, цитирую «мудрый, многострадальный и любящий». Приехали. Кажется первый раз в истории, над «многострадальностью» армян стебутся не азербайджанцы, а стратегический союзник, россияне, да еще на таком уровне. Более того, в этом эпитете, при желании, можно услышать и нотку угрозы…
В общем и целом принято считать, что Ереван никуда от Москвы не денется, что, дескать, настолько сильны экономические узы, точнее узды, а военное присутствие России в Армении так необходимо, что все эти разговоры выглядят несерьезными. Но означает ли это, что Москва до того заигралась в поддавки, что позволяет ереванским выскочкам уничижительно отзываться о представителе своего МИДа? Не очень верится. Для чего бы это делалось? Что за хитроумный план такой? Ответ скорее всего в том, что Россия, будучи в отличие от Армении государством, скорее всего предпочитает отвечать тогда, когда придет время, и не реагировать нервно на каждый эпизод. Тем более что пока ее все устраивает - никто не просит российские госкомпании покинуть рынок, и военная база в Гюмри как стояла, так и стоит. Хотя возможно, это лишь затишье перед бурей…
Другое общее место – считать, что Карабах это наживка, на которой Москва держит Армению. И если Армения откажется от идеи не позволить Карабаху интегрироваться с Азербайджаном, то Москва потеряет главный рычаг давления на Ереван. Этот тезис весьма спорный.
С какой стати русским уходить из Армении, пусть даже после свершения реинтеграции армянской общины Карабаха в Азербайджан и вывода РМК? Да, они, безусловно, лишатся главной своей наживки, но отнюдь не единственной. Скорее наоборот, потеряв один из крючков, Москва будет еще прочнее цепляться за оставшиеся. Допустим, лишившись карабахского фланга, армяне направят на свои границы высвободившийся личный состав и таким образом смогут наконец сами их защищать. Но вопрос ведь не только в границах, а в защите от «экзистенциальной угрозы» в лице Турции и страха, от которого армяне так скоро не избавятся. Даже если распрощаются с идеей «миацума». Скорее наоборот, все их страхи только усилятся. Не говоря уже о целом комплексе экономических связей, которые одномоментно не разрушить. Да еще и выход из ОДКБ… вряд ли это такая уж простая процедура. Или они надеются, что получится так быстро сменить россиян на французов?
Слишком много вопросов как у самой Армении, так и к ней. Как говорится, личный статус – «все сложно».
Абсолютно ясно одно: что бы ни делал Пашинян, главное для него - сохранить власть. Все остальные идеологизированные схемы стоит воспринимать как инструмент для достижения этой главной цели. Ему нужно было прийти к власти - и он разыграл западную карту. Он знал, что Баку намерен вернуть Карабах силой, и в этих условиях предпочел не идти на мировую, а положить на алтарь власти тысячи армянских солдат - так ему легче было оправдать крах «миацума». И теперь, когда по холмам Армении снова пронесся ветерок от поступи «Железного кулака», Пашинян сотоварищи дразнят сюзерена, чтобы на фоне его недоброй реакции можно было списать именно на него очередное военное фиаско. Так что Пашинян сейчас зажмурился в ожидании 44 - 2.0, очень надеясь, что наступит оно после победы его кандидата в Совете старейшин Еревана.
В таком незавидном положении мы и оставим его, сделав, однако, предположение, что удар Баку, если таковой понадобится, будет нанесет там, где он сочтет нужным и тогда, когда он сочтет нужным.
P.S. Армяне ждут грозы. И посреди этого тревожного ожидания бродят как неприкаянные, словно медведи-шатуны, представители миссии ЕС.