Война войне рознь Оболочка прикрывает содержание
Не меняется ситуация с сегодняшними войнами. Не меняется, и всё тут! Да, массовая смерть безвинных продолжает иметь место, страшнейшие разрушения жилых зданий стали чуть ли главной парадигмой современных войн, ограничение в подаче электричества в отдельных регионах мира почти в 40-градусную жару – уже чуть ли не норма жизни. Но сами войны, как таковые, приняли совершенно новое обличье.
Война без объявления войны. К тому же непонятно, то ли война оборонительная, то ли наступательная. И, самое главное, войны без очерчивания конкретной цели (в отличие от Отечественной войны азербайджанского народа). Причем повсеместно. Да, звучат определения «защита», «обеспечение безопасности» и т. д., но в основе происходящего – отсутствие вразумительного ответа, за что, во имя чего (кого) и в каких целях ведутся обстрелы, ракетные атаки, осуществляются боевые вылеты самолетов и гибнут мирные поселки.
Мало того, продолжается свистопляска с заблаговременным объявлением чуть ли не времени и формата так называемых «ответных действий». Будто идет игра на публику. И вот тут самое интересное – а на какую публику? Международную? Или расчет берется на внутреннюю аудиторию? Как пел в свое время известный репер, «пипл хавает». Точно. Хавает. Бомбежки и войны, обрамленные в террористическую обертку (если не сказать, терроризм, прикрытый военной экипировкой), делают свое дело. Но насколько это исторически справедливо? Ведь, как сказал один из философов, если цель, преподносимая справедливой, достигается неправомерными методами, то она не есть справедливая. И опыт Азербайджана однозначно продемонстрировал, что успех может быть достижим исключительно в случае ведения справедливых по сути военных действий в целях достижения исторической правды на основе четкого соблюдения всех норм международного права. Только в таком случае военная стезя, экономическая составляющая, дипломатия, идеология, диаспорская деятельность становятся единым звеном по поддержке единого кулака, могущего в нужный момент принять «железное» обличье. Но, самое главное, становящийся железным Кулак оказывается действенным исключительно в случае вхождения в него всех представителей народа, вне зависимости от национально-конфессиональной парадигмы, социального слоя или места проживания.
Но сегодня и сейчас видимое нами в прямом эфире на всех географических широтах несет в корне иной посыл. Однако, можно услышать в ответ, куда тогда деть реальную смерть не только военнослужащих, но и мирных жителей в этих ареалах? Да. Не поспоришь. И теракты реальны, и бомбежки. Но…. Они есть и будут. Мы-то ведем сейчас речь о новых формах войны, а именно, войне без правил (что писаных, что неписаных). То есть это уже не «гибридные» войны, которые несут несколько иной отпечаток. И даже не локальные. Здесь можно говорить как бы об идеологической борьбе, оформляемой внешне военным фоном. В свете чего вспоминаются отдельные идеи из знаменитого древнекитайского трактата по военной стратегии и политике VI – нач. V века до н. э. «Искусство войны» полководца Сунь-цзы. Среди основных лейтмотивов которого – важность опоры на гибкость и умение перехитрить противника, должных внести в мозг и сердце врага страх и, самое главное, сомнение, а насколько он в действительности силен и готов к самопожертвованию. Поэтому Сунь-цзы вершиной воинского искусства определял не победу в ста битвах, а результат, когда противник повержен без сражения. В ракурсе чего идеальной победой военачальник обрисовывал «подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в прямые военные действия».
Читаешь и думаешь, быть может именно данные акценты «Искусства войны» приняты на вооружение нынешними политиками, которые пытаются добиться выгодных для себя итогов на внутреннем поле посредством инициирования каких-то внешне эффектных действий? В разрезе чего, опять-таки, вспоминается в корне иной опыт Азербайджана, когда в действительности, повторимся, фигурировала и военная, и дипломатическая, и политико-экономическая составляющая событий, вошедших в мировую историю как Вторая Карабахская война. Когда и до внутренней, и до внешней аудитории устами лидера государства, президента страны, Верховного главнокомандующего Ильхама Алиева на всех языках доводилась реальная информация о целях, задачах военных действий, причем с заблаговременным озвучиванием шагов, которые будут происходить на следующий день по их окончании.
Но то, что мы видим сегодня, это, повторимся, в корне иное, т. к. под прикрытием военной риторики и определенных военных действий ряд государств формируют линию внутри страны. Если под этим углом взглянуть на имеющую место сегодняшнюю ситуацию в различных регионах мира, то и невооруженным взглядом отчетливо просматривается, насколько во главу всех действий на данном направлении встроена идеологическая составляющая. Потому и особое внимание уделяется социальным сетям и материалам, публикуемым на управляемых информационных ресурсах. Когда люди повсеместно потчуются одной и той же информацией, просто варьируемой в преподнесении. Но, как говорится, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Оболочка прикрывает содержание. Неслучайно же сегодня в тех же США произошло четкое разделение по линии ведущих СМИ, позицию кого из кандидатов в президенты они будут отражать. Аналогично и социальные сети используют такой же принцип. Вот и звучит с различных сторон обвинение всех и вся в тиражировании фейковой информации. И обыватель оказывается перед дилеммой – а чью точку зрения поддержать? Значит, сомнения – реальны. Осязаемы. Вот и нужно активизировать идеологический аспект, посредством которого управлять массами.
Ну а что касается непосредственно войн, как писал известный военный теоретик, историк XVIII-XIX веков фон Клаузевиц, «подобно тому, насколько некоторые растения приносят плоды лишь при условии, что они не слишком высоко вытянули свой стебель, так и в практических искусствах листья и цветы теории не следует гнать слишком вверх, но держать их возможно ближе к их родной почве – реальному опыту».
В свете чего опыт Азербайджана на этом поприще должен стать уроком для многих.
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az