Вперед, к закону джунглей! Запад и РФ ломают международно-правовые нормы Аналитика Сергея Богдана
Намедни ближайшие союзники России - Армения и Кыргызстан - постарались доказать Западу свою готовность исполнять антироссийские санкции США и ЕС. Коллективный Запад тем самым добился еще одного успеха в одностороннем навязывании своих новых правовых норм на глобальном уровне.
Впрочем, условный Восток занимается ровно тем же, а потому существовавшая правовая система трещит по швам по всем вопросам - от дипломатии до финансов и вооружений, не делая исключений и для базовых свобод человека, вроде свободы совести. Эти формальные и неформальные международно-правовые нормы складывались десятилетиями, а то и столетиями, не давая человечеству скатиться в средневековую «войну всех против всех».
Закат дипломатии
Ярким примером новых веяний стала опубликованная в четверг новость о том, что российский президент Путин пропустит важнейшее мероприятие — саммит БРИКС в Южной Африке. На встречу лидеров этой ключевой незападной политической инициативы в составе Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР российский президент не полетит из-за опасений ареста по решению Международного уголовного суда (МУС). Неприкосновенность официальных лиц иностранных государств вне ситуаций войны до сих пор была одной из норм международного права. Сейчас, по всей видимости, ей положен конец, во всяком случае по отношению к лидерам незападных стран. Весьма интересно, как Западу удалось это сделать.
Начиналось все в 2008 году, когда одна межправительственная организация, Международный уголовный суд, выдала ордер на арест президента Судана аль-Башира по обвинениям, касавшимся конфликта в провинции Дарфур. Тем самым была сделана попытка создать прецедент, поскольку впервые самопровозглашенный «орган международной юстиции» распорядился об аресте действующего главы государства. Самопровозглашенный - потому как намеренно созданный вне структур ООН коалицией стран Запада и его союзников, хотя механизмы международной юстиции внутри ООН на тот момент уже существовали. Неудивительно, что ордер на арест аль-Башира ни к чему не привел — на МУС обрушились и члены Лиги арабских государств, и Африканского союза, и Движения неприсоединения, и Организации исламского сотрудничества. Они отказались исполнять решение МУС, а аль-Башир продолжал и свои зарубежные визиты — причем вовсе не в «страны-изгои», а практически во все - от Индии до Нигерии и даже ЮАР. Первый блин оказался комом. Аль-Башира, разумеется, арестовали суданские власти после военного переворота в Судане в 2019 году и начали судебные процессы. Но в Судане, а перспективы его выдачи МУС выглядят призрачными.
Попытки продолжились, но и второй, ливийский блин, тоже оказался комом. После начала волнений в Ливии в 2011 году Североатлантический альянс начал военную интервенцию на стороне оппозиции, а МУС издал ордер на арест Каддафи. Впрочем, и тут, по сути, провал — пришлось его просто пытать и убивать с участием западных спецслужб. И только с третьей попытки - взяв под прицел российского лидера - МУС смог добиться серьезного отношения к своим решениям.
Но самое интересно тут то, что нельзя сказать, что эта нынешняя ситуация — дело рук исключительно коварного Запада! На самом деле она создана руками практически всех сверхдержав, в т.ч. России. Она не просто активно поучаствовала в создании МУС в обход процедур ООН как глобальной инклюзивной организации. Уже в случае с суданским руководителем МУС первоначально не мог издать ордера на арест — ведь Судан не подписывал Римского статута, создающего МУС. Однако Россия вместе с остальными ключевыми мировыми державами приняла в 2005 году соответствующую резолюцию 1593 в Совете Безопасности ООН и передала дело в МУС. В случае с Ливией все было еще более очевидно — Россия шаг за шагом соглашалась на меры Запада в отношении Каддафи. При этом Ливия не подписывала Римский статут и МУС также не мог сначала издать ордер на арест руководителя страны. Но сверхдержавы, включая Россию, приняли в Совбезе ООН резолюцию 1970, дававшую МУС полномочия действовать в Ливии.
Последствия этого отказа от иммунитета действующих глав государств в мирное время выглядят торжеством некоей справедливости лишь на первый взгляд. При трезвом рассмотрении последствий становится понятно, что они ломают устои международной коммуникации, и уже сейчас для дипломатии они чреваты разрывом коммуникаций между все более консолидированным Западом и медленно, но формирующимся лагерем его оппонентов.
Реквизиции и блокада
При этом заинтересованности в поисках компромиссов объективно больше не становится из-за пересмотра на глобальном уровне и правовых нормы, касающихся бизнеса и неприкосновенности собственности. Отъем под благородными предлогами денег, имущества и даже последних доходов у отдельных стран, корпораций и граждан становится допустимым в системе права, выстраиваемой новыми хозяевами мира. Кстати, в свое время преимущественно западными правительственными и неправительственными структурами был выстроен ряд внешне нейтральных и независимых финансово-экономических институтов и механизмов. Мы имеем в виду и глобальные западные банки, через которые удобно вести бизнес, и механизмы вроде пресловутого СВИФТа и т. п. Как только финансовая глобализация достигла критического размаха и все страны очутились в зависимости от этой инфраструктуры — выяснилось, что Запад в любой момент может по политическим мотивам отключать от нее своих оппонентов, несмотря на тяжелейшие последствия этих шагов для целых народов.
Заняв эти командные высоты мировой экономики, США, ЕС и их союзники на протяжении последних лет двадцати все активнее накладывали санкции направо и налево. В последние лет пять санкции вообще посыпались как из рога изобилия, преступая все новые и новые табу. Например, в 2019 году США сначала не признали результаты выборов в Венесуэле и заморозили миллиарды долларов, принадлежащих этой стране — что немедленно ударило по миллионам и без того небогатых венесуэльцев вне зависимости от их убеждений. Затем американцы передали часть этих денег самопровозглашенному президенту Хуану Гуйадо и его соратникам. В этой ситуации правительство Венесуэлы попыталось вернуть на родину часть золотого запаса Венесуэлы, находившегося на хранении в британском Центробанке. Однако несмотря на всяческие гарантии о возврате в любой момент, Великобритания просто отказалась отдавать золото, при этом также не скрывая своей поддержки оппозиции.
Эксперимент с венесуэльскими деньгами сошел с рук, и тогда западные политики решили выяснить, а можно ли сделать что-то еще более радикальное. И после смены власти в Афганистане в 2021 году, США и прочие западные страны сначала заморозили абсолютно все финансовые средства этой страны, мгновенно обеспечив не только коллапс экономики Афганистана, но и начало ползучего голода! Затем в прошлом году американские власти собрали афганские средства на один счет, и тут же половину из семи миллиардов долларов зарезервировали для выплаты компенсаций американским гражданам-жертвам терактов 11 сентября — хотя среди совершивших те чудовищные атаки не было ни одного афганца!
На первый взгляд со столь вопиющими реквизициями невозможно сравнивать обнародованные в январе планы Вашингтона передать часть конфискованных у РФ и ее граждан активов Украине. Это выглядит более морально оправданным. Но, по сути, создает все тот же опасный прецедент политически мотивированных реквизиций, и в юридическом смысле это движение в ту же сторону — пересмотра принципов неприкосновенности частной и общественной собственности. Причем под вопросом уже не только государственная (общественная) собственность, но и собственность бизнесменов из этих стран. И новизну этого прекрасно осознают западные политики — по словам высокопоставленного чиновника Минюста США Эндрю Адамса, «мы нацелены на то, чтобы начать передачу конфискованных активов в пользу Украины. Я хочу подчеркнуть, что это относительно новое развитие событий».
Видя такой размах конфискаций и санкций со стороны Запада, особенно в отношении РФ, многие страны мира призадумались о своих перспективах. Дело-то нешуточное — в прошлом году Западу в рамках мер противодействий российскому вторжению в Украину удалось заморозить по всему миру почти половину российских запасов золота и иностранной валюты (они составляли на момент начало войны 640 млрд долларов США). Согласно исследованию известной американской инвестиционной компании «Инвеско», все большее число стран реагирует на санкции против РФ возвращением домой своих запасов золота, хранившихся в западных банках. Авторы исследования цитируют высказывание представителя центрального банка некоей неназванной страны: «Мы хранили его (золото) в Лондоне… но теперь мы перевели его обратно в свою страну, чтобы держать его в качестве надежного залога и хранить его в безопасности». Они подчеркивают, что так сейчас думают многие банкиры.
Война всеми средствами
На фоне всего вышеперечисленного уже не удивляет, что ведущие мировые игроки вроде НАТО и РФ занимаются все тем же пересмотром правовых норм и в отношении универсальных договоренностей, касающихся ведения войны. Прежде всего ревизии подвергаются нормы, вырабатывавшиеся на протяжении многих десятилетий с целью уменьшить последствия войны для гражданского населения.
С одной стороны, мы уже писали о нескончаемых угрозах применения ядерного оружия со стороны некоторых российских руководителей. С другой стороны, как подтвердила даже Human Rights Watch, украинские войска с апреля 2022 года разбрасывали противопехотные мины на захваченных российскими силами территориях. Эти мины, особенно в случае их массового применения в густонаселенных районах, влекут за собой чудовищные потери именно среди гражданского населения. В силу своего неизбирательного действия они были запрещены Оттавской конвенцией о запрете противопехотных мин 1997 года, которую подписала Украина. Украинский прецедент применения запрещенного оружия оказался успешным и влиятельным - ссылаясь на практику российско-украинской войны, о возврате к использованию этого вида оружия и отказе от Оттавской конвенции заговорили уже и некоторые страны НАТО — например, Эстония и Латвия.
А в начале месяца президент США Байден принял решение предоставить Украине кассетные боеприпасы, запрещенные в большинстве стран мира также в силу последствий их применения для гражданского населения. 111 государств мира уже запретили этот вид оружия, ратифицировав Конвенцию по кассетным боеприпасам 2008 года, но США, РФ и Украина не принадлежат к их числу. Насколько этот шаг ломает устремления к ограничению ужасов войны — показывает реакция на него. Решение Байдена раскритиковали его ближайшие союзники по НАТО вроде Великобритании, Италии и Испании, и даже соратники Байдена по Демократической партии США. Что и говорить, еще в начале войны в феврале 2022 года представители самого Белого дома заявили, что применение российской стороной кассетных боеприпасов является военным преступлением. У Байдена есть свое оправдание — мол, это временный вынужденный шаг, чтобы придать новый импульс украинскому контрнаступлению.
Восстановить инквизицию и концлагеря
Демонтаж международно-правовых норм касается не только высокой политики. Новой тенденцией в области международного право стало постепенное восстановление принципа коллективной ответственности для обычных граждан соответствующих стран. И если в случае давних санкций против Ирака, Ирана, Ливии, ЮАР и т. п. действительно многие жесткие меры сказывались на гражданах, а не властях, но это были скорее побочные последствия ограничения внешних сношений этих стран в целом. В индивидуальном порядке, а тем более очутившись за пределами этих стран, их обычные граждане с санкциями непосредственно тогда не сталкивались.
В случае санкций против России и Беларуси Запад начал обкатывать новую модель. Уже в первые месяцы после начала российского вторжения в Украину от граждан России и Беларуси в некоторых странах ЕС-НАТО, например Латвии, начали требовать подписания личного заявления об оппозиции российскому правительству. Это стало условием для разрешения пересечь границу Латвии и напрямую било по принципу свободы совести, но протестов у т.н. правозащитников не вызвало.
А между тем речь идет о современном варианте той самой инквизиции, которая в свое время преследовала не просто расхождения в религиозной вере как таковой, а контролировала политическую лояльность, связанную в те времена с вероисповеданием. Но процесс расшатывания устоев свободы совести - которая воспрещает принуждать кого-либо высказывать свои убеждения, продолжается. Примером стали предложения Петра Павела, президента еще одной страны ЕС-НАТО, Чехии, который в своем июньском интервью американскому «Радио Свобода» призвал установить пристальную слежку спецслужб за всеми без исключения российскими гражданами за рубежом и рассмотреть в контексте возможных мер по отношению к ним опыт заключения японских граждан в Америке в концлагеря во время Второй мировой войны. Этим опытом, к слову, американское правительство вовсе не гордится, а бывшим узникам даже была выплачена компенсация.
Наряду со свободой совести пересматриваются и нормы, касающиеся собственности частных лиц. В связи с вторжением России в Украину были заблокированы средства, а также имущество некоторых крупных российских бизнесменов. Но можно ли говорить, что эти санкции и конфискация действительно проводятся в связи с российским вторжением в Украину, и например, с ними сталкиваются лица, оказывающие поддержку соответствующей политике? И сколько бы ни говорили на Западе, что человека может признать виновным лишь суд, в данном случае судебных процессов не было. Похоже, что достаточно было владения крупным бизнесом в РФ и российского гражданства.
Иллюстрацией может служить история российского бизнесмена Олега Тинькова. Еще 1 марта 2022 года он публично обратился к британским властям, заявив, что согласен с введением санкций против тех, кто поддерживает войну с Украиной, но он не входит в их число. Это не помогло. Санкции с него действительно на этой неделе сняли, но произошло это только после его отказа от российского гражданства.
Германские власти с мая принялись не очень последовательно, но конфисковывать машины у российских граждан, которые въехали на них на территорию Германии. Некоторые либеральные СМИ списали это на «эксцесс исполнителя», неправильное истолкование закона, но такого рода ограничений в последние полтора года возникло немало. Другое дело, что они не придаются огласке. Например, германские банки после начала войны начали жесткие периодические проверки видов на жительство всех граждан РФ и Беларуси, неформально грозя блокировкой счета с неясными последствиями для денежных средств.
Мы перечислили здесь лишь некоторые красочные примеры демонтажа системы права на глобальном уровне. Под разглагольствования о свободе и правах человека международное сообщество идет к чему-то совсем иному. На волне современного империализма оно стремительно возвращается к идейным истокам империализма более чем столетней давности, а именно к известному принципу «might is right» (кто сильнее — тот и прав). Этот догмат социал-дарвинизма пусть и в переформулированном виде, но перешел в современное либертарианство, столь популярное среди современного западного (да и российского) истеблишмента. И ничто не разрушает основы мирного сосуществования и совместного развития на планете больше, чем такой подход.