Закрепление пройденного Ильхам Алиев предупреждает
Трагическая гибель президента Ирана Ибрагима Раиси, конечно же, омрачила важное событие, которое ей предшествовало, — открытие гидроузлов «Худаферин» и «Гыз Галасы» на реке Араз. И, тем не менее, необходимо отметить как значимость этого события для восстановления и развития ирано-азербайджанских отношений, так и сделанное в ходе мероприятия президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым важное политическое заявление, относящееся к мирному урегулированию на Южном Кавказе.
«Развитие региона должно обеспечиваться волей народов, проживающих в странах региона. Вмешательство нерегиональных стран в наши дела неприемлемо. Азербайджан строит и далее будет строить отношения со всеми странами на основе взаимного уважения, невмешательства в дела друг друга и взаимной выгоды. Если кто-то – руководители стран, расположенных за тысячи километров отсюда – хотят добиться каких-то результатов в этом регионе, то пусть говорят с нами. Неуместное и ненужное вмешательство не приносило до сих пор и не принесет никакой пользы. Считаю, что Армения не должна предпринимать неверный шаг. Региональные вопросы должны решаться при непосредственном участии и волей стран региона. На протяжении многих лет Армения надеялась на покровительство и поддержку стран, находящихся далеко отсюда. И что в результате? Результат оказался для них не столь приятным. То есть пусть не допускает очередной ошибки. Народы этого региона проживали здесь исторически. Государства региона – сильные государства, проводящие независимую политику. Никакая сторонняя сила никогда не влияла и не повлияет на волю этих государств», - сказал Ильхам Алиев.
Тот факт, что президент Азербайджана воспользовался случаем для того, чтобы вновь высказаться по проблематике мирного урегулирования, говорит об острой актуальности этого вопроса, о том, что еще рано успокаиваться, полностью понадеявшись на конструктивный курс, взятый Ереваном.
Действительно, с одной стороны, мы часто были свидетелями того, как официальный Ереван делал противоречивые заявления, либо говорил одно, а делал другое. С другой стороны, все еще присутствует угроза разрастания внутренних протестов в Армении с риском насильственного свержения правительства.
А самое главное — на противоречиях между различными векторами политики Еревана пытаются играть внешние силы, которые, подбрасывая Еревану различные плюшки, одновременно рисуют ему соблазнительные картины будущего мнимого реванша. Не исключено, что в некоторых случаях подобные манипуляции могут достигать довольно грубого уровня, например, шантажа.
Особенно это касается Франции. Можно только догадываться, что бессильная ярость французов только возросла после событий в Новой Каледонии, в которых, как мы не раз уже писали и говорили, официальный Париж в лице министра внутренних дел Жеральда Дарманена поспешил обвинить Баку. В этих условиях можно предположить, что бесноватый обитатель Елисейского дворца и его министры начнут предпринимать новые попытки разжечь костер войны на Южном Кавказе.
Поэтому, обращение Алиева направлено не только к руководству Армении, но и непосредственно к третьим странам.
Стоит вновь привести следующую фразу из выступления президента: «Если кто-то — руководители стран, расположенных за тысячи километров отсюда, — хотят добиться каких-то результатов в этом регионе, то пусть говорят с нами». В этой фразе заключена вся суть создавшейся на Южном Кавказе новой реальности. Именно Азербайджан стал ключевым игроком на Южном Кавказе, именно наша страна держит в руках штурвал управления этим сложным регионом. О том, что армянское руководство уже осознало это, говорят его шаги в направлении нормализации отношений, что демонстрирует проходящий процесс делимитации и демаркации границ. Пашинян не устает повторять, что этот процесс стал краеугольным камнем для дальнейшего укрепления суверенитета и безопасности Армении.
Если вслушаться в его слова, то они преследуют цель объяснить своим гражданам простую вещь — граница не была делимитированной, потому что Ереван в силу оккупации Карабаха сам не признавал государственную границу Азербайджана, а непризнание границы соседнего государства чревато риском проведения новой границы со стороны последнего там, где он сам этого пожелает. И об этом армянскому обществу красноречиво напоминал президент Алиев. Сейчас Пашинян пытается объяснить своему народу, что начатый процесс делимитации исключает такое течение событий, а значит, укрепляет суверенитет Армении.
В результате получается, что усиление суверенитета Азербайджана приводит к усилению суверенитета Армении, в целом повышая международную субъектность всего Южного Кавказа. Некоторым третьим странам, мнящим себя мировыми, очень трудно принять эту реальность. Наша задача — раз за разом разъяснять им, что бесполезно сопротивляться этой реальности, непродуктивно применять старые лекала к новому миру.
Думаю, народы бывших и нынешних французских колоний с удовольствием присоединятся к нам в этом ликбезе.