«Звартноц», АЭС и железная дорога Кто-то подстегивает события?
Тебе, дорогой читатель, не кажется, что несколько довольно интересных, и я бы даже сказал, значимых событий за прошедшие пару дней – это не просто динамика? Это какая-то резкая перемена курса. Сплошное ускорение и перестройка. Посудите сами.
Итак, новость первая: вчера, 31-го июля, представители Погранслужбы ФСБ России полностью передали армянской стороне функции по охране государственной границы в пункте пропуска «Звартноц». То есть, приезжающих в аэропорт Еревана теперь будут встречать армянские, а не российские пограничники. Протокол о передаче функций был подписан командующим пограничными войсками Службы национальной безопасности (СНБ) Армении Эдгаром Унаняном и начальником Пограничного управления ФСБ России в Армении генерал-лейтенантом Романом Голубицким. В официальной церемонии в Ереване приняли участие руководство и личный состав Пограничного управления ФСБ России в Армении и Пограничных войск СНБ Армении.
А сегодня промелькнуло другое, не менее интересное и тоже знаковое сообщение, о том, что американская компания в сотрудничестве с армянской стороной проводит исследования относительно технологий малых модульных реакторов, предлагаемых США для Армянской АЭС. В рамках планов по строительству нового энергоблока проводятся технико-экономические исследования, которые должны завершиться весной 2025-го года. Как Caliber.Az писал ранее, ядерная энергетика — это многомиллионные контракты, как на поставку комплектующих и топлива, так и на обучение персонала, кроме того, контракты подобного рода носят долгосрочный характер, так что это еще и политическое влияние. А если вспомнить, что еще в прошлом году координатор программ помощи правительства США в Европе и Евразии Мария Лонги заявила, что Соединенные Штаты рассматривают возможность строительства модульных ядерных реакторов в Армении – то картина, в принципе, ясная, решение принято, и это решение принято не столько в Армении, сколько в США. «Влияние и вытеснение». И российских пограничников, и «Росатома».
Далее. Во вторник, 30 июля, прошла встреча спецпредставителей Армении и Турции Рубена Рубиняна и Сердара Кылыча, на которой обсуждались вопросы, связанные с возможностью запуска железной дороги между двумя странами. Обсуждения касались исключительно технических аспектов, а не принципиального решения о возобновлении железнодорожного сообщения между Турцией и Арменией. КПП «Маргара» на границе между Турцией и Арменией давно готов к обслуживанию, но это предусмотрено только для граждан третьих стран, именно об этом была договоренность между Анкарой и Ереваном. Тем не менее, на фоне неоднократных заявлений турецких властей о том, что разблокировка коммуникаций между Турцией и Арменией возможна исключительно после подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном – это довольно интересное событие, и, как заявил глава турецкого МИД Хакан Фидан: «Турецкая Республика может открыть границу с соседней Арменией при нормализации отношений между этой страной и Азербайджаном. Между Азербайджаном и Арменией продолжается переговорный процесс. Нам необходимо подготовить наш сценарий на случай его положительного завершения, и в этом направлении ведется работа. Если процесс нормализации будет завершен, мы активируем позитивный сценарий, то есть можем открыть наши ворота на границе». Но ни для кого не является секретом, что нормализация отношений между Азербайджаном и Арменией возможна исключительно после выполнения кое-каких условий Азербайджана, без которых подписание мирного договора не представляется возможным, а именно – внесение соответствующих изменений в Конституцию Армении, ну, может быть, и еще кое-что по мелочи. А вот без этого – никак, что косвенно подтвердил глава МИД Турции.
Кстати, сообщение о встрече спецпредставителей по поводу возможного (подчеркиваю — возможного) запуска железной дороги между Турцией и Арменией не могло не вызвать бурной и эмоциональной и до неприличия реакции нашего не очень доброго знакомого Баграта Србазана, который пессимистично заявил: «Что бы ни случилось, это произойдет во вред нам. Процесс, который мы видим, никак не способствует интересам Армении. И самое главное, мы не знаем содержания беседы в целом». Я очень сомневаюсь, что Сердар Кылыч, спецпредставитель Турции, вменил себе в обязанность информировать Баграта о содержании своей беседы со своим (со своим, заметьте) армянским коллегой. По-моему, и при всем уважении, знать о содержании переговоров между спецпредставителями Баграту совершенно не по чину. Не положено, как говорится, и не стоит гневаться. А что до пессимизма — ну, это сфера личная, касающаяся эмоций индивидуума, хотя…
Знаете, ведь случилось еще кое-что, помимо передачи функции по охране государственной границы в аэропорту «Звартноц», углубления сотрудничества США и Армении в сфере ядерной энергетики, переговоров по запуску железной дороги между Турцией и Арменией и реакцией на это Баграта Галстаняна, а именно… Изменения в сторону ужесточения миграционного законодательства России. И есть там одна замечательная деталь: изменены правила выдворения с территории Российской Федерации. Если раньше иностранца с территории России можно было выдворить только по решению суда, то теперь выдворение иностранного гражданина стало возможным в административном порядке, то есть соответствующие органы исполнительной власти РФ, а именно — МВД, получило право самостоятельно принимать решение о выдворении, в случае если лицо будет замечено в нарушении конституционного порядка в Российской Федерации. По-моему, это более чем просто намек.
Впрочем, поживем-увидим, что день грядущий им, в Армении, готовит, тут главное — оставаться в стороне и не забывать, что то, что плохо для Армении — это хорошо для Азербайджана.