Азербайджано-иранский меморандум: Баку продвигает собственную повестку в регионе Фархад Мамедов на Caliber.Az
Как уже сообщал Caliber.Az, накануне в Баку был подписан меморандум о взаимопонимании между Азербайджаном и Ираном о создании новых коммуникационных связей. Одним из важных пунктов данного меморандума является создание новых коммуникационных связей между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой через территорию Ирана.
Азербайджанский политический аналитик Фархад Мамедов по этому поводу в своем «Телеграм канале» отметил, что подписанием данного документа с Ираном Азербайджан решил для себя принципиальный вопрос: сухопутный выход в Нахчыван и дальше в Турцию без обязательства открывать коммуникации для Армении!
«Это очень важный элемент, так как открытие коммуникаций подразумевало открытие всех коммуникаций, сейчас же у Баку нет таких обязательств и Иревану придется просить Баку об открытии железных дорог в Иран и в Россию по своей территории, а также о возможности пользоваться ж/д Баку-Тбилиси-Карс», - написал политолог.
Между тем, война между Россией и Украиной заставляет учитывать этот фактор при разработке и создании крупных региональных проектов, так как любая война так или иначе меняет геополитическую картину. В связи с этим появляется необходимость рассматривать транспортно-логистический проект между Азербайджаном и Ираном в контексте войны в Украине и антироссийских санкций со стороны коллективного Запада.
В беседе с корреспондентом Caliber.Az Ф.Мамедов заявил, что после начала российско-украинской войны и экономической войны, объявленной Западом России, оборвались многие коммуникации.
«Другими словами, произошла изоляция, которая подразумевает и транспортно-логистическую изоляцию. В этом контексте южное направление для России обретает стратегическую важность. На сегодняшний день уже есть транспортный коридор «Север-Юг» с огромными рынками Пакистана, Ирана, Ирака, Ближнего Востока и Северной Африки. И по тем позициям и товарам - от металлов до сельскохозяйственной продукции, которые Россия поставляла на Запад, должна произойти переориентация на юг. А здесь все упирается в вопрос железнодорожного сообщения.
Если же рассмотреть вектор Восток-Запад, то европейцы отказываются от традиционно логистических коммуникаций России, соответственно торговлю Китая с Европой по суше, проходившую через Транссибирскую магистраль, нужно будет куда-то перенаправить. Наряду с этим, после казахстанских событий прошел саммит Китая и стран Центральной Азии, и там были анонсированы инфраструктурные проекты на 80 млрд долларов. Это железные и автомобильные дороги, логистические центры. Понятно, что Китай развивает инфраструктуру, которая ведет до восточного побережья Каспийского моря, а что дальше? А дальше только Азербайджан и на юге Иран», - подчеркнул наш собеседник.
Также Ф.Мамедов добавил, что хотя Владимир Путин и заявил о том, что все нынешние трудности страна будет преодолевать с партнерами, но в России набирает обороты еще один тренд, который заключается в том, что если нам плохо, то и Западу должно быть плохо.
«И здесь могут быть предприняты такие шаги, которые навредят не только Западу, но и сотрудничающим с Западом странам в вопросе энергетической безопасности и транспортной логистики между Азией и Европой. В этом и заключается неопределенность в позиции России на исходном этапе конфликта и в постконфликтный период.
В своем «Телеграм канале» я писал о том, что Россия не смогла обеспечить реализацию пунктов трехстороннего Заявления. И в этом контексте подписанный между Ираном и Азербайджаном Меморандум является демонстрацией намерений Азербайджана продвигать собственную повестку в регионе. Как я отмечал ранее, для этого у Баку есть ресурсы, как финансовые, так и организационные, а также способность увязывать национальные интересы с интересами заинтересованных соседей в регионе. Теперь актуализируется тема Лачинского коридора, так как отпала необходимость в Зангезурском. Данный вопрос будет решаться в формате Азербайджан-Россия и есть вероятность, что в самом скором времени», - считает аналитик.
Наряду с этим Ф.Мамедов затронул и армянский фактор в создании нового коридора.
«Во время визита в Анкару президенты Азербайджана и Турции условились ускорить строительство железной дороги из Нахчывана в Карс, что делает выход из армянского Гюмри в Карс бессмысленным и вторичным для Турции. Значит, есть вероятность, что и армяно-турецкая нормализация зависнет и будет полностью зависеть от гибкости Армении в вопросах с Азербайджаном.
Если раньше открытие коммуникаций для Армении было взамен на открытие Зангезурского коридора, то сейчас условия будут другими - наверняка мирный договор с признанием территориальной целостности Азербайджана», - заключил Ф.Мамедов.