Tehran's turnaround
    Sincerity of a neighbour or Persian cunning?

    ANALYTICS  22 November 2022 - 17:01

    Matanat Nasibova
    Caliber.Az

    The protests that have been sweeping Iran for more than two months are evidence of a systemic crisis of the current state system which is literally bursting at the seams. There is a real threat of revolution for the Islamic clergy that has usurped power in the country. According to Iranian human rights organisations, more than 400 people have already been killed in clashes with police during protests over this period, including students and dozens of minors.

    On Friday, November 18, a 23-year-old ethnic Azerbaijani girl Aylar Haghi, a medical student, was buried near Tabriz, East Azerbaijan province, after she was brutally killed by security forces during an anti-clerical rally. The details of the girl's tragic death were reported by the opposition channel Iran International. As it turns out, Aylar managed to take refuge in one of the buildings when the police dispersed the demonstration. But she was discovered by the regime's supporters and thrown from the roof of a high-rise. She died of her injuries on the spot. It is also known that Aylar Haghi's family was pressured by the authorities to hold the funeral ceremony in secret, without making the incident public and even passing it off as an accident to avoid protest riots. However, as later events showed, the true cause of the student's death could not be concealed, and the funeral turned into a crowded demonstration, with participants shouting "Mullahs, get out!" and "We are all Aylar and we will fight!"

    Radio Liberty later reported that according to Aylar's relatives, there were gunshot wounds on her body, meaning it was premeditated murder. Such atrocities are far from isolated incidents in Iran. On the day Aylar Haghi was buried, other victims were being buried including 10-year-old Kian Pirfalak from Izeh who was also shot dead the day before. All these facts show conclusively that the mullocrats who have usurped power in Iran are not willing to surrender and are openly shooting freedom fighters, not even sparing minors. Videos circulating on social media clearly show Iranian security forces ruthlessly opening fire on people on the platform of an underground station in Tehran, with passengers hit by bullets falling directly onto the tracks. There is other video footage of law enforcers beating with batons women who are not wearing the hijab, as established by Muslim law. It should be recalled, by the way, that the unrest in Iran began in September this year precisely because of the death of 22-year-old Mahsa Amini, who was beaten to death in a police station for the inappropriate wearing of the hijab. Earlier, the occasion for unrest was the economic factor and only occasional calls were heard for the resignation of the government. The current protests are evidence of widespread dissatisfaction with the Shiite clergy's monopolisation of political power, people are protesting against repression and violence from the clerical administration. This is why ethnic Azeris, whose rights have been violated for decades, participate so actively in the protests.

    It is known that the human rights situation in Iran with regard to our blood brothers is far from good. The Iranian security services regularly raid activists of the national liberation movement in Southern Azerbaijan, subjecting them to arrest and torture. The fact that openly discriminating against the national rights of Azerbaijanis in Iran has become part of the state policy of the mullahs' regime resonates with the Republic of Azerbaijan. The Persian authorities have always seen the Azeri population, which makes up as much as one-third of the country's total population, as a threat. That is, if all southern Azeris took to the streets not only in Tabriz and Ardabil but also in Tehran, where there are also many of them, demanding independence, it would be difficult to deal with them, not to mention the international publicity.

    For now, this is indeed a dangerous trend for the mullahs' regime, which could turn into a collapse of clerical power. There are more than enough facts to prove the infringement of the rights of our brothers. According to HRANA, an Iranian human rights organization, Azerbaijani activists are protesting against the harsh treatment of prison guards and ignoring the rights of political prisoners, almost all of whom are ethnic Azerbaijanis. They are the ones who most frequently go on hunger strikes, while their comrades-in-arms go on peaceful protests demanding that constitutional rights, such as education in their mother tongue, be guaranteed.

    Ethnic Azeri protests in the IRI are quite a significant reason for the Iranian side to launch diplomatic attacks against Azerbaijan. However, there are also other reasons that displease Tehran. During the last two years, Iran has been openly confrontational towards Azerbaijan, due to the changed balance of power in the region after the 44-day war in 2020. At first, Baku tried not to give any political connotation to Tehran's individual outbursts, so as not to escalate tensions with the neighbouring state. Although it is obvious that the Azerbaijani side has a lot of reasons to complain about the policy of Iran - both internal, carried out against 30 million ethnic Azeris, and external, in relation to Baku. Suffice it to note that since the end of the Karabakh war Iran has conducted three military exercises on the border with Azerbaijan. The last was the largest, during which Iranian soldiers practiced crossing the Araz River and used mostly offensive weapons in the exercises. In other words, this was far from the traditional type of exercise, as Tehran officials claimed.

    It is noteworthy that the Iranian side has never conducted similar manoeuvres near Karabakh in the 30 years of Armenia's occupation of Azerbaijani territories. It was only in the post-conflict period, when Azerbaijan, having restored its territorial integrity, undertook the revival of the liberated lands, that Tehran made such an outright challenge. Although it would have been logical for Tehran to conduct such exercises to protect its borders during the Armenian occupation and not after it. But de-occupation of Azerbaijani territories does not seem to be in the interests of our southern neighbour at all, and Tehran demonstrates this by concrete actions against Azerbaijan and openly favours Armenia.

    Meanwhile, officially, the Iranian side has been discreet but consistent in its support for the territorial integrity of Azerbaijan, while at the same time sometimes covertly, and sometimes openly, supporting Armenia by providing financial and other support. During the Second Karabakh War convoys of fuel, food and weapons were sent from Iran to Armenia. Moreover, the Iranian military even intervened in Azerbaijani territory in the direction of Khudaferin TPP. The armed clash between the advanced units of the Azerbaijani Armed Forces and Iranian provocateurs in military uniform was narrowly avoided.

    Today, the mullahs' regime has another reason to express its hostility to Azerbaijan - Baku has organized a barrier for drug trafficking from Iran to Europe, after restoring control over the 130-km long section of the border with Iran, which was previously under Armenian control. Azerbaijani authorities blocked unimpeded drug trafficking from IRI to Karabakh and later another drug route was disrupted by the establishment of checkpoints on the Gorus-Gafan road. According to statistics, between November 2020 and October 2021 Azerbaijani customs officers detected 46 cases of drugs and psychotropic substances smuggling, and over 99% of drugs taken out of circulation were seized during attempts of smuggling across the border in Astara, Bilasuvar, and Nakhchivan Autonomous Republic bordering Iran. There are also known facts of fuel transportation from Iran to Khankendi in the post-occupation period.

    It must be stated, however, that the provocative policy of the Iranian authorities towards Azerbaijan has dealt a tangible blow to Iran itself in the first place. Firstly, it has further exacerbated internal contradictions in the country, as the number of Azerbaijanis living there who sympathise with their own authorities has significantly decreased. In addition, the number of people sympathetic to the clerical regime in the Republic of Azerbaijan has sharply dropped - it is difficult to sympathize with a state that threatens your homeland and flexes muscles on its borders.

    Secondly, Azerbaijani special agencies have engaged and thoroughly destroyed Iran's network of agents in Azerbaijan and blocked particularly aggressive Iranian information resources.

    Thirdly, the complication of relations with Iran gave impetus to the South Azerbaijani discourse in Azerbaijani society, and indeed in Iran itself.

    In addition, Baku, now without looking back at Tehran and without fearing to offend its neighbour, began to strengthen ties with Israel, the sworn enemy of Iran, according to the mullocrats. As we know, the Azerbaijani parliament has decided to open an embassy in Israel, which was surely an unpleasant surprise for Iran. Official Tehran is angered by this news, although it itself, practically ignoring the current situation with Azerbaijani-Armenian relations, opened a consulate in Gafan, and also allowed Armenia to open a consulate in Tabriz in 2023, that is, in the centre of Southern Azerbaijan with the relevant population.

    It is safe to say that Iranian-Armenian relations have become stronger than ever in the last 30 years. Even today, Tehran periodically makes statements in support of Armenia and sends high-ranking politicians and officials there on official visits. Moreover, Iran is already voicing the need to annex the Nakhchivan Autonomous Republic. Tehran does not consider that it may further aggravate the rift with Azerbaijan.

    It is the Iranian side that is provoking the diplomatic conflict, claiming that "violation of the territorial integrity of the countries of the region" (meaning Armenia) and attempts to cross the "red lines" during the September Armenian-Azerbaijani clashes in the Kalbajar region, threaten the peace and stability of their country. Iran probably hoped to harass Azerbaijan in the hope that the high-profile "attacks" would succeed. But that was a miscalculation. Baku responded to the attacks of Tehran with sangfroid and measured pragmatism.

    It is worth noting that Azerbaijan has always demonstrated a friendly stance towards neighbouring countries (except Armenia, of course), and has never closed the door to constructive cooperation with its neighbours, including Iran. However, this time Baku has made it clear to Iran in a very serious and reasoned manner that the language of threats is unacceptable for our country and that we are capable of defending our statehood.

    Meanwhile, on November 20, Ali Akbar Velayati, advisor to the Supreme Leader of the Islamic Republic of Iran, made a press statement in which he commented on rumours that Iran was going to start a war against Azerbaijan. With the Persian cunning Velayati stated that the reports about preparation for war against Azerbaijan are vile slander to the Iranian authorities. "Iran, both in the Caucasus and elsewhere, does not intend to attack any country. Iran does not intend to attack its neighbours, who share the same origin, language, religion, traditions, and history. That is, the people of the Republic of Azerbaijan are the light of our eyes," he proclaimed, adding that "if Azerbaijan is subjected to aggression by any country, Iran will rush to its aid."

    "The people of Azerbaijan rule their country, and such inappropriate words and accusations are groundless, and let them know (the enemies of Iran and Azerbaijan) that their efforts in this regard will be in vain. Today, Iran has such power that its enemies, including America and Zionism, reckon with it. Still, our power is not against our friends, but against our enemies, the enemies of Azerbaijan and the enemies of neighboring countries," the Iranian politician stressed.

    Ali Akbar Velayati is a prominent figure who influences the foreign policy decisions of the country's leadership, accordingly, his statements about Iran's readiness to normalise relations with Azerbaijan and ease the tension are a clear indicator that Tehran has backtracked, realising the futility of pressure on Azerbaijan.

    Of course, Baku welcomes the positive position of the Iranian high-ranking official and, in general, the revision of Iran's policy towards normalization of relations with Azerbaijan. In this regard, presidential aide Hikmet Hajiyev said that Baku welcomes Velayati's reminder that our peoples have a common history, religious, cultural heritage, and traditions, a long history of Azerbaijani-Iranian ties.

    At the same time Hajiyev made it clear to Tehran that Baku is not the initiator of the tension in bilateral relations, and that the Iranian armed forces' military exercises near the borders of Azerbaijan have not served to strengthen confidence between the two countries, but on the contrary, they had a negative impact. That is, Baku has once again demonstrated a diplomatic gesture, stating its readiness to develop relations with Iran, but at the same time, it has very intelligently prioritized Azerbaijan's foreign policy, reflecting the identity of statements and concrete actions, unlike the Iranian side. Time will show how well Velayati's loud statements will match Tehran's subsequent steps and actions. In the meantime, judging by Tehran's rhetoric, the neighbouring state is determined to smooth over the faltering relations and restore Baku's trust.

    Caliber.Az

    Subscribe to our Telegram channel


Read also

Yerevan dreams of international mission in Karabakh Dream on since the mission impossible!

27 January 2023 - 11:10

EU mission - an attempt to delay Armenia's peace enforcement Yerevan hiding behind other's back

27 January 2023 - 10:20

Holocaust: Darkest period in world history Remembrance in light of modern global threats

27 January 2023 - 09:00

Will Sweden and Finland's NATO membership bid shift Türkiye’s foreign policy course? Hurdles remain for Nordic countries

26 January 2023 - 15:00

Azerbaijan eyes conquering EU food market Review by Caliber.Az

26 January 2023 - 12:31

US policy on Ukraine may set the stage for domino effect in East Asia Maxim Petrov's scenario

26 January 2023 - 15:31
ADVERTS
Latest news

    Georgia's expertise bureau rejects diagnosis results of ex-president Saakashvili

    27 January 2023 - 12:12

    Envoy condemns Azerbaijani embassy attack in Tehran

    27 January 2023 - 12:09

    Croatian president believes tank supplies to Ukraine could lead to 3rd world war

    27 January 2023 - 12:07

    Shell considers withdrawal from Britain, the Netherlands, Germany

    27 January 2023 - 12:00

    Tehran police chief: "Family problems" stand behind Azerbaijan embassy attack

    27 January 2023 - 11:54

    Armenian opposition MP warns of Russia's reaction to EU mission deployment in Armenia

    27 January 2023 - 11:53

    Canada appoints first special representative to fight domestic Islamophobia

    27 January 2023 - 11:47

    US can send any specific weapon to Ukraine, including F-16

    27 January 2023 - 11:41

    Rheinmetall concern ready to send Ukraine only Leopard tanks

    27 January 2023 - 11:35

    Turkish, Russian foreign ministries condemn deadly attack on Azerbaijani embassy in Iran

    27 January 2023 - 11:28

    New EU monitoring mission to Armenia gets backlash from Moscow

    27 January 2023 - 11:27

    Far-right radical Paludan threatens Türkiye with new provocations

    27 January 2023 - 11:21

    Some 46 Azerbaijanis killed in mine blasts since November 2020

    27 January 2023 - 11:15

    Yerevan dreams of international mission in Karabakh

    Dream on since the mission impossible!

    27 January 2023 - 11:10

    Estonia seeks Germany's approval over cluster munitions supplies to Ukraine

    27 January 2023 - 11:04

    Iraqi Kurdistan leader meets with Türkiye's Erdogan

    27 January 2023 - 10:58

    Hraparak: Wave of discontent against separatist minister rising in Karabakh

    27 January 2023 - 10:52

    US recognises Wagner PMC as "transnational criminal organisation"

    27 January 2023 - 10:51

    MFA: Head of Azerbaijani embassy's security in Iran killed in armed attack

    27 January 2023 - 10:49

    Former Armenian ruling party spokesperson appointed deputy foreign minister

    27 January 2023 - 10:45

    Deadly attack on Azerbaijani embassy in Iran

    PHOTO/UPDATED

    27 January 2023 - 10:42

    ISW: New US sanctions target Wagner Group's global support network

    27 January 2023 - 10:39

    US military eliminates key ISIS faciitator in Somalia

    27 January 2023 - 10:32

    Azerbaijani oil price near $90

    27 January 2023 - 10:26

    EU mission - an attempt to delay Armenia's peace enforcement

    Yerevan hiding behind other's back

    27 January 2023 - 10:20

    Washington committed to peace talks between Baku, Yerevan - spokesman

    27 January 2023 - 10:13

    Canada to send four Leopard tanks to Ukraine

    27 January 2023 - 10:06

    Qarabağ FK signs former player of French Lyon

    27 January 2023 - 10:00

    Azerbaijan MFA commemorates victims of Holocaust

    27 January 2023 - 09:52

    Iran International: Islamic Republic uses different methods to torture protesters

    27 January 2023 - 09:42

    Archaeologists found 4,500-year-old mummy in Egypt

    27 January 2023 - 09:41

    Israeli president calls to fight against "forces of darkness" hinting at Iran

    27 January 2023 - 09:30

    Azerbaijani eco-activists protest in Khankendi-Lachin road for 47 days

    27 January 2023 - 09:18

    Presentation on mine contamination in Azerbaijani territories took place at PACE

    PHOTO

    27 January 2023 - 09:07

    Holocaust: Darkest period in world history

    Remembrance in light of modern global threats

    27 January 2023 - 09:00

    Exodus of wealthy Chinese accelerates with end of Covid Zero

    27 January 2023 - 08:58

    Ethiopia displays new SH15 howitzers

    27 January 2023 - 08:35

    Tesla reports record revenue, beats on earnings

    27 January 2023 - 08:17

    Putin lackeys lose their minds over Ukraine getting battle tanks

    27 January 2023 - 08:04

    UK to develop new countermeasures against Russian equipment

    27 January 2023 - 07:45

    ESA has no plans to send astronauts to China’s Tiangong space station

    27 January 2023 - 07:36

    US approves first small nuclear reactor design

    VIDEO

    27 January 2023 - 07:06

    Report: Japan's "hydrogen society" policy "has clearly been a complete failure"

    27 January 2023 - 06:50

    US corporation: F-35 deliveries can’t resume until mishap investigation done

    27 January 2023 - 06:35

    Moscow's talk of lifting flight ban hits nerve in Tbilisi

    27 January 2023 - 06:07

All news

Реверс Тегерана
    Искренность соседа или персидская хитрость?

    АНАЛИТИКА  21 Ноября 2022 - 20:02

    Матанат Насибова
    Политический обозреватель Caliber.Az

    Массовые протесты, захлестнувшие Иран в последние два с лишним месяца, однозначно свидетельствуют о системном кризисе нынешней модели государственного строя, который буквально трещит по швам. Для узурпировавшего власть в стране исламского духовенства возникла реальная угроза революции. По данным иранских правозащитных организаций, в столкновениях с полицией в ходе акций протеста за этот период уже погибли более 400 человек, среди которых студенты и десятки несовершеннолетних.

    В пятницу, 18 ноября, в окрестностях Тебриза в провинции Восточный Азербайджан состоялись похороны 23-летней этнической азербайджанки Айлар Хагки, студентки медицинского вуза, которая была зверски убита силовиками во время антиклерикальной акции. Подробности трагической гибели девушки сообщил оппозиционный канал «Iran International». Как выясняется, при разгоне демонстрации полицией Айлар удалось укрыться в одном из зданий. Но ее обнаружили сторонники режима и сбросили девушку с крыши высотки. От полученных травм она скончалась на месте. Известно также, что на семью Айлар Хагки было оказано давление властей, чтобы провести похоронную церемонию втайне, не предавая инцидент огласке и даже выдав его за несчастный случай, дабы избежать протестных волнений. Однако, как показали дальнейшие события, истинную причину гибели студентки скрыть не удалось, и похороны превратились в многолюдную демонстрацию, в ходе которой участники выкрикивали: «Муллы, вон!», «Мы все Айлар и будем сражаться».

    А позже «Радио Свободы» сообщило, что, по словам родственников Айлар, на ее теле были огнестрельные ранения, то есть это предумышленное убийство. И подобные бесчинства далеко не единичный случай в Иране. В день погребения Айлар Хагки хоронили и других погибших, среди которых был и десятилетний Киан Пирфалак из города Изе, также застреленный накануне. Все эти факты убедительно говорят о том, что узурпировавшие власть в Иране муллократы не хотят сдаваться и в открытую расстреливают поборников свободы, не щадя даже малолетних. На видео, распространенных в социальных сетях, отчетливо заснято, как силы безопасности Ирана безжалостно открывают огонь по людям на платформе одной из станций метро в Тегеране и скошенные пулями пассажиры падают прямо на рельсы. Есть и другие видеосъемки, где правоохранители избивают дубинками женщин, которые не надели платка-хиджаба, как установлено мусульманским законодательством. Напомним, кстати, что волнения в ИРИ в сентябре этого года начались именно из-за гибели 22-летней Махсы Амини, которую насмерть забили в полицейском участке, потому что девушка хоть и носила хиджаб, но как-то «неправильно». То есть если раньше поводом для волнений был экономический фактор и только периодически раздавались призывы к отставке правительства, то нынешние протесты свидетельствуют о недовольстве масс монополизацией политической власти шиитским духовенством, люди протестуют против репрессий и насилия со стороны духовной администрации. Потому-то в акциях так активно участвуют именно этнические азербайджанцы, права которых ущемляются на протяжении не одного десятилетия.

    Известно, что в Иране ситуация с правами человека в отношении наших братьев по крови обстоит далеко не лучшим образом. Иранские спецслужбы регулярно проводят облавы на активистов национально-освободительного движения в Южном Азербайджане, подвергая их арестам и пыткам. То, что открытое ущемление национальных прав азербайджанцев в Иране стало частью государственной политики режима мулл, вызывает резонную в Азербайджанской Республике. Персидские власти всегда видели угрозу в азербайджанском населении страны, составляющем ни много, ни мало более трети всех граждан страны. То есть если все южные азербайджанцы выйдут на улицы не только Тебриза и Ардебиля, но и Тегерана, где их тоже немало, с требованием независимости, с ними будет трудно справиться, не говоря уже о международной огласке.

    На сегодняшний день это действительно опасная тенденция для режима мулл, которая может обернуться крахом власти клерикалов. Фактов, подтверждающих ущемление прав наших соплеменников, более чем достаточно. Как сообщает иранская правозащитная организация HRANA, азербайджанские активисты протестуют против жесткого обращения надзирателей в тюрьмах и игнорирования прав политзаключенных, среди которых едва ли не большинство - этнические азербайджанцы. Именно они чаще других объявляют голодовки, в то время как их сотоварищи на воле выходят на мирные акции с требованием гарантий конституционных прав, таких, к примеру, как обучение на родном языке.

    Выступления этнических азербайджанцев в ИРИ - достаточно серьезный повод для дипломатических нападок иранской стороны на Азербайджан. Но есть и другие причины, вызывающие недовольство Тегерана. В последние два года Иран проявляет откровенную конфронтацию по отношению к Азербайджану из-за изменившегося расклада сил в регионе после 44-дневной войны 2020 года. Поначалу в Баку пытались не придавать отдельным выпадам Тегерана политической окраски, дабы не усиливать напряженность в отношениях с соседним государством. Хотя, без всякой предвзятости, очевидно, что именно у азербайджанской стороны имеется масса поводов для недовольства политикой Ирана - как внутренней, проводимой в отношении 30 миллионов этнических азербайджанцев, так и к внешней, в отношении Баку. Достаточно отметить, что после окончания Отечественной войны в Карабахе Иран провел три военных учения на границе с Азербайджаном. Последнее было самым крупным, и во время него иранские солдаты отрабатывали форсирование реки Араз, использовали в учениях преимущественно наступательное оружие. То есть это был далеко не традиционный тип учений, как об этом заявляли официальные лица Тегерана.

    Примечательно, что иранская сторона за 30 лет оккупации Арменией азербайджанских территорий ни разу не проводила подобных маневров вблизи Карабаха. На такой откровенный вызов Тегеран сподвигся только в постконфликтный период, когда Азербайджан, восстановив свою территориальную целостность, взялся за возрождение освобожденных земель. Хотя было бы логично, если бы Тегеран для защиты своих границ проводил такие учения в период армянской оккупации, а не после нее. Но деоккупация азербайджанских территорий, похоже, совсем не в интересах нашего южного соседа, и Тегеран демонстрирует это конкретными действиями против Азербайджана и открыто благоволя Армении.

    Между тем официально иранская сторона сдержанно, но исправно выказывала поддержку территориальной целостности Азербайджана, и при этом порой тайно, а иногда и не скрываясь поддерживала Армению, предоставляя финансовую и иную поддержку. И даже во время Второй Карабахской войны из ИРИ в РА шли эшелоны с горючим, продовольствием, вооружением. Более того, иранские военные даже вторглись на территорию Азербайджана в направлении Худаферинской ГРЭС. Только чудом удалось избежать вооруженного столкновения между передовыми отрядами ВС Азербайджана и иранскими провокаторами в военной форме.

     А сейчас у режима мулл появился еще один повод выразить Азербайджану свою неприязнь – Баку организовал плотный заслон наркотрафику из Ирана в Европу, после того как восстановил контроль на участке границы с ИРИ протяженностью 130 километров, который раньше был под контролем Армении. Азербайджанские власти перекрыли беспрепятственный наркотранзит из ИРИ в Карабах, а позже еще один наркомаршрут был пресечен в результате учреждения контрольно-пропускных пунктов на дороге Горус - Гафан. Согласно статистике, только за период с ноября 2020-го по октябрь 2021 года азербайджанские таможенники выявили 46 фактов контрабанды наркотиков и психотропных веществ, а  более 99% наркотиков, выведенных из незаконного оборота, было обнаружено при попытках переправки их через границу на таможенных постах в Астаре, Билясуваре, Нахчыванской Автономной Республике, граничащей с Ираном. Известны и факты переправки из Ирана в Ханкенди горючего в уже в постоккупационный период.

    Следует, однако, констатировать, что провокационная политика иранских властей в отношении Азербайджана в первую очередь нанесла ощутимый удар по самому Ирану. Во-первых, это еще больше усугубило внутренние противоречия в стране, поскольку количество симпатизирующих собственным властям проживающих там азербайджанцев значительно уменьшилось. Кроме этого, резко сократилось в Азербайджанской Республике количество людей, симпатизирующих клерикальному режиму – трудно симпатизировать государству, угрожающего твоей Родине и играющему мускулами на ее границах.

    Во-вторых, азербайджанские спецорганы занялись и основательно разрушили агентурную сеть Ирана в Азербайджане, а также заблокировали особо агрессивные иранские информресурсы.

    В-третьих, осложнение отношений с Ираном дало импульс южно-азербайджанскому дискурсу в азербайджанском обществе, да и в самом Иране.

    Помимо этого Баку, теперь уже без оглядки на Тегеран, не опасаясь обидеть соседа, стал усиленно укреплять связи с Израилем, заклятым, по убеждению муллократов, врагом Ирана. Как известно, парламент Азербайджана принял решение об открытии посольства в Израиле, что наверняка стало неприятной неожиданностью для Ирана. Официальный Тегеран возмущен этой новостью, хотя сам, практически наплевав на нынешнюю ситуацию с азербайджано-армянскими отношениями, открыл консульство в Гафане, а также разрешил Армении открыть в 2023 году консульство в Тебризе, то есть в центре Южного Азербайджана с соответствующим населением.

    Можно уверенно констатировать, что за последние 30 лет ирано-армянские связи укрепились как никогда. Уже сегодня Тегеран периодически делает заявления в поддержку Армении и отправляет туда с официальными визитами высокопоставленных политиков и чиновников. Более того, со стороны ИРИ уже озвучивается необходимость аннексии Нахчыванской Автономной Республики. В Тегеране не задумываются, что своими опрометчивыми заявлениями могут внести еще больший разлад в отношения с Азербайджаном.

    Именно иранская сторона провоцирует дипломатический конфликт, утверждая, что «нарушение территориальной целостности стран региона» (имеется в виду Армения) и попытки преступить «красные линии» во время сентябрьских армяно-азербайджанских столкновений в Кяльбяджарском районе, угрожают миру и стабильности их страны. Вероятно, в Иране рассчитывали застращать Азербайджан в надежде, что громкие «наезды» возымеют успех. Но просчитались. Баку ответил на нападки Тегерана хладнокровным и взвешенным прагматизмом.

    Стоит отметить, что Азербайджан всегда выказывал дружественную позицию в отношении соседних стран (кроме Армении, естественно) и никогда не закрывал дверь для конструктивного взаимодействия со своими соседями, включая Иран. Но на этот раз Баку предельно серьезно и аргументированно дал понять Ирану, что для нашей страны неприемлем язык угроз и что мы в состоянии защитить свою государственность.

    Между тем накануне советник Верховного лидера Исламской Республики Иран Али Акбар Велаяти выступил с заявлением для прессы, в котором высказался относительно слухов о том, что Иран намерен начать войну против Азербайджана. С персидской хитрецой Велаяти прямо-таки с возмущением заявил, что сообщения о подготовке к войне с Азербайджаном - гнусная клевета в адрес властей Ирана. «Иран как на Кавказе, так и в других регионах не намерен нападать ни на какую страну. Иран не намерен нападать на своих соседей, которые имеют одинаковое с ним происхождение, общий язык, религию, традиции и историю. То есть народ Азербайджанской Республики является светом наших очей», - провозгласил он, добавив, что «если Азербайджан подвергнется агрессии какой-либо страны, то Иран поспешит ему на помощь».

    «Народ Азербайджана правит своей страной, и такие неуместные слова и обвинения беспочвенны, и пусть знают они (враги Ирана и Азербайджана), что их усилия в этом отношении будут тщетны. Сегодня Иран имеет такую мощь, что с ней считаются его враги, в том числе Америка и сионизм, но наша сила не против наших друзей, а против наших врагов, врагов Азербайджана и врагов соседних стран», - подчеркнул иранский политик.

    Али Акбар Велаяти -  заметная фигура, влияющая на внешнеполитические решения руководства страны, соответственно, его заявления о готовности Ирана к нормализации отношений с Азербайджаном и устранение напряженности - явный показатель того, что Тегеран пошел на попятную, осознав бесперспективность давления на Азербайджан.

    Баку, разумеется, одобряет позитивную позицию иранского высокопоставленного лица и в целом пересмотр политики Ирана в сторону нормализации отношений с Азербайджаном. В связи с чем помощник президента страны Хикмет Гаджиев заявил, что Баку приветствует напоминание Велаяти о том, что наши народы имеют общую историю, религиозное, культурное наследие и традиции, длительную историю азербайджано-иранских связях.

    В то же время Гаджиев однозначно довел до сведения Тегерана, что Баку не является инициатором возникновения напряженности в двухсторонних отношениях, и что проведение иранскими вооруженными силами военных учений вблизи границ Азербайджана не послужило укреплению доверия между нашими странами, а, наоборот, оказало негативное влияние. То есть, Баку в очередной раз продемонстрировал дипломатический жест, заявив о готовности в развитии отношений с ИРИ, но при этом очень грамотно расставив приоритеты внешней политики Азербайджана, отражающие идентичность заявлений и конкретных действий, в отличие от иранской стороны. Насколько громкие заявления Вилаяти будут соответствовать последующим шагам и действиям Тегерана покажет время. А пока, судя по риторике Тегерана, в соседнем государстве настроены на сглаживание пошатнувшихся отношений и восстановление кредита доверия Баку.

    Caliber.Az

    Просмотров: 4125

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Читайте также

Что отбили Мирзояну в Ереване в ночь на 10 ноября? Трехстороннее заявление по-армянски

08 Декабря 2022 - 17:57

Вояж Арутюняна в Париж ставит жирную точку на посредничестве Макрона Баку такие «миротворцы» не нужны

08 Декабря 2022 - 13:37

Судьба иранского восстания Расклад Михаила Шерешевского

08 Декабря 2022 - 11:15

Азербайджан обновляет флот в ожидании транзитного бума Обзор Caliber.Az

08 Декабря 2022 - 09:51

Рубежи Рубена Размышления Эмина Галалы

07 Декабря 2022 - 19:34

Иран поёт о дружбе с Азербайджаном и вооружает Армению Режим мулл провоцирует войну

07 Декабря 2022 - 18:24
РЕКЛАМА
Последние новости

    Илону Маску заранее отказали в покупке «Википедии»

    09 Декабря 2022 - 06:30

    Предложение ЕС по налогообложению затронет криптокомпании по всему миру

    09 Декабря 2022 - 05:29

    Елка на энергии солнца спровоцировала скандал в европейской столице

    09 Декабря 2022 - 04:30

    Дженнифер Лоуренс отказалась худеть ради «Голодных игр»

    09 Декабря 2022 - 03:30

    Нижняя палата Конгресса США одобрила оборонный бюджет

    09 Декабря 2022 - 02:29

    Папа римский заплакал при упоминании Украины в молитве

    09 Декабря 2022 - 02:01

    Бывшие сотрудницы обвинили Маска и Twitter в дискриминации

    09 Декабря 2022 - 01:29

    Spiegel: у арестованных в Германии заговорщиков изъяли мечи, пистолеты, каски и золото

    09 Декабря 2022 - 01:08

    Азербайджанские паратхэквондисты завоевали золотые медали рейтингового турнира

    ФОТО

    09 Декабря 2022 - 01:06

    В Бурсе состоялась премьера художественно-документального фильма «Единственная жемчужина Шуши»

    ФОТО

    09 Декабря 2022 - 01:04

    Китай и Саудовская Аравия подписали 34 инвестсоглашения в различных секторах

    09 Декабря 2022 - 01:01

    Тренер Луис Энрике выступил с заявлением после ухода из сборной Испании

    09 Декабря 2022 - 00:29

    Норвегия ввела потолок цен на российскую нефть

    09 Декабря 2022 - 00:05

    ЕС увеличит фонд, из которого помогают Украине оружием, на 2 млрд евро

    08 Декабря 2022 - 23:40

    В аэропорту Тбилиси задержан командир подразделения «Исламского государства»

    08 Декабря 2022 - 23:19

    «Газпром» по итогам 2022 года станет крупнейшим налогоплательщиком России

    08 Декабря 2022 - 23:00

    Азербайджанский шахматист завоевал золотую медаль на блиц-турнире в Испании

    08 Декабря 2022 - 22:48

    Азербайджанский клуб интересуется вингером сборной Либерии

    08 Декабря 2022 - 22:40

    В Бурсе проходят Дни Шуши

    ФОТО

    08 Декабря 2022 - 22:23

    Беларусь заложила в бюджет безвозмездные поступления от России в $1,7 млрд на 2023 год

    08 Декабря 2022 - 22:19

    В Великобритании поступили в обращение первые монеты с портретом короля Карла III

    08 Декабря 2022 - 22:00

    На землях лесного фонда в Азербайджане высажено свыше 670 тыс. деревьев

    08 Декабря 2022 - 21:59

    В Гёйгёле 28-летний парень умер от отравления угарным газом

    08 Декабря 2022 - 21:46

    Анчелотти: Сборная Испании на чемпионате мира стала огромным разочарованием

    08 Декабря 2022 - 21:40

    В Кении четырехлетний мальчик шесть дней выживал среди гиен и шакалов

    08 Декабря 2022 - 21:19

    В Азербайджане за сутки зарегистрировано 50 новых случаев заражения коронавирусом

    08 Декабря 2022 - 21:13

    Посол: Поддержка Азербайджана Марокко на ЧМ - один из прекрасных примеров дружбы между нашими странами

    08 Декабря 2022 - 21:12

    Минтранс Турции: Сообщения о заторах с танкерами у Босфора являются ложными

    08 Декабря 2022 - 21:00

    ЕС не поддержал присоединение Румынии и Болгарии к Шенгенской зоне

    08 Декабря 2022 - 20:40

    Хикмет Гаджиев ответил Армену Григоряну: Азербайджан не намерен обсуждать этот вопрос

    08 Декабря 2022 - 20:34

    Аллахшукюр Пашазаде встретился в Москве с председателем Духовного управления мусульман России

    08 Декабря 2022 - 20:31

    Совет Евросоюза согласовал присоединение Хорватии к Шенгену

    08 Декабря 2022 - 20:20

    В Азербайджане имущество 7 банков выставят на аукцион

    08 Декабря 2022 - 19:59

    Глава минздрава Польши: число случаев COVID-19 в Польше увеличивается на 20% в неделю

    08 Декабря 2022 - 19:43

    Джейхун Байрамов проинформировал помощника Блинкена о последней незаконной деятельности на Лачинской дороге

    08 Декабря 2022 - 19:40

    Британия может в ближайшие месяцы сползти в продовольственный кризис

    08 Декабря 2022 - 19:30

    Компания Dyson представила наушники со встроенной очисткой воздуха

    08 Декабря 2022 - 19:15

    «У Грузии, в отличие от Азербайджана, нет такого мощного союзника как Турция»

    Мамука Арешидзе на связи с Caliber.Az

    08 Декабря 2022 - 19:03

    Роналду сделал заявление на фоне слухов о его намерении уйти из сборной Португалии

    08 Декабря 2022 - 19:00

    Пашинян обсудил со спецпредставителем ЕС ситуацию в регионе

    08 Декабря 2022 - 18:56

    Жители Южной Кореи с июня станут «на год моложе»

    08 Декабря 2022 - 18:44

    Повышено материальное обеспечение сотрудников прокуратуры Азербайджана

    08 Декабря 2022 - 18:29

    Спортсмены из Азербайджана принимают участие во Всемирных играх юных соотечественников

    08 Декабря 2022 - 18:15

    Орудж Залов награжден орденом «За службу Отечеству» 1-й степени

    08 Декабря 2022 - 18:13

    Посол Турции побывал в Совете прессы Азербайджана

    08 Декабря 2022 - 18:00

Все новости