Chinese revolt, or first peals of thunder?
    Mikhail Shereshevskiy's analysis

    ANALYTICS  28 November 2022 - 18:13

    Mikhail Shereshevskiy
    Caliber.Az

    Chinese security forces' armored vehicles are being brought to Shanghai and Wuhan. Riots are intensifying in the cities amid widespread coronavirus restrictions.

    The Economist magazine points out that unrest is erupting across China. Discontent with street and city closures is growing. No one knows how or when Xi Jinping's "zero-covid" policy of powerful lockdowns will end; they sometimes cover cities of millions of people or entire regions for weeks. The Chinese used to be tolerant of such measures. Today, their patience is wearing thin. People ask: why don't other governments pursue a similar zero-covid policy?

    From Urumqi in the northwest to Shanghai in the east, demonstrations and protests have shaken China in recent days. They have varied in scale and nature, but they all had one theme in common: the demand to end the zero-covid campaign and rid the population of violent lockdowns.

    On November 24, a house fire in Urumqi, the capital of the Xinjiang region, killed ten people. Local residents said that doorways and fire exits in the building had been sealed for the duration of the quarantine and that was what caused the tragedy. However, the head of the fire brigade said, "The ability of some residents to self-rescue was too weak, so they could not save themselves."

    As is often the case in history, someone's insolent remark in a tense situation was the last straw that overflowed the cup of public patience. People took to the streets. "If you don't have bread, eat cakes," words attributed to Queen Marie Antoinette of France, were one of the triggers for the Great French Revolution. It was almost the same response to the workers by the director of the Novocherkassk factory in the USSR in 1962 (which sparked a strike and riot): "If you don't have money for meat, eat liver pies."

    Protests in Xinjiang have awakened the country. Young people in Shanghai gathered over the weekend to honor the victims of the Urumqi fire, with some calling for the overthrow of Chinese leader Xi Jinping and the Communist Party regime. The protest in Beijing took place on November 27 and included words of solidarity with those arrested in Shanghai and those killed in Xinjiang. There were also demonstrations against the zero-covid policy on university campuses across the country.

    But the problem is not just covid lockdowns. It is overlaid with others related to slowing economic growth, rising social inequality, etc.

    Earlier, on November 23, crowds of workers at the world's largest iPhone factory outside the city of Zhengzhou clashed with special police units. Judging by reports from there, they were angered by unfulfilled promises from Foxconn, the company that runs the plant - promises about bonuses as well as various covid restrictions (Foxconn itself claims that all contractual promises have been kept).

    The situation in the PRC is such that two-thirds of the population, a billion people, live on about one-third of the territory. In this sense, China is an ant colony country, like Egypt, where 90 per cent of the population lives mostly in urban agglomerations along the Nile River. Under such conditions, any protest quickly spreads across the country - think of the human wave of high density. This, by the way, is the problem of all modern large urban agglomerations. And here is the main vulnerability of the Chinese Communist Party regime. Of course, this does not mean that the population will support any kind of intervention. For example, in China, thanks to hardline nationalism, few people supported the separatism of Tibetans or Hong Kong. But when and if we are talking about issues everyone understands, about crazy measures in the style of zero-covid city lockdowns (a principle that probably made sense at the beginning of the pandemic, but has now clearly exhausted itself), and when all this is superimposed on economic and social problems (slowing growth, huge social inequality, ecology), society reacts.

    The other side of the coin is the behavior of the Chinese working class. From about the beginning of the 20th century, this class has been a threat to every regime in China, be it the Kuomintang or the CCP. China's working class is not about peaceful protest and legal trade unions, but about violent revolts and secret societies attacking businessmen. A little-known fact is that the CCP, led by Mao Zedong, came to power thanks to the peasant movement, but not thanks to the workers. Moreover, the working class has been most hostile to the Maoists since the early 1950s, when it resisted the dissolution of the factory committees that ran the factories and replaced them with trade unions loyal to the authorities. The Maoists suppressed strikes in Shanghai and other cities. Mao was well aware of this problem and his hatred for the qualified educated factory working class, including the "theory of the labor aristocracy," truly had no limits.

    No one was ever able to deal with the labor movement to the end. Worker protests, be it the "Tiananmen incident of 1976" and the 1989 uprising, came back again and again. It is little known that the 1989 uprising in Beijing's Tiananmen Square was not only about student protest, but also about worker protest, and while the students were going to negotiate with the regime, the workers from the IWUB (Independent Workers Union of Beijing) were not going to do so and supported armed action against the power of party officials.

    The problem of rebellion in the factories occasionally makes itself felt. And this, along with high population density, creates conditions for regime destabilization. Alexander Gabuyev, a Russian researcher of the PRC, points to the latter. In his opinion, this factor is the reason for the Chinese government's constant concern for the growth of society's welfare.

    The economic reforms initiated by Deng Xiaoping in the last century led to the elimination of the relatively inefficient Marxist-Leninist economic model - today up to 80 per cent of Chinese work in the private sector - and to rapid economic growth. However, the same problems persist.

    The contemporary economist and former head of the World Bank, Branko Milanovic, calls the Chinese system "political capitalism". He points out that this type of capitalism has a constant concern for internal stability. Therefore, for the CCP government, ensuring economic growth is a major policy challenge. We need the majority of Chinese people to feel at least a slight improvement every year, that is what the regime's legitimacy is based on. If growth slows down, this becomes a key political issue for the authorities. The main incentive for them to care about economic growth is fear.

    At the same time, it is doubtful that the Chinese will join the Iranians in a similar revolt today. The country still has an economic boom (though it is slowing down) and strong security systems in place. But we may have witnessed the first peals of thunder. Gabuyev warned earlier that Xi's "zero-covid" policy, the government's incompetent attempts to over-correct a number of economic sectors, the drop in growth rates, and the appointment of the country's leadership at the 20th Congress not based on competence, but on loyalty to the "core party", i.e. Xi Jinping, could lead to serious destabilization. This happened even sooner than anyone expected.

    Caliber.Az

    Subscribe to our Telegram channel


Read also

State-sponsored terror attacks at foreign embassies not to boost Iran's influence Time to drop Tehran's mask

03 February 2023 - 14:45

Moratorium on inspections: business on preferential terms Review by Caliber.Az

03 February 2023 - 12:15

Lavrov's ambiguous rhetoric speaks of Moscow's search for a better manoeuvre

03 February 2023 - 18:36

Why did OPEC+ maintain the global oil output? The allies do not want to make the US upset

02 February 2023 - 16:00

Azerbaijani-Israeli military cooperation: away from prying eyes Expert Yury Bocharov talks to Caliber.Az

02 February 2023 - 13:55

Azerbaijan central bank raises interest rate: reasons and expectations Review by Caliber.Az

02 February 2023 - 15:00
ADVERTS
Latest news

    Intergovernmental agreement between Azerbaijan, Türkiye and Turkmenistan approved

    04 February 2023 - 16:00

    Trafigura: ‘Shadow Fleet’ of tankers hauling Russian oil swells to 600 ships

    04 February 2023 - 15:46

    International travelers enjoy Jidir plain view in Shusha

    04 February 2023 - 15:32

    Cristiano Ronaldo scores his first goal for new club Al Nassr

    04 February 2023 - 15:20

    Minister: Azerbaijan exports 600 million cubic metres of gas to Bulgaria in 2022

    04 February 2023 - 15:07

    Turkish Airlines cancels 238 flights due to weather conditions

    04 February 2023 - 14:55

    Portugal refuses to send German-made Leopard 2 tanks to Ukraine

    04 February 2023 - 14:43

    American volunteer aid worker killed in Bakhmut while helping Ukrainian civilians

    04 February 2023 - 14:33

    Expert: Attack on Azerbaijan’s embassy in Iran should serve as wakeup call

    04 February 2023 - 14:23

    Ex-justice minister Zeynalyan may become Armenia's ombudsman

    04 February 2023 - 14:10

    Training course graduates get certificates in Azerbaijan

    PHOTO/VIDEO

    04 February 2023 - 13:57

    International travelers from 12 countries arrive at rally site on Khankandi-Lachin road

    04 February 2023 - 13:42

    Ukraine to extend martial law, mobilisation for 90 days

    04 February 2023 - 13:30

    Türkiye to launch GOKDOGAN, BOZDOGAN missiles from onshore, offshore platforms

    PHOTO

    04 February 2023 - 13:24

    Türkiye, Indonesia sign military cooperation agreement in Ankara

    04 February 2023 - 13:17

    Azerbaijan's ambassador to Mexico exposes Armenian lies

    04 February 2023 - 13:03

    Ukraine announces early arrival of Leopard, Challenger and Abrams tanks

    Defence minister's statement

    04 February 2023 - 12:50

    Suspected supporter of PKK terrorist group detained in Sweden

    04 February 2023 - 12:38

    Gibraltar accuses Spain of 'gross violation of sovereignty' over customs operation

    04 February 2023 - 12:26

    German traveler: Visit to liberated Azerbaijani lands - unique chance

    04 February 2023 - 12:16

    bp eyes to commission three more wells at Shah Deniz

    04 February 2023 - 12:02

    Ukraine claims Russian death toll rises to more than 130,000

    04 February 2023 - 11:51

    Azerbaijan performs practical exercises on fire training

    VIDEO

    04 February 2023 - 11:39

    Azerbaijani border guards thwart another drug smuggling from Iran

    PHOTO

    04 February 2023 - 11:29

    ISW: Russia perpetuates war in Ukraine as direct threat to its security

    04 February 2023 - 11:16

    US, EU, G7 and Australia announce new price cap on Russian petroleum products

    04 February 2023 - 11:02

    Organisation of Turkic States condemns burning of Quran in Sweden, Denmark

    04 February 2023 - 10:51

    Top US diplomat slams 'unacceptable' China balloon

    04 February 2023 - 10:42

    International travelers from UK arrive in Karabakh

    04 February 2023 - 10:32

    France, Italy ready to deliver SAMP/T anti-missile system to Ukraine

    04 February 2023 - 10:20

    Organisation of Turkic States, International Crisis Group discuss global crisis issues

    04 February 2023 - 10:11

    Eco-activists still active on 55th day of rally on Khankendi-Lachin road

    04 February 2023 - 09:54

    Moldova hopes to receive gas from Azerbaijan through Romania

    04 February 2023 - 09:42

    US imposes sanctions on board of directors of Iranian drone maker

    04 February 2023 - 09:31

    President Erdogan: Türkiye supports Kosovo’s vision to join NATO, Council of Europe, EU

    04 February 2023 - 09:19

    OPEC’s oil production drops in January as Saudi Arabia cuts output

    04 February 2023 - 09:00

    Eastern Europe wants NATO to beef up defence spending

    04 February 2023 - 08:35

    US kicks off 5G competition to upgrade base communications

    04 February 2023 - 08:05

    How Korean nuclear threat could gradually, then suddenly, lead to war

    04 February 2023 - 07:34

    UK faces bleakest outlook in generations as more Britons stop working

    04 February 2023 - 07:02

    US Army plant making artillery shells for Ukraine

    PHOTO

    04 February 2023 - 06:33

    China needs to junk its economic playbook

    Analysis by Foreign Policy

    04 February 2023 - 06:04

    Sweden tightens anti-terror laws as Finland confirms joint NATO bid

    04 February 2023 - 05:36

    India to boost defence spending 13%, with billions for new weapons

    04 February 2023 - 05:05

    The Guardian: How Putin’s plans to blackmail Europe over gas supply failed

    04 February 2023 - 04:35

All news

Китайский бунт, или Первые раскаты грома?
    Расклад Михаила Шерешевского

    АНАЛИТИКА  28 Ноября 2022 - 16:37

    Михаил Шерешевский
    Caliber.Az

    В Шанхай и Ухань стягивается бронетехника сил безопасности Китая. В городах усиливаются бунты на фоне масштабных коронавирусных ограничений.

    Журнал Economist указывает на то, что беспорядки вспыхивают по всему Китаю. Растет недовольство закрытием улиц и городов. Никто не знает, как и когда закончится политика Си Цзиньпина «ноль ковид», которая заключается в мощных блокировках; они порой охватывают на недели города-миллионники или целые регионы. Раньше китайцы проявляли терпимость по отношению к таким мерам. Сегодня их терпение истощилось. Люди спрашивают: почему правительства других стран не проводят аналогичную политику нулевого ковида?

    От Урумчи на северо-западе до Шанхая на востоке - демонстрации и протесты потрясли Китай в последние дни. Они были разными по масштабу и составу, но всех их объединяла одна тема: требование прекратить кампанию «ноль ковид» и избавить население от жестоких блокировок.

    24 ноября в результате пожара в жилом доме в городе Урумчи, столице региона Синьцзян, погибли десять человек. Местные жители рассказали, что дверные проемы и пожарные выходы в здании были запечатаны на время карантина и именно это вызвало трагедию. Однако глава пожарной бригады заявил: «Способность некоторых жителей к самоспасению была слишком слабой, вот они и не смогли спастись».

    Как это часто бывает в истории, чье-то наглое замечание в напряженной ситуации стало последней каплей, переполнившей чашу терпения общества. Люди вышли на улицы. «Если у вас нет хлеба, кушайте пирожные» - слова, которые приписывают королеве Франции Марии-Антуанетте, стали одним из триггеров для Великой Французской революции. Почти так же ответил рабочим директор завода в Новочеркасске в СССР в 1962 году (что вызвало забастовку и бунт): «Если нет денег на мясо, ешьте пирожки с ливером».



    Протесты в Синьцзяне разбудили страну. Молодежь в Шанхае собралась в выходные, чтобы почтить память жертв пожара в Урумчи, причем некоторые призвали к свержению руководителя КНР Си Цзиньпина и режима Коммунистической партии. Акция протеста в Пекине прошла 27 ноября и на ней звучали слова солидарности с арестованными в Шанхае и погибшими в Синьцзяне. В университетских кампусах по всей стране также прошли демонстрации против политики «нулевого ковида».

    Но проблема не только в ковидных блокировках. Она накладывается на другие, связанные с замедлением темпов экономического роста, растущим социальным неравенством и т.д.
    Ранее, 23 ноября, толпы рабочих на крупнейшем в мире заводе по производству iPhone, расположенном за пределами города Чжэнчжоу, вступили в столкновение с подразделениями специальной полиции. Судя по поступающим оттуда сообщениям, они были возмущены невыполненными обещаниями компании Foxconn, которая управляет заводом, - обещаниями по поводу бонусов, а также различными антиковидными ограничениями (сама компания Foxconn утверждает, что все договорные обещания были выполнены).

    Ситуация в КНР такова, что две трети населения, миллиард человек, живут примерно на одной трети территории. В этом смысле Китай - страна-муравейник, как, например, и Египет, где 90% населения живут преимущественно в городских агломерациях вдоль реки Нил. В таких условиях любой протест быстро распространяется по стране - думайте о человеческой волне высокой плотности. Это, кстати, проблема всех современных крупных городских агломераций. И здесь главная уязвимая точка режима Компартии Китая. Разумеется, это не означает, что население поддержит любое выступление. Например, в Китае благодаря жесткому национализму мало кто поддержал сепаратизм тибетцев или Гонконга. Но когда и если речь идет о понятных всем вопросах, о безумных мерах в стиле блокировок городов по принципу «ноль ковид» (принципу, вероятно, имевшему смысл в начале пандемии, но сегодня явно исчерпавшему себя), и когда все это накладывается на экономические и социальные проблемы (замедление темпов роста, огромное социальное неравенство, экология), общество реагирует.



    Другая сторона медали - поведение китайского рабочего класса. Приблизительно с начала 20 столетия данный класс представлял собой угрозу для любого режима в Китае, будь то Гоминьдан или КПК. Рабочий класс Китая - это не про мирный протест и легальные профсоюзы, а про насильственные бунты и тайные общества, атаковавшие бизнесменов. Малоизвестный факт заключается в том, что КПК во главе с Мао Цзэдуном пришла к власти благодаря крестьянскому движению, но не благодаря рабочим. Более того, рабочий класс был наиболее враждебен маоистам с начала 1950-х годов, когда он сопротивлялся роспуску фабричных комитетов, управлявших предприятиями, и замене их на лояльные властям профсоюзы. Маоисты подавили забастовки в Шанхае и других городах. Мао прекрасно осознавал эту проблему и его ненависть к квалифицированному образованному фабричному рабочему классу, включая «теорию рабочей аристократии», поистине не имела границ.

    До конца с рабочим движением никто так и не смог справиться. Рабочие протесты, будь то «инцидент на Тяньаньмэнь в 1976 году» и восстание в 1989 году, снова и снова возвращались. Малоизвестно, что восстание 1989 года в Пекине на площади Тяньаньмэнь было связано не только со студенческим, но и с рабочим протестом, причем если студенты собирались договариваться с режимом, то рабочие из НСРП (Независимый союз рабочих Пекина) не собирались этого делать и поддерживали вооруженные действия против власти партийных чиновников.

    Проблема бунтарских настроений на фабриках периодически дает о себе знать. И это, наряду с высокой плотностью населения, создает условия для дестабилизации режима. На последнее указывает российский исследователь КНР Александр Габуев. По его мнению, именно данный фактор является причиной постоянной заботы китайского правительства о росте благосостояния общества.



    Экономические реформы, которые начал в прошлом веке Дэн Сяопин, привели к демонтажу сравнительно неэффективной марксистко-ленинской модели экономики - сегодня до 80 процентов китайцев работают в частном секторе - и к быстрому экономическому росту. Однако те же самые проблемы сохранились.

    Современный экономист, бывший руководитель Всемирного банка Бранко Миланович называет китайскую систему «политическим капитализмом». Он указывает на то, что этот вид капитализма испытывает постоянную тревогу в отношении внутренней стабильности. Поэтому для правительства КПК обеспечение экономического роста является главной политической задачей. Нужно, чтобы с каждым годом большинство китайцев ощущали хотя бы небольшие улучшения, ибо на этом основана легитимность режима. Если рост замедляется, это становится ключевой политической проблемой для властей. Главный стимул их заботы об экономическом росте – страх.

    В то же время сомнительно, что китайцы присоединится сегодня к иранцам и поднимут такое же или схожее восстание. В стране до сих пор сохраняется экономический подъем (хотя он замедляется) и имеются мощные системы безопасности. Но, возможно, мы стали свидетелями первых раскатов грома. А. Габуев ранее предупреждал, что политика Си в духе «ноль ковида», некомпетентные попытки правительства перекорежить ряд секторов экономики, падение темпов роста и назначение руководства страны на XX съезде не по принципу компетентности, а согласно преданности «ядру партии», т.е. Си Цзиньпину, могут привести к серьезной дестабилизации. Это случилось даже раньше, чем кто-либо ожидал.

    Caliber.Az

    Просмотров: 2307

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Читайте также

У Тегерана два пути: заболтать теракт или извиниться перед Азербайджаном Перевод Caliber.Az

27 Января 2023 - 19:25

Воздух Карабаха Кому им дышать?

27 Января 2023 - 18:36

Иран в поисках новой региональной эскалации И ложь, шитая белыми нитками

27 Января 2023 - 17:54

Что помогло банковскому сектору Азербайджана заработать и преодолеть риски 2022 года? Расклад Caliber.Az

27 Января 2023 - 09:55

Грезы Еревана: международные миссии на территории Азербайджана Мечтать не вредно

26 Января 2023 - 20:00

Армянская гастроль Европы Труппа ожидается пестрой

26 Января 2023 - 18:00
РЕКЛАМА
Последние новости

    МИД Хорватии осудил нападение на посольство Азербайджана в Иране

    28 Января 2023 - 00:17

    МИД Украины осудил нападение на посольство Азербайджана в Иране

    28 Января 2023 - 00:07

    «Аэрофлот» возобновит полеты в Казахстан

    28 Января 2023 - 00:05

    Молодежная организация Движения неприсоединения осудила теракт в посольстве Азербайджана в Тегеране

    28 Января 2023 - 00:01

    Умер заслуженный работник культуры Насиб Магеррамов

    27 Января 2023 - 23:55

    МИД Азербайджана осудил вооруженное нападение на синагогу в Израиле

    27 Января 2023 - 23:50

    Российские клиенты криптбирж начали покупать данные для обхода блокировок

    27 Января 2023 - 23:50

    В ООН отметили максимальный уровень угрозы голода в Сирии за 12 лет

    27 Января 2023 - 23:42

    Дорожная полиция Баку обратилась к водителям

    27 Января 2023 - 23:40

    Байден не исключил войну с Ираном

    27 Января 2023 - 23:39

    Microsoft начнет принудительно обновлять пользователей до последней Windows 11

    27 Января 2023 - 23:33

    Международный суд ООН проведет общественные слушания по иску Азербайджана против Армении

    27 Января 2023 - 23:30

    ОИС: Решительно осуждаем предательское нападение на посольство Азербайджана в Тегеране

    27 Января 2023 - 23:28

    Теракт в Иерусалиме, погибли восемь человек

    27 Января 2023 - 23:21

    Бундестаг выступил за прекращение сотрудничества с иранским парламентом

    27 Января 2023 - 23:15

    SOCAR обнародовал показатели производства за прошлый год

    27 Января 2023 - 23:13

    Госдеп США решительно осудил теракт в посольстве Азербайджана в Иране

    27 Января 2023 - 23:03

    Итальянская прокуратура расследует сделку по продаже «Милана»

    27 Января 2023 - 22:56

    Президент Турецкой республики Северного Кипра выразил соболезнование Азербайджану

    27 Января 2023 - 22:45

    Разведка Украины: Спецслужбы РФ готовят информационную спецоперацию

    27 Января 2023 - 22:45

    МИД Германии: Нападения на дипмиссии недопустимы

    27 Января 2023 - 22:44

    Община Западного Азербайджана решительно осудила нападение на посольство Азербайджана в Иране

    27 Января 2023 - 22:38

    Президент Египта встретился с азербайджанскими предпринимателями

    27 Января 2023 - 22:33

    Белый дом: США не будут вмешиваться в дискуссию между Турцией, Швецией и Финляндией

    27 Января 2023 - 22:32

    Президент ГА ООН решительно осудил теракт против посольства Азербайджана в Тегеране

    27 Января 2023 - 22:20

    Литва передаст Украине оборудование для блокировки дронов

    27 Января 2023 - 22:17

    Крупный аэропорт Германии отменил часть вылетов из-за забастовки

    27 Января 2023 - 22:05

    Национально-культурная автономия азербайджанцев Москвы осудила теракт в Иране

    27 Января 2023 - 21:56

    Посол Армении в РФ: Ереван не отказывался от миссии ОДКБ на границе Армении

    27 Января 2023 - 21:50

    Байден сменил главу аппарата Белого дома

    27 Января 2023 - 21:42

    Джейхун Байрамов провел телефонный разговор с главой МИД Кыргызстана

    27 Января 2023 - 21:41

    Азербайджанская община Италии обратилась к мировому сообществу в связи с терактом в Иране

    27 Января 2023 - 21:36

    В Белом доме назвали позицию США по Ирану неизменной

    27 Января 2023 - 21:31

    ЕС выразил соболезнования Азербайджану

    27 Января 2023 - 21:26

    Ведущий Fox News усомнился в умственных способностях Байдена

    27 Января 2023 - 21:24

    В Украине сформированы первые в мире роты операторов ударных БПЛА

    27 Января 2023 - 21:18

    Генсек ООН решительно осудил террористический акт в посольстве Азербайджана в Иране

    27 Января 2023 - 21:16

    На дороге Ханкенди-Лачин продолжаются протесты, активисты призывают мировое сообщество защитить экологию

    27 Января 2023 - 21:11

    Сестра Ким Чен Ына: КНДР будет всегда «в одном окопе» с Россией

    27 Января 2023 - 21:08

    Убитый при нападении на посольство Азербайджана в Иране Орхан Аскеров будет похоронен в Баку

    27 Января 2023 - 21:03

    Азербайджанская диаспора в Израиле обратилась к международным организациям

    27 Января 2023 - 21:01

    Правительство и народ Пакистана глубоко опечалены нападением на посольство Азербайджана

    27 Января 2023 - 20:59

    Дом Азербайджана в Париже осудил нападение на посольство

    27 Января 2023 - 20:53

    Внешнеторговый оборот Тюменской области и Азербайджана вырос почти на 78% за год

    27 Января 2023 - 20:50

    Мустафа Найем возглавил созданное Госагентство восстановления Украины

    27 Января 2023 - 20:43

Все новости