Место в рейтинге военной мощи: такой статус играет важную роль Маисая и Парфёнов на Caliber.Az
Согласно международному рейтингу портала Global Firepower, в 2023 году Азербайджан занял 57 место среди 145 стран по военной мощи. Грузия расположилась на 85-ом, а Армения на 94-ом месте.
При составлении рейтинга учитываются 60 индивидуальных факторов для определения показателя той или иной страны. В расчет принимаются количественные показатели и мощь авиации, бронетехники, военно-морских сил и так далее. Кроме того, учитываются наличие природных ресурсов, рабочей силы, транспортные и логистические возможности государства. Важное место отводится размерам военного бюджета, внешнего долга, валютным резервам страны и ее покупательной способности.
Как отмечается в рейтинге, ежегодно призывного возраста достигает 1,5% населения Азербайджана. Всего военные составляют 3,7% населения, из них 0,6% — действующие. Как отмечается в рейтинге, всего в Азербайджане 148 военных самолетов, 17 истребителей, 11 ударных, 2 транспортных, 32 тренировочных, 86 вертолетов. Также отмечается, что у Азербайджана 920 танков, 167 единиц самоходной артиллерии, 319 единиц буксируемой артиллерии, 323 единицы РСЗО. У Азербайджана также 4 подводные лодки, 13 патрульных судов.
Отметим, что по состоянию на 2022 год Азербайджан занимал 63-е место. Сегодня, согласно рейтингу, 1-е место занимает армия США, Турция держит 11-е, Украина — 15-е место.
Но что дает государствам такой показатель, как степень военной мощи? По всей видимости, это должно как-то сказываться и на политическом весе стран на международной арене? Есть ли тут прямая зависимость? Другими словами, каково значение этого места Азербайджана среди 145 стран?
Своими мыслями на этот счет поделились с Caliber.Аz известные зарубежные эксперты.
Доктор военных и политических наук Вахтанг Маисая (Грузия) отмечает, что приведенные факты свидетельствуют о выходе Азербайджана на первое место по военному потенциалу среди стран Кавказа.
«Я должен сказать, что такой статус играет важную роль. Во-первых, в мировой политике и международной безопасности. Потому что это вопрос престижа государства. Во-вторых, это подразумевает, что такое государство имеет шанс дорасти до статуса гегемона на региональном, панрегиональном или даже на глобальном уровне. В-третьих, такая позиция подразумевает еще и сильный геоэкономический потенциал, когда государство может так воспользоваться своей военной мощью, чтобы обеспечить реализацию больших экономических проектов. Это как раз напрямую касается Азербайджана, потому что он расположен в важном геоэкономическом регионе – Кавказско-Каспийском. И он играет важную роль в мировой энергетической политике», - говорит эксперт.
И еще одним важным моментом этого места в рейтинге является перспектива освоения Азербайджаном новых рынков оружия, полагает он.
«Появляется возможность кооперации в деле производства вооружений с теми странами, у которых большой потенциал развития ВПК (военно-промышленного комплекса). Азербайджан уже успешно сотрудничает с влиятельными на мировом рынке оружия государствами. Это Израиль и Турция. Здесь у Азербайджана весьма хорошие перспективы. Вот, собственно, те основные критерии, которые объясняют продвижение Азербайджана в рассматриваемом рейтинге», - отметил Маисая.
В свою очередь глава департамента безопасности Центра политических исследований «Доктрина» (Киев) Глеб Парфёнов напомнил, что Азербайджан показал во время 44-дневной войны, что имеет высокотехнологическую армию, способную решить широкий спектр задач.
«И даже противостоять Ирану. Отсюда можно сделать вывод, что решает не столько количество техники, сколько умение ею пользоваться и моральный стержень солдат. Без этих вещей, какое бы место ни занимало государство в рейтинге военной мощи, оно бы проиграло», - говорит эксперт.
В основном такие рейтинги основываются на вычислениях суммарной военной мощи государства. Но как показывает практика, рейтинг особой роли не играет. Вот, например, Россия вторая армия в мире, а была бита армией, находящейся намного ниже её по рейтингу, отметил Парфёнов.
Поэтому, по его мнению, эти рейтинги в будущем ещё будут пересматривать, чтобы не попадать в такую ловушку.
«Ведь расчёт военной мощи действительно влияет на отношения государств. Ту же Россию раньше боялись, но теперь нет», - заключил Парфёнов.