Местные выборы в Грузии: битва за Тбилиси Экспертные мнения на Caliber.Az
Исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе заявил, что оппозиция (в том числе представители «Единого национального движения»), которую власти планируют запретить, будет участвовать в местных выборах, назначенных на октябрь. По словам Мдинарадзе, нет сомнений, что «покровители и финансисты» оппозиционных партий заставят их участвовать в муниципальных выборах, которые, по его словам, станут для них последними.
Власти подадут иск о запрете «коллективного Нацдвижения» только после этих выборов, чтобы избежать обвинений в устранении соперников, пояснил Мдинарадзе. «Мы готовы к тому, чтобы на этих выборах в органы местного самоуправления грузинский народ дал достойный ответ партиям-агентам», — сказал он.
Затем, до конца 2026 года, «ГМ» подаст иск в Конституционный суд, на основании которого «коллективное Нацдвижение» должно быть запрещено.
Почему принято такое решение? Какой смысл стоит за этим? Может быть, тем самым «Грузинская мечта» хочет в открытую продемонстрировать, что на самом деле нет никаких гонений на оппозиционную деятельность, и если то же «Единое нацдвижение» хочет доказать, что пользуется большей популярностью, чем правящая партия, то пусть попытается сделать это хотя бы во время предстоящих муниципальных выборов? Но вот получится ли у оппозиционных партий завоевать сколь-нибудь значительное количество мест в органах местной власти? Если ответ отрицательный, тогда, наверное, и о последующем запрете деятельности переживать уже будет бессмысленно – кому нужны политические партии без какой-либо поддержки народа?
Своей оценкой этой ситуации поделились с Caliber.Az иностранные обозреватели.
Как отмечает политолог, основатель научно-исследовательского центра SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе, «Грузинская мечта» хорошо понимает, что без оппозиции все-таки, во-первых, некрасиво, во-вторых, можно легко зазнаться.
«Если сейчас посмотреть процесс парламентаризма в Грузии, то он односторонний и создает несколько тяжелое впечатление, потому что, да, законы принимаются эффективно, но когда нет оппонентов, которые могут вас раскритиковать, все-таки это даже с точки зрения правительства не очень хорошо. Поэтому оппозиции, которая якобы еще стоит на улице на протестах, дают последний шанс поучаствовать в местных выборах. Да, конечно, этим правительство хочет также продемонстрировать, что никаких гонений на оппозицию нет», - отмечает политический исследователь.
Но, с другой стороны, допускает он, «Грузинская мечта» также ведет определенный торг с Европой и Америкой.
«А Европе и Америке важно, чтобы вот эта оппозиция, именно вот эти люди, которые на протяжении десятилетий представляли их активы в Грузии, никуда не делись. Поэтому я не удивлюсь, если окажется, что «Грузинская мечта» торгуется с европейцами и американцами, мол, мы можем позволить им принять участие в выборах (хотя те сами говорили, что не собираются этого делать), а взамен нам нужно, чтобы вы перестали требовать от нас каких-то «пожертвований», перестали на нас давить. Такого варианта я не исключаю.
Насчет того, что кто-то что-то может выиграть — если эта оппозиция найдет в себе силы преодолеть все разногласия, собраться вместе и, например, определить единого кандидата в мэры Тбилиси, то этот кандидат действительно может стать серьезной угрозой для правящей партии. Потому что Тбилиси, как политический центр, всегда настроен особенно критически.
Однако вот насчет регионов я сомневаюсь. Нынешняя оппозиция всю свою ставку на всех выборах делает на Запад, на центры, на Тбилиси, а в регионах вообще не работает. Поэтому регионы полностью за «Грузинской мечтой», и вряд ли это изменится», — уверен Сихарулидзе.
Российский эксперт по Южному Кавказу Константин Тасиц напомнил в свою очередь, что в данном случае «Грузинская мечта» выполняет свои предвыборные обещания ещё 2012 года о «восстановлении справедливости», которые она повторила во время последних парламентских выборов.
«По мнению правящей партии, лидеры ЕНД и партий, отколовшихся от нее, совершили множество преступлений в период нахождения во власти. Соответственно, они должны быть осуждены и должны получить запрет заниматься политической деятельностью.
Как предполагают грузинские власти, это позволит выйти на арену здоровым общественно-политическим силам.
По поводу местных выборов в оппозиции нет единого мнения. Часть из них будет бойкотировать голосования. Часть, например, партия Георгия Гахария, не исключает своего участия. Но, скорее всего, большинство мест в местных парламентах займут представители «Грузинской мечты», — считает Тасиц.