Польша-Россия: старые обиды на волне «территориальных подарков» Международная панорама на Caliber.Az
На днях Министерство иностранных дел Польши вызвало посла России Сергея Андреева после того, как президент РФ Владимир Путин отличился очередными скандальными заявлениями. Напомним, российский лидер заявил, что Польша «должна поблагодарить СССР за восстановление независимости», поскольку Сталин «отдал ей в подарок» западные земли, а если в Варшаве «позабыли об этом», то Россия «напомнит». Также он намекнул, что Польша якобы хочет напасть на Беларусь и накапливает силы на границе.
Ранее Путин уже использовал утверждения о «территориальных подарках» советских властей, чтобы оправдать аннексию Крыма в 2014 году и начало войны с Украиной в феврале 2022-го.
Путин поручил главе Службы внешней разведки Сергею Нарышкину отслеживать планы Польши в отношении Украины. По мнению российского президента, Варшава пытается сформировать коалицию «под зонтиком НАТО», чтобы «оторвать кусок пожирнее», в том числе присоединить Закарпатье. Сам Нарышкин уже четыре раза обвинял Польшу в «коварных намерениях» в отношении Украины.
Интересно, какие вообще цели преследует Кремль, распространяя подобные заявления в адрес своего западного соседа? Надежда на то, что Варшава сорвется и нанесет какой-то удар, например, по граничащей с Польшей Калининградской области? Какие еще цели могут стоять за такой риторикой руководства РФ?
Своими мыслями на этот счет поделились с Caliber.Аz иностранные эксперты.
Польский аналитик, профессор факультета политологии и международных исследований Торуньского университета имени Николая Коперника Роман Бэккер отмечает, что в течение многих лет руководство России тщетно внушало польским политикам, что они хотели присоединить к Польше те украинские земли, которые до Второй мировой войны принадлежали Второй Польской Республике.
«В течение нескольких лет кремлевские политики публично обвиняли польское правительство в подобных намерениях. Теперь говорят и о желании забрать земли, принадлежащие Беларуси. Между тем в Польше нет ни одного политика, который хотел бы каких-либо изменений в границах страны. Общественное мнение также не занимается этой темой. Поляки хотят наилучших отношений с Киевом, потому что знают, что независимая Украина означает безопасную Польшу», - говорит профессор.
Почему кремлевские политики так часто заявляют об «агрессивных» планах Польши?
«Во-первых, они хотят поссорить поляков и украинцев. Чем больше они спорят друг с другом, чем больше не доверяют или даже ненавидят друг друга, и тем больше шансов, что удастся завоевать одинокую Украину. Именно через Польшу идет наибольшая часть поддержки Западом Украины, миллионы украинцев бежали в Польшу от войны.
Во-вторых, Кремль стремится максимально подчинить себе Беларусь. Общий враг (в данном случае Польша) является важным фактором в создании чувства единства.
В-третьих, российские политические элиты считают, что окружающий их мир такой же, как и они сами. Они не могут себе представить, что есть политики, которые не хотят больше рабов, больше земли и больше взяток. Поэтому они думают, что если поляки даже не говорят, что хотят, чтобы Львов снова стал польским, они должны так думать. Якобы они думают так же, как и мы в Кремле, но боятся сказать это вслух. Кремль не извлек никаких уроков из своих ошибочных решений начать агрессию против Украины 24 февраля 2022 года и продолжает жить в своем замкнутом мире непонимания Запада, непризнания суверенной и гордой украинской нации и своих бессильных мечтаний об имперской власти», - считает польский аналитик.
Белорусский эксперт, журналист Белсат TV (Варшава) Змицер Мицкевич заявил в свою очередь, что на самом деле, то, что говорят власти РФ – это старая песня российской пропаганды.
«И президента РФ в том числе, потому что это человек, который данной пропагандой заведует и действительно верит в то, что говорит. Они на самом деле верят, что Польша хочет оторвать какой-то кусок от Украины. Потому что они исходят исключительно из своей имперской логики. В Москве эту логику экстраполируют на все остальные страны. Они не понимают, как страны могут жить в мире друг с другом, как они могут не хотеть кого-то захватить. То есть, им это глубоко не понятно. Поэтому они на полном серьезе ищут подобные мотивы имперских амбиций у других государств. Они просто не могут в своей голове уложить то, что такие времена уже прошли, что никто сейчас такими категориями не мыслит в цивилизованных странах, и никто не собирается отрезать у соседей какие-то территории», - дает свой расклад Мицкевич.
Наоборот, если мы посмотрим на все действия цивилизованных стран в последнее время, то увидим, что перекраивание границ, даже, казалось бы, в ситуациях, которые совсем безвыходные, является последней опцией и никто к этому не прибегает, напоминает он.
«И на самом деле тут вообще сложно говорить о каких-либо амбициях Варшавы в этом отношении, потому что мы видим совершенно противоположное. То есть, Польша всячески поддерживает Украину, и она на данный момент просто оказывает Киеву наибольшую поддержку, в том числе политическую. Я уж не говорю о военной поддержке, о всевозможных акциях солидарности и т.д. Всё это невозможно переоценить. Это огромные усилия и средства.
Поэтому тут видно, что российская пропаганда просто экстраполирует свои нарративы и свое мировоззрение на другие страны. Это старый, добрый прием любой пропаганды – обвиняй противника в том, что делаешь сам. И Россия этим конкретно занимается. Это она хочет уничтожить независимость Украины, это она хочет оторвать от нее территории. Для российской пропаганды и для Кремля Польша является одним из главных врагов в принципе, поэтому совершенно понятно, что они будут придумывать разные фейки про Польшу, и всегда будут пробовать разыграть эту карту, типа, поляки хотят что-то оторвать от Украины и присоединить к себе. Хотя мы вообще не видим ничего похожего в польском политическом поле. И здесь, мне кажется, это скорее работает на внутренний российский рынок. Они на самом деле уже особо не беспокоятся о своем имидже за рубежом, и работают исключительно на внутреннего потребителя, создавая из Польши очередной «образ врага». То есть, им нужно постоянно кого-то в чем-то обвинять. Вот этими факторами и объясняется та риторика Кремля, которую мы можем сейчас наблюдать», - резюмировал белорусский эксперт.