Литва: высокий уровень бдительности и угрозы нацбезопасности Константин Эггерт на Caliber.Az
В Литве 1164 граждан России и Беларуси после начала войны в Украине были признаны лицами, представляющими угрозу для национальной безопасности. На этом основании им не выдали или не продлили виды на жительство или национальные визы. Об этом сообщает Департамент миграции Литвы.
Все эти граждане, как уточнили в ведомстве, должны были перед подачей заявок на ВНЖ или национальную визу заполнить специальную анкету, в которой, кроме прочего, указать свое отношение к российскому вторжению в Украину, сообщает «Настоящее время».
«После оценки всей – публичной и непубличной – информации было установлено, что 254 россиянина и 910 белорусов представляют угрозу национальной безопасности», – уточнили в Департаменте миграции Литвы.
В ноябре 2022 года власти Литвы разработали специальную анкету для граждан России и Беларуси, в которой, помимо необходимой для получения разрешения на проживание в стране информации, нужно было указать свое отношение к российскому вторжению в Украину. Эта анкета стала одним из основных документов, на основании которого Департамент миграции Литвы может принять решение о выдаче указанных документов.
Интересно, какого рода угрозу для безопасности Литвы могут представлять эти граждане РФ и Беларуси, которые, по-видимому, уклонились от осуждения российской агрессии против Украины, когда въезжали в балтийскую страну? Это могут быть в том числе специально засланные люди, которые в какой-то момент могут начать антигосударственную деятельность в Литве, устраивать провокации, нападения, теракты? Таковы опасения, скорее всего?
В своем комментарии Caliber.Аz на сей счет российский политический аналитик, колумнист Deutsche Welle Константин Эггерт (Вильнюс) отмечает, что Служба государственной безопасности Литвы традиционно работает очень эффективно, но при этом точечно.
«Она очень хорошо использует единый информационный ресурс союзников по НАТО, и поэтому довольно быстро и хорошо отфильтровывает тех, кто потенциально может представлять опасность для литовского государства. И в этом смысле, наверное, у литовцев наибольший опыт и наибольшая точность в избрании объектов, с которыми работают – тех, кого не впускают в страну или тех, кого выдворяют из Литвы.
Скажем, если сравнить с соседней Латвией, где, как предполагается, будет отказано в видах на жительство 6 тысячам граждан России, цифра в тысячу с лишним человек, казалось бы, небольшая. И это несмотря на то, что в Литве населения больше», - рассказал эксперт.
Но тут нужно понимать одну вещь, говорит Эггерт, – Литва единственная из трех стран Балтии, где русскоязычное меньшинство составляет очень маленький процент населения, и по сути дела для органов государственной безопасности несколько проще оценивать угрозы именно потому, что просто потенциальный пул таких людей меньше.
«Не сомневаюсь, что все эти планы будут реализованы. И одновременно надо признать, что поскольку Литва - правовое государство, у людей будет возможность апеллировать к такого рода решениям через суд и вовсе нет никакой гарантии, что суд не примет в каких-то случаях решений, что людей нельзя лишать, например, вида на жительство.
И что бы я хотел при этом отметить - одновременно в Литве представители гражданского общества и ряда политических партий не допускают такой ситуации, при которой вводились бы какие-то повальные, тотальные ограничения против граждан России и Беларуси. Например, попытка ограничить им возможность получения гражданства и постоянных видов на жительство, инициированная одним из депутатов Сейма несколько месяцев назад, провалилась в парламенте, в том числе и потому, что было очень много негативных отзывов извне, включая, например, бывших членов Конституционного суда. Поэтому Литва очень удачно, на мой взгляд, сочетает, с одной стороны, высокий уровень бдительности спецслужб, с другой стороны – приверженность принципам правового демократического государства», - заключил политаналитик.