Встреча в Джидде: в переговоры вступает Поднебесная? Юрий Пойта на Caliber.Az
Пекин высоко оценил переговоры, направленные на поиск формулы мира в Украине, после того как китайский посланник посетил саммит на выходных в Саудовской Аравии, который Россия назвала «обреченным на провал». Китай заявил, что двухдневная встреча, которая состоялась в портовом городе Джидда, помогла «укрепить международный консенсус» в отношении мирного решения конфликта, сообщает Reuters со ссылкой на заявление МИД Китая.
В переговорах приняли участие более 40 стран, в том числе Украина, Соединенные Штаты, европейские государства и страны БРИКС — возможно, ни одна из них не наблюдала за ними так внимательно, как Китай, самый могущественный союзник России. Представители Кремля заявили, что Россию не приглашали на переговоры, но она следит за ними, сообщают государственные СМИ.
В то время как саммит принес лишь обещание провести больше дискуссий в будущем, Украина приветствовала присутствие Китая как дипломатическую победу. Пекин избегал предыдущего раунда переговоров в Дании в июне, но в последние годы углубил связи с Саудовской Аравией.
Китай получил видное место за столом в Джидде. На фотографиях, опубликованных государственным информационным агентством Саудовской Аравии, советник по национальной безопасности Саудовской Аравии Мусаед бин Мохаммед Аль-Аиба сидит между своим американским коллегой Салливаном и специальным представителем Китая по евразийским делам Ли Хуэем.
Ли «имел обширные контакты и общение со всеми сторонами по политическому урегулированию украинского кризиса… выслушивал мнения и предложения всех сторон и способствовал дальнейшему укреплению международного консенсуса. Все стороны положительно оценили присутствие Ли Хуэя и полностью поддержали положительную роль Китая в содействии мирным переговорам», — говорится в заявлении МИД КНР, и добавляется, что Пекин продолжит работу по укреплению диалога на основе своего предложения по Украине, состоящего из 12 пунктов.
Китай утверждает, что является нейтральной стороной в конфликте, но лидер Си Цзиньпин углубил свои отношения с президентом России Владимиром Путиным и повторил риторику Кремля о войне.
Пекин, который рассматривает Москву в качестве ключевого партнера и противовеса на фоне растущей напряженности в отношениях с Западом, отказался осудить российское вторжение или призвать к выводу российских войск с территории Украины, а также отказался присоединиться к западным санкциям против Кремля.
Нет никаких признаков того, что присутствие Китая на саммите приведет к каким-либо изменениям в его непоколебимой поддержке России, но Пекин все больше стремится, чтобы его считали международным миротворцем. Киев назвал разработку «суперпрорывом», передает CNN.
«Саудовская Аравия привлекла Китай, и это историческая победа», — заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба перед началом саммита.
Но все же интересно, какова реальная позиция Китая в отношении войны в Украине сегодня? Почему Пекин решил участвовать во встрече в Джидде? Он хотел бы прекращения этой войны?
Как заявил в беседе с Caliber.Аz руководитель секции Азиатско-Тихоокеанского региона украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Юрий Пойта, участие Пекина в этой встрече не несет никакого негатива для КНР, а дает возможность получить определенные достижения, пусть и ограниченные.
«Во время встречи за закрытыми дверями идет обсуждение ситуации, и каждая страна высказывает свою точку зрения о том, как она видит развитие обстановки на поле боя, в международном пространстве, и соответственно, какие пути решения предлагаются. То есть, для Китая важно понимать мнения стран, и как они меняются. Потому что динамика на поле боя заметна. То, что происходило полгода назад, это уже не то, что сегодня, поскольку украинская армия перешла в контрнаступление. Есть определенные достижения. Плюс приближается осенне-зимний период, который опять будет сложным для Украины с точки зрения защиты своей критической инфраструктуры от ракетных ударов России. Поэтому Китаю важно понимать из первых рук, каким образом страны, которые участвовали во встрече, воспринимают ситуацию», - говорит китаевед.
Во-вторых, состав участников подразумевал присутствие представителей и советников по вопросам нацбезопасности и обороны, говорит Пойта.
«То есть, это менее дипломатический формат, во время которого стороны скорее всего более откровенно высказывали свою точку зрения и не прятались за обтекаемыми формулировками. Поэтому для Китая участие в саммите было важным источником получения информации. Которую, конечно же, представитель КНР Ли Хуэй проанализирует, передаст в МИД, Политбюро и т.д., и на основании этого будут приниматься стратегические решения о том, какие действия должен предпринимать Пекин.
Еще один аспект – это возможность влиять на ситуацию, потому что кроме того, что стороны слушают, они высказывают свои предположения, замечания. И к рекомендациям Китая, как одной из важнейших стран планеты, прислушиваются. То есть, это возможность влиять на точку зрения других государств и на архитектуру безопасности в Европе, то есть, принимать участие фактически в этом. В чем Китай заинтересован, учитывая его глобальные амбиции», - отметил эксперт.
Остается, конечно же, вопросом позиция Китая, говорит Пойта.
«Нет расшифровки переговоров, они недоступны публично, и я подозреваю, что Пекин остается на своей позиции, при которой разрешение российско-украинской войны должно происходить путем переговоров. Но Китай не настаивает в своей позиции на выведении российских войск с территории Украины, и соответственно, не говорит ничего о наказании военных преступников и военно-политического руководства России. Для Украины такой подход является неприемлемым.
Для Китая эта встреча еще и возможность показать свою конструктивную позицию, что он якобы заинтересован в прекращении войны. Но, к сожалению, его позиция не способна привести к миру, она может только заморозить конфликт, притом с очень сомнительными условиями. Потому что гарантировать прекращение огня на 2000-километровом фронте невозможно. И мы видим, что Россия не отказывается от своей стратегической задачи по уничтожению украинского государства.
Я думаю, китайское руководство понимает, что прекращение войны в данный момент невозможно, потому что ни российская, ни украинская верхушка не отказываются от своих стратегических задач. Поэтому конфликт будет продолжаться. Вопрос в том, в каком формате. Это может быть успешное украинское контрнаступление, в том числе с помощью авиации. Это может быть замороженный формат, без активных контрнаступательных действий, который будет рассматриваться сторонами как оперативная пауза для подготовки своих войск.
Для Китая хорошо было бы осуществить такую квази-заморозку, потому что тогда он смог бы улучшить свои отношения с Европой, вернуться к полноценным торговым связям с ЕС и США.
Если бы подобное произошло, то для Китая на годы вперед это стало бы улучшением и укреплением его имиджа как государства, которое привело стороны к мирному соглашению. Пока что подход Китая заключается в создании условий для того, чтобы начались какие-то переговоры между Киевом и Москвой, но даже если они начнутся, это будут переговоры не о мире, а о каких-то неприемлемых для Украины условиях.
То, что Украина и Запад более-менее позитивно смотрят на участие Китая в прошедшем саммите, я думаю, объясняется тем, что Запад пытается привлечь Пекин к выполнению более активной и конструктивной роли. И даже если Китай отказывается оказывать давление на Россию, то по каким-то другим вопросам он может оказать влияние – например, по теме обеспечения ядерной безопасности, или функционирования зернового коридора. То есть найти какую-то позитивную нишу, которую мог бы занять Китай.
Поэтому я думаю, что оптимистическая оценка - это попытка привлечь Китай, создать позитивный фон, и напомнить ему, что он ответственный игрок и должен сыграть ответственную роль», - резюмировал наш собеседник.