«Можно говорить о формировании оси Россия-Иран-Армения для противостояния союзу Турция-Азербайджан-Пакистан» Caliber.Az из Киева
Интервью Caliber.Az с экспертом Национального института стратегических исследований (Украина) Артемом Филипенко.
- С чем вы связываете отставку спикера Верховной рады Украины Дмитрия Разумкова? Что стоит за этим?
- Для начала стоит отметить, что это не конфликт между ветвями власти, между парламентом и президентом, и это не конфликт личностей. О том, что есть недовольство работой Дмитрия Разумкова как со стороны его коллег по фракции партии «Слуга народа», так и со стороны Офиса президента Украины, говорили и писали уже давно, поэтому его отставка была вопросом времени. Президент по-прежнему опирается на большинство в Верховной раде, что показали как результаты голосования за отставку Разумкова, так и избрание спикером Верховной рады Руслана Стефанчука.
В нынешней ситуации можно говорить об усилении влияния президента Украины в парламенте, что, естественно, скажется на законотворческой активности.
- Как вы оцениваете углубление связей Украины и Турции?
- Для Украины, безусловно, важна позиция Турции и как члена НАТО, и как серьезного международного актора, оказывающего значительное влияние на ситуацию в Черноморском регионе.
Необходимо отметить многоуровневый характер украинско-турецких отношений. Для нас крайне важно то, что Турция не признает аннексию Крыма и выступает за территориальную целостность нашего государства. Достаточно вспомнить события только нынешнего года. Делегация Турецкой Республики во главе с министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу в августе принимала участие в саммите «Крымской платформы». И совсем недавно на сессии Генеральной ассамблеи ООН президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в очередной раз с международной трибуны заявил о поддержке территориальной целостности Украины.
Не менее важно для нас и сотрудничество в военно-технической сфере. Так, еще в августе 2019 года украинское государственное предприятие «Укрспецэкспорт» и турецкая компания Baykar Defence создали совместное предприятие по производству высокоточного оружия. Украина закупает турецкие беспилотники Bayraktar TB2, которые, как известно, показали себя с лучшей стороны во время 44-дневней войны в Карабахе.
В октябре прошлого года Украина и Турция подписали соглашение о военном сотрудничестве, которое дало старт нескольким проектам. В сентябре нынешнего года Министерство обороны Украины и компания Bayraktar Savunma в присутствии президента Украины подписали меморандум о строительстве в Киевской области учебно-испытательного центра для обслуживания турецких беспилотных летательных аппаратов Bayraktar и обучения персонала по их эксплуатации. Начато строительство корвета типа Ada, который должен быть спущен на воду в 2023 году.
И наконец, Турция является для Украины важным торговым партнером. Среди стран, в которые Украина экспортирует товары, Турция занимает 4-е место. И очевидно, что есть потенциал для роста. Ведутся непростые переговоры относительно зоны свободной торговли.
Вместе с тем, стоит учитывать и тот факт, что Турция стремится к проведению самостоятельной политики в Черноморском регионе и, в частности, выстраивает такие отношения с Российской Федерацией, которые не всегда совпадают с позицией НАТО и в первую очередь США, которые также являются стратегическим партнером Украины.
- Что вы думаете по поводу возникшей напряженности между Азербайджаном и Ираном? И в целом, как оцениваете ситуацию на Южном Кавказе после 44-дневной войны?
- После 44-дневной войны ситуация, скорее, даже усложнилась. Есть безусловный успех Азербайджана, который вышел победителем и сумел вернуть контроль над значительными территориями, которые еще недавно находились под оккупацией Армении. Важным итогом войны стало усиление влияния Турции на Кавказе, что в свою очередь вызвало опасения России. Разместив свой миротворческий контингент в Карабахе, Москва тем самым пытается закрепиться в регионе и не допустить усиления турецкого влияния.
Необходимо понимать, что Россия не заинтересована в окончательном разрешении конфликта, поскольку тогда уменьшится ее значение как посредника и ей придется идти на сокращение своего военного присутствия.
Иран также не устраивает усиление турецкого влияния на Кавказе, что делает его союзником России. В принципе, это неудивительно. Москва в последнее время делает ставку на государства-изгои, считая, что таким образом она сможет успешнее противостоять Западу.
Именно Запад, и прежде всего США, рассматриваются Россией в качестве главного противника. Именно под этим углом Москва рассматривает свою агрессию против Украины.
Антизападная риторика и действия сближают Москву и Тегеран. Несмотря на то, что нынешнее руководство Армении именуют прозападным, оно действует целиком в русле российской политики и не мешает сближению с Ираном.
Конечно, у Ирана есть свои специфические интересы, и религиозные, и политические, и экономические, которые не всегда совпадают с интересами Москвы. Поэтому сегодня мы можем говорить о формировании оси Россия-Иран-Армения, которая призвана противостоять союзу Турции и Азербайджана (сейчас к нему добавляют еще Пакистан).
Попытки Ирана воскрешают в памяти события XVIII-XIX столетий, когда ситуация на Кавказе также во многом определялась противостоянием Османской империи, Персии и Российской империи. Однако сегодня есть независимые кавказские государства, есть единый и независимый Азербайджан и этот фактор является определяющим.
- Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили вернулся в страну и был арестован. Каковы ваши прогнозы по дальнейшему развитию ситуации?
- Господин Саакашвили поступил так, как он поступал всегда – исходя исключительно из собственных интересов и амбиций и не считаясь с интересами Украины и Грузии. Понимал ли он, что его поступок, как и его предыдущие заявления, могут привести к проблемам в украинско-грузинских отношениях? Конечно, понимал. И тем не менее пошел на нарушение законов и Украины, и Грузии и тем самым попытался сделать заложником собственной позиции отношения между двумя странами.
Если он намеревался своим прибытием изменить ситуацию в Грузии и добиться победы оппозиции, то своей цели не добился. Как известно, правящая партия «Грузинская мечта» набрала на местных выборах больше 43% и тем самым смогла избежать досрочных выборов. Неизвестно, кто и как убедил Саакашвили в том, что его приезд будет решающим. Вообще в истории немало примеров, когда жизнь в эмиграции притупляет чувства. Зато теперь оппозиция и, в частности, партия «Единое национальное движение», получили определенную политическую цель – добиваться освобождения Саакашвили.
Саакашвили – украинский гражданин и понятно, что как своему гражданину Украина будет оказывать ему необходимую поддержку. Будем надеяться, что это не повлияет на двусторонние отношения, в частности, на работу «Ассоциированного трио» Украины, Румынии и Грузии.
Но стоит понимать, что к самому Саакашвили отношение в Украине неоднозначное. Он слабо проявил себя на посту председателя Одесской областной администрации, а его последующая политическая деятельность запомнилась больше скандалами, чем продуктивной работой. Поэтому одни продолжают видеть в нем реформатора, другие – скандального политика, своими действиями препятствующего нормализации отношений Киева и Тбилиси.