Армения: желания и намерения Или снова о конституции
В Ереване состоялось заключительное заседание Стратегического диалога между Арменией и США с участием главы МИД Армении Арарата Мирзояна и заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймса О'Брайена. Ранее в Госдепе сообщали, что на заседании будет обсужден вопрос укрепления двусторонних отношений и дальнейших шагов. Также О'Брайен анонсировал обсуждение «поддержки США в достижении долгосрочного и мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, включая использование Алматинской декларации как основы при делимитации границы».
И вот, действительно, на встрече Мирзоян заявил, что есть реальная возможность для подписания соглашения о мире с Азербайджаном. «Я хотел бы еще раз подтвердить, что Армения привержена процессу нормализации отношений с Азербайджаном и демаркации границы, основанному на взаимном признании территориальной целостности на основе Алматинской декларации 1991 года. Есть реальная возможность, исторический шанс завершить проект соглашения о мире, подписание которого может открыть новую дверь для долгосрочного мира в регионе», — сказал Мирзоян. Он также отметил, что Армения «очень заинтересована» в разблокировании всех региональных коммуникаций, основываясь «на принципах суверенитета и компетенции стран, полного уважения, равенства и взаимности».
Складывается впечатление, что Ереван пытается получить максимум, ничего при этом не сделав. Хочет стать транзитной территорией для различных коммуникационных проектов, но при этом не хочет менять положения конституции, содержащие территориальные претензии к Азербайджану, что, как известно, является одним из главных требований Баку.
Даже складывается впечатление, что армянская сторона пытается надавить на Баку посредством манипулирования гипотетическим визитом премьера Пашиняна на COP29 в ноябре. Заявления о том, что Пашинян не поедет на COP29, как будто призваны подстегнуть Азербайджан к компромиссам, с тем чтобы к моменту проведения конференции он все-таки согласился бы на подписание мирного договора без условия по изменению армянского законодательства. В Ереване, очевидно, полагают, что имиджевые преимущества для Баку будут настолько велики, что он готов будет забыть про соображения стратегического толка — вопрос долгосрочной безопасности.
В этих условиях Баку, наоборот, не только сохраняет прежние условия, но и добавляет новые. Таким новым условием можно считать недавнее заявление президента Ильхама Алиева о том, что Армения должна присоединиться к призыву Азербайджана об упразднении де-юре Минской группы ОБСЕ. Основное же требование остается неизменным — удаление из законодательства Армении (включая Конституцию) пунктов, содержащих территориальные притязания к Азербайджану.
Примечательно, что еще ранее, 7 июня, МИД Армении распространил заявление, в котором говорится, что «в проекте мирного соглашения также есть согласованное положение, по которому ни одна из сторон не может ссылаться на свое внутреннее законодательство для невыполнения своих обязательств по мирному соглашению».
Ереван, таким образом, ссылается на этот пункт договора как на достаточное основание для нивелирования пункта Конституции, содержащего территориальные претензии к Азербайджану.
Однако, это не так. Во-первых, данная статья всего лишь повторяет и закрепляет пункт, в том или ином выражении наличествующий в конституциях многих стран мира. Для примера приведем пункт 3 статьи 5 из основного закона Армении: «В случае противоречия между нормами международных договоров, ратифицированных Республикой Армения, и законов Республики Армения применяются нормы международных договоров». Однако данный пункт может превалировать над прочими законодательными актами Республики Армения, но никак не над основным законом, поскольку в третьем пункте статьи 116 Конституции Армении четко прописано: «Международные договоры, противоречащие Конституции, не могут быть ратифицированы». То есть конституция страны при всех обстоятельствах имеет в Армении высшую юридическую силу.
Итак, Ереван хочет «прокатить» с конституцией, а Баку ему такой возможности не дает. Не исключено, что Вашингтон сейчас будет просить Баку уступить в этом вопросе. Однако на фоне решительной позиции Баку, да и вообще его большей международной субъектности в регионе, более вероятно, что Вашингтон в конце концов начнет оказывать решающее давление на Ереван. Лучшие умы на Западе поняли, что ресурс конфликтного управления регионом посредством «армянской идеи» иссяк, и теперь, чтобы как-то контролировать процессы, необходимо способствовать долгосрочному миру.
«Мы содействуем усилиям по установлению долгосрочного мира в регионе. Мы также работаем над расширением экономических возможностей от Центральной Азии до Средиземного моря, и если будет долгосрочный мир между Арменией и Азербайджаном, эти возможности будут более обширными», — заявил О’Брайен.
Чтобы вовлечь Армению в орбиту региональных проектов, совершенно справедливо вежливо попросить ее отказаться от территориальных претензий к соседям. И совершенно очевидно, что Вашингтон (если он действительно заинтересован в интеграции Армении в мировую логистику) должен найти для этого нужные слова.
Мы уже писали о том, что Еревану, скорее всего, нужно будет найти веский повод вне азербайджанского контекста для смены конституции. Таким поводом может стать желание обозначить стремление войти в ЕС по примеру Грузии. Тем более что определенные подвижки в виде, например, безвизового режима для граждан Армении ЕС Еревану обещает.
Представляется логичным, что Штаты будут способствовать такому процессу. Тем более что после встречи в Брюсселе в апреле 2024 года принято говорить о расширенном партнерстве между Арменией, ЕС и США. А вот уже на встрече с О’Брайеном Мирзоян заявил: «Учитывая растущий характер и динамику армяно-американских отношений, надеемся, что повысим наш стратегический диалог до уровня новой комиссии стратегического партнерства».
Будем ждать, пообещают ли европейцы с американцами что-то армянам или нет и как это отразится на законодательстве страны.