Армяне и государство – понятия несовместимые
С момента обретения своего суверенитета в 1991 году Армения регулярно и убедительно доказывает, что само понятие независимого государства ей чуждо и непонятно.
Оккупировав благодаря внешней военно-политической поддержке земли погруженного в то время во внутреннюю нестабильность Азербайджана, разграбив и основательно разрушив на протяжении почти трети века все города и селения на этих территориях, армянские агрессоры по заслугам получили жестокий урок в ходе 44-дневной войны. Их поражение настолько сокрушительно, что под угрозой оказалось само существование армянского государства. Фактически его и нет, если иметь в виду, что границы Армении охраняют российские пограничники, за ее безопасность отвечает 102-я военная база РФ, экономика и транспортные коммуникации в руках у российских компаний, сама страна живет не за счет собственных ресурсов, а благодаря подачкам извне.
Процессы, развернувшиеся сразу после подписания поставившего точку в войне трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года, лишь подтверждают, что у армян отсутствует государственное мышление как таковое. И это в полной мере проявляется как в позиции государственных органов Армении, так и претендующих на власть оппозиционных сил.
Вот, к примеру, развивающаяся ситуация вокруг демаркации границ между Азербайджаном и Арменией. Азербайджанские войска занимают законные территории своего государства у международно-признанной границы с Арменией, строят там пограничные посты и заставы, а Армения в то же время поднимает по этому поводу невообразимый жалобный хай на весь мир, вновь обнаруживая отсутствие у нее вообще понимания того, что есть государство и его границы. При этом отдельные высокопоставленные чиновники Армении на полном серьезе говорят о необходимости создания «пояса безопасности» между приграничными населенными пунктами Армении и занимающими позиции на границе своего государства Вооруженными силами Азербайджана.
Понятно, что 30 лет оккупации азербайджанских территорий, включая и семь районов вне нагорной части Карабаха, контроль над которыми Армения пыталась объяснить как раз соображениями «пояса безопасности», серьезно извратили армянское сознание. Этой «многострадальной» публике и сейчас, спустя полгода после завершения войны, все еще кажется, что граждане Армении, незаконно проживающие на некогда захваченных, но подлежащих возвращению под контроль Азербайджана приграничных землях, имеют право и дальше пользоваться их благами, включая, к примеру, пастбища и настраивающие на курортный лад живописные озера. Однако, как говорится, пора и честь знать: у Армении нет иного пути, кроме как осознать, что «оккупационная лафа» безвозвратно осталась в прошлом, и ее от Азербайджана отныне будут отделять не «пояс безопасности» или «линия соприкосновения», а настоящая межгосударственная граница, нарушение которой чревато большими неприятностями для нарушителя.
Еще один показатель антигосударственного мышления армян – этакие партизано-ополченческие, а если посмотреть глубже – откровенно террористические умонастроения у доминирующей части армянского политического класса. В момент, когда между представителями Азербайджана и Армении идут переговоры по уточнению межгосударственной границы на прилегающей к озеру Гарагель территории, некоторые силы в Армении (как, например, собирающее вокруг себя сторонников экс-президента Сержа Саргсяна «Движение за спасение родины») призывают создавать «отряды ополченцев», «добровольческие боевые подразделения» для «защиты границы». Словно дети малые, они живут категориями уличной драки, лишенные представлений о государстве как национальной идеи и форме национального существования. Причем вся эта бессмыслица, исходящая из неприятия самого понятия международно-признанной границы – понятия, в соответствии с которым ВС Азербайджана по праву берут под охрану границы своего государства с соседней Арменией, – сопровождается еще и свойственным несмышленым чадам самообманом. Мол, «бравые ополченцы» способны будут противостоять Азербайджанской армии, той самой, которая практически уничтожила вооруженные силы Армении, кичившиеся до 44-дневной войны своей «непобедимостью». К слову сказать, миф об этой «непобедимости» был еще одним проявлением самообмана, сыгравшим с армянами столь злую шутку.
Немудрено, что отдельные армянские деятели, включая, например, экс-президента Левона Тер-Петросяна и даже нынешнего президента Армена Саркисяна, признают факт краха армянского государства и предлагают планы его перерождения в более эффективное образование. Только возможно ли «перерождение» на основе ущербного «ополченческо-террористического» сознания?
Однозначно – нет. Особенно если иметь в виду, что под сенью этого сознания антигосударства продолжают буйствовать агрессия и ненависть к соседям, выдвигаться территориальные претензии к сопредельным странам. То есть сохраняется весь набор пороков, которые с определенной периодичностью обрекают армянство на новые беды и поражения.
Натиг Назимоглу