Армяно-американские учения: против кого тренируемся? Размышления Теймура Атаева
С каким же упоением армянские ресурсы сообщили о стартовавших накануне совместных армяно-американских учениях «Eagle Partner 2024», на церемонии открытия которых министр обороны Армении Сурен Папикян заявил, что сотрудничество между Ереваном и Вашингтоном «направлено на повышение уровня взаимодействия подразделений, участвующих в международных миротворческих миссиях в рамках миротворческих операций». Своим вниманием удостоила мероприятие и посол США в Армении Кристина Квин. Отдельные западные источники посчитали данные учения одним из «последних событий в контексте постепенного разворота Еревана на Запад для уменьшения зависимости от России».
Как бы в подтверждение этого тезиса Москва, устами официального представителя МИД России Марии Захаровой, назвала учения акцией, подрывающей «механизмы сотрудничества Армении с РФ в области безопасности», т. к. американская сторона «через привлечение [Еревана] к маневрам и тренировочным программам под своей эгидой навязывает республике натовские стандарты вооруженных сил», что ведет «к обретению западниками дополнительных рычагов влияния на внутреннюю и внешнюю политику Армении».
Наверняка, следом должна была бы последовать реакция Ирана, ведь ровно месяц назад, в свете усиления иностранного вмешательства в дела Кавказского региона, и. о. министра иностранных дел Ирана Али Багери Кани актуализировал действенность линии на «стратегическую координацию и постоянные консультации» между Тегераном и Москвой, с подчеркиванием важности использования «потенциала региональных механизмов» по типу платформы «Три плюс три» (Азербайджан, Армения, Грузия, Иран, Россия и Турция). Возможно, реакция из Ирана последует в ближайшее время. Ну а если нет, следовательно, армяно-американские учения под собственным боком Тегеран не рассматривает в качестве внерегионального вмешательства в дела Южного Кавказа.
Что касается позиции непосредственно вашингтонской администрации, то здесь высвечивается вопиющая противоречивость. С одной стороны, по итогам недавней трехсторонней встречи на полях саммита НАТО (госсекретарь США Энтони Блинкен, министры иностранных дел Азербайджана и Армении — Джейхун Байрамов и Арарат Мирзоян), руководитель пресс-службы Госдепартамента США Мэттью Миллер заявил о призыве главы американского внешнеполитического ведомства к «дальнейшим шагам по скорейшему завершению мирного соглашения между Баку и Ереваном», с подчеркиванием «важности мира в содействии региональной взаимосвязанности, которая должна принести пользу всему Южному Кавказу». С другой — Белый дом дает отмашку на военные учения Армении и США. Спрашивается, это и есть реализация призыва Блинкена к «скорейшему подписанию» мирного соглашения? И не нужно задумываться о том, против кого и почему направлены данные учения?
Тогда давайте закроем глаза и на милитаризацию Армении, последним проявлением чего стала поставка индийской компанией SSS Defence снайперских винтовок Армении, как о том сообщал Caliber.Az. Здесь же сошлемся на просочившуюся информацию о планах Армении приобрести у той же Индии оперативно-тактические ракеты Pralay с дальнейшим прицелом на гиперзвуковые ракеты BrahMos. И тут как тут, в качестве «вишенки на торте», высвечиваются совместные учения США и Армении.
Действительно, путь к миру, никак не иначе. И никакого тебе реваншизма, никакого зондажа путей к новым проявлениям антиазербайджанских агрессивных устремлений со стороны наших географических соседей. Хотя чему тут удивляться, ежели происходящее видится продолжением пресловутых трехсторонних апрельских договоренностей (США-ЕС-Армения), согласно которым США обязались предоставить Еревану экспертную поддержку для проведения т. н. Обзора стратегической обороны и разработки новой военной доктрины Армении. Обратим внимание и на тогдашнюю фиксацию Вашингтоном необходимой помощи Еревану «для значительного развития военного и оборонного потенциала и укрепления пограничного контроля и безопасности границ, с уделением особого контроля границы с Ираном» (а Тегеран молчит).
Рядом — констатация Ереваном в начале июля вхождения процесса строительства новой атомной электростанции в предметную фазу армяно-американских переговоров. И это — при наличии в Армении АЭС, расположенной вблизи г. Мецамор, в контексте которой Вашингтон лоббировал идею полной замены российского ядерного топлива на американское.
Ну и по-соседству с этими антиазербайджанскими проявлениями — родившееся в нынешнем июле совместное заявление сопредседателей Комитета по армянским вопросам Конгресса США, вновь включивших диск с набившими оскомину сказочными сюжетами о т. н. «этнических чистках» в Карабахе.
Тут как тут — глава USAID Саманта Пауэр, внезапно попытавшаяся реанимировать заезженный и не соответствующий реалиям тезис о наличии в Армении «насильственно перемещенного» армянского населения Карабаха. Естественно, информация бездоказательная, но зато пущенная в массы для формирования антиазербайджанских настроений в различных ареалах мира.
Ничего не меняется. Правда, возможно, «двойные стандарты» по отношению к Азербайджану расширяются по объему, становясь «безразмерными», но по сути антиазербайджанский почерк соответствующих западных международных структур и отдельных политических лидеров не меняется. Однако, как уже неоднократно подчеркивалось, несмотря ни на какие попытки шантажа и давления, официальный Баку уверенно укрепляет национальную независимость страны, двигаясь к новым геополитическим вершинам.
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az