Азербайджан и кризис мирового автопрома: локальное производство в фокусе Расклад Хазара Ахундова
Завершающийся 2024 год запомнится ощутимым сокращением производства и снижением продаж легковых автомобилей в США, Евросоюзе, Японии, Республике Корея. Экономический спад в развитых регионах мира весьма негативно влияет на платежеспособный спрос населения, в то же время подорожание комплектующих и другие производственные издержки ощутимо повысили цены на легковушки, что также не стимулирует потребителей. На этом депрессивном фоне весьма успешно продвигается сборка легковых машин в странах Центральной Азии, схожий тренд наблюдается и в Азербайджане, где в январе-октябре 2024 года зафиксирован рост производства автомобилей на 86,6% относительно прошлогодних показателей.
Минувший год оказался знаковым для преодоления последствий обвала глобального авторынка в 2021–2022 годах: производство и продажи на мировом авторынке увеличились на 11,1%, а на наиболее пострадавшем рынке ЕС продажи и вовсе возросли почти на 14%. Однако, как оказалось, этот подъем в определенной мере отражал правительственные меры льготного финансирования и поддержки автомобилестроения в США и ЕС и во многом был связан с фактором отложенного спроса с учетом предшествующего трехлетнего спада продаж. Увы, но в полной мере разрешить ключевые отраслевые проблемы ведущим мировым производителям так и не удалось.
Напомним, что в постпандемический период глобальное автопроизводство оказалось под мощным давлением из-за логистических пауз, приведших к дефициту полупроводниковых чипов и электрооборудования, ощутимо подорожали стальной прокат, полимерные узлы и иные комплектующие. Весь этот груз проблем под влиянием инфляции трансформировался в ощутимый рост производственных издержек, усугубленных необходимостью индексировать зарплаты рабочих. В итоге все это село в возросшие ценники на новые автомобили, еще более усилив дезинтеграцию мировой автомобильной отрасли. Согласно данным европейской организации Transport&Environment, цены на автомобили пяти крупнейших автоконцернов Старого света (BMW, Daimler AG, Stellantis, Renault и Volkswagen AG) по сравнению с благополучным 2019 годом выросли на 41%.
Наконец, с началом российско-украинской войны и санкционного противостояния остановились практически все иностранные сборочные конвейеры в России, лишив прибылей и рынков сбыта европейских, американских, японских, корейских автогигантов, и в 2024 году на масштабном российском авторынке, по сути, безраздельно доминировали китайские автокомпании.
В итоге позитивные тренды, наблюдаемые со второй половины 2022 до конца 2023 года, сошли на нет. Согласно обнародованному недавно обзору «Economic and steel market outlook 2024-2025 Q4» Ассоциации производителей стали EUROFER, производство в автомобильной отрасли Евросоюза по итогам 2024 года сократится на 6,5% по сравнению с 2023 годом. В частности, в январе-октябре текущего года в Швеции продажи автомобилей сократились почти на 10%, в Японии и Республике Корея спад продаж составил 7%, крайне низкой остается реализация легковых машин в Великобритании и в особенности в США, где за 10 месяцев зафиксирован рост всего на 0,4%. Столь скромная динамика обусловлена ухудшением условий на рынке, где ситуация для производителей автомобилей дополнительно усложнилась из-за неопределенности со стандартами производства электромобилей, нехваткой зарядной инфраструктуры и дефицита литиевых батарей. Дополнительно на спрос повлияли низкие реальные доходы домохозяйств и высокая инфляция, сдерживающая потребительские расходы. В результате объемы производства и сбыта в глобальном автопроизводстве остаются ниже уровня пандемии COVID-19 и даже показателей 2019 года, когда отрасль уже переживала определенное замедление. В Transport&Environment утверждают, что половина прироста цены автомобилей связана с увеличением цен на сырье и электронные комплектующие, а также с удорожанием самого производства, кроме того, в последние годы серьезно выросли транспортные расходы. Этот негатив отразился не только в ощутимом росте цен на новые автомобили, но и на ощутимом подорожании сегмента Second hand, на долю которого традиционно приходилось свыше четырех пятых всего автомобильного импорта в Азербайджан.
В частности, согласно статистике Государственного таможенного комитета АР (ГТК), в январе-октябре 2024 года импорт в нашу страну легковых автомобилей снизился на 11,15% — до 66 961 единиц, совокупная стоимость которых составляет без малого $1,269 млрд. Дорожающая продукция мирового автопрома всё в меньшей степени соответствует платежеспособному спросу в развивающихся странах, и данный тренд ощутим и в нашей стране. Наиболее наглядно данный тренд прослеживается в импорте электромобилей и наиболее популярных в нашей стране гибридов. Так, согласно отчету ГТК за восемь месяцев текущего года, средняя экспортная цена одной гибридной машины составила $28 723, что свидетельствует об увеличении стоимости на 24,5% относительно показателей соответствующего периода прошлого года. Тем не менее, по сравнению с аналогичным периодом 2023 года импорт гибридных автомобилей вырос на 3 864 единицы — рост 40,1% и на 74,4% в денежном выражении (порядка $165,5 млн). По мнению эксперта в области транспорта Эльданиза Джафарова, рост цен на гибриды также объясняется введенным в прошлом году запретом на ввоз в Азербайджан произведенных более 10 лет назад автомобилей: вполне очевидно, что стоимость Second hand недавних лет выпуска и только сошедших с конвейера моделей заметно выше.
Тем не менее, даже с учетом подорожания гибриды и отчасти электрокары пользуются устойчивым спросом в нашей стране. «Импорт электромобилей в Азербайджан, увеличившись с 160 до более 5 тысяч автомобилей, вырос почти в 33 раза за последние три года, - отметила в ходе сессии «Озеленение городского транспорта» в рамках недавней конференции COP29 главный советник Управления экономической политики и промышленности Администрации президента Азербайджана Гюльназ Джавадова. – Не менее важным является рост ввоза электромобилей в общем импорте автомобилей: их доля увеличилась с 0,22% до 4,37%, что подтверждает значительный сдвиг в сторону экологически чистого транспорта».
Весомую роль в повышении спроса на гибриды и электрокары, по словам Г. Джавадовой, играет освобождение этого сегмента с января 2022 года от 18% НДС при таможенном оформлении, а также на ввоз зарядных устройств. В декабре 2022 года действует освобождение от пошлины в размере 15% на импорт электромобилей, а размер авансового платежа снижен с 40 до 10 процентов. Также для поддержки пользователей в различных регионах страны сегодня создано свыше 600 зарядных станций.
Тем не менее в сегменте традиционных бензиновых и дизельных автомобилей подобных льгот не наблюдается, соответственно цены на импортные машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) с 2020 года возросли почти на четверть. Отчасти эту лакуну заполняет продукция китайского автопрома: сегодня каждый четвертый новый импортный автомобиль на местном рынке произведен в Поднебесной.
В то же время Азербайджан последовательно локализует сборку легковых автомобилей в промышленных кластерах, где в текущем году наблюдается ощутимая динамика роста производства. Согласно данным Госкомстата АР, в январе-октябре 2024 года в нашей стране было произведено 4,433 тысячи легковых автомобилей, что на 86,6% больше показателя аналогичного периода 2023 года. «Сегодня крайне важно наращивать объемы местного автопроизводства: отечественные автомобили обходятся потребителям дешевле импортных, и рост производства может повлиять на снижение цен на вторичном рынке автомобилей возрастом до 10 лет», — отметил не так давно исполнительный директор «Ассоциации автомобильных дилеров Азербайджана» Эйюб Алиев.
Напомним, что в Азербайджане действуют три завода по производству легковых автомобилей. Так, с 2010 года в Нахчыванской Автономной Республике (НАР) на заводе NAZ-Lifan собираются бюджетные автомобили из недорогих китайских комплектующих, и в прошлом году здесь запустили в производство новую модель — Maple X3 PRO. В 2018 году ОАО «Azermash» наладило производство линейки легковых авто марки Khazar в Нефтчалинском промышленном квартале, машины собираются из узлов, поставляемых иранским партнером ОАО İranKhodro. Наиболее же перспективным проектом видится азербайджано-узбекское инвестиционное сотрудничество, на базе которого в Гаджигабульском промышленном квартале уже третий год работает СП по сборке автомобилей Chevrolet, и на 1 июля 2024 года здесь произведено 5300 легковых автомобиля. В целях поддержки этих процессов глава государства утвердил поправки в Налоговый кодекс, согласно которым с 1 мая 2023 года в Азербайджане сроком на 10 лет от уплаты НДС освобождается производство легковых автомобилей, а также продажа легковушек местной сборки в ритейле. Более того, до 1 января 2031 года от уплаты НДС освобождается импорт необходимых для сборки автомобилей сырья, комплектующих и запасных частей.