ЦБ Азербайджана снизил процентный коридор: нюансы монетарной и денежно-кредитной политики Обзор Caliber.Az
Война в Украине заметно усилила мировой энергетический, продовольственный и транспортный кризисы, еще более раскрутив маховик инфляции. В перспективе маячит угроза рецессии в США, а также в ЕС, где санкционное противостояние с Россией усилило промышленный спад в связи с дороговизной энергоносителей и сырья. В новых условиях регуляторы ряда стран увеличивают ставку рефинансирования в расчете на обуздание роста цен, пусть даже путем торможения кредитования экономики. Иная тенденция наблюдается в Китае и Турции, где, напротив, снижают уровень учетной ставки. В свою очередь, и Центробанк Азербайджана с 1 сентября снизил нижнюю границу процентного коридора до 4%.
Противостояние коллективного Запада с Россией и усиливающийся с каждым месяцем режим санкций обернулся мощнейшим энергетическо-сырьевым кризисом со времен окончания Второй мировой войны, усугубленным нарушением устоявшихся транспортно-логистических связей и цепочек поставок. Все перечисленное сыграло роль драйвера, раскрутившего маховик инфляции и подтолкнувшего рост цен на топливо и продукты питания, что усилило голод и нищету в беднейших странах мира. Из-за высоких затрат на электроэнергию и газ сегодня европейская и отчасти американская промышленность вынуждена сокращать производство и даже закрывать предприятия. Согласно данным агентства Bloomberg, в большей степени пострадали энергозатратные производства - сталелитейный комплекс, цветная металлургия, производители химической продукции, удобрений, строительных материалов и т.д. В итоге рост себестоимости и накладных расходов сокращает спрос и продажи, а как следствие растет безработица в смежных отраслях, увеличивая нагрузку на социальные фонды. Подобные негативные процессы затрагивают большинство стран мира, даже высокоразвитые, приводя к увеличению бюджетных расходов и росту госдолга, а в совокупности к замедлению глобального экономического роста.
Около месяца назад Международный валютный фонд (МВФ) снизил свой прогноз глобального экономического роста на 1,2 процентных пункта от начальной январской оценки в 3,2%. В последний день августа рейтинговое агентство Moody’s также ухудшило свои прогнозы по росту мирового ВВП с 3,1 до 2,5 процента на 2022-й, а также с 2,9 до 2,1 процента на 2023 год. Схожий пессимизм разделяют эксперты других международных финансовых организаций и рейтинговых агентств.
И это не удивительно, так как с середины лета усилились опасения относительно дальнейшего подъема учетной ставки Федеральной резервной системы (ФРС) США до 2,5% (к концу года ожидается до 3%), а также Центробанка ЕС, повысившего к 21 июля ставку до 0,5% и планирующего аналогичное повышение в сентябре. Схожие процессы наблюдаются и в ряде других развитых стран мира.
С помощью регулирования учетной ставки мировые эмиссионные центры назначают проценты, по которым кредитуют коммерческие банки и принимают их деньги на хранение, а также формируют другие ставки, в частности по вкладам и кредитам коммерческих банков, а также по неустойкам и прочим операциям. Вместе с денежно-кредитным регулированием важнейшая функция ставки рефинансирования – сдерживать потребительскую и монетарную инфляцию. В периоды стабильности и оживления либо с целью вывода экономики из рецессии учетную ставку снижают, увеличивая приток финансирования в экономику. В случае же «перегрева» финансовой системы и роста потребительских цен, ставка повышается, играя роль «тормоза» для банков и иных источников финансирования производства, торгового оборота, инвестиционных потоков и т.д.
Замедление экономического роста посредством повышения ставки – неизбежная плата за сдерживание уровня инфляции. Регуляторы США и ЕС пошли именно таким путем, так как на фоне энергетического и продовольственного кризисов благополучие населения признано более приоритетной целью, нежели сохранение темпов роста ВВП. Однако повышение ставок в ведущих регионах Запада неизбежно ведет и к сокращению мировой торговли, и на этом фоне с 1 сентября рынки акций крупнейших государств Азиатско-Тихоокеанского региона ускорили падение: в ходе биржевых торгов Гонконгский индекс Hang Seng снизился на 1,7%, китайский Shanghai Composite - на 0,1%, и не исключено, что эти тренды будут долгосрочными. При этом в Китае, чья экономика сравнительно недавно ощущала основательное давление из-за карантинных мер в связи с вспышками пандемии коронавируса, придерживаются иного мнения. Народный банк Китая (НБК) 22 августа снизил базовую процентную ставку по кредитам (LPR) сроком на один год с 3,7% до 3,65 процента, ставка по пятилетним кредитам была также снижена до 4,3% годовых с 4,45%. В декабре прошлого года размер LPR был снижен на 5 базисных пунктов, в январе текущего - еще на 10 пунктов. В НБК рассчитывают, что снижение процентной ставки и удешевление банковских кредитов усилит поддержку китайской экономики, темпы роста которой в последнее время замедляются на фоне стремительного роста цен, в частности на энергоресурсы и продовольствие, а также кризиса в секторе недвижимости страны. В силу сильнейшей экспортоориентированности китайской экономики увеличение производства и рост внешней торговли в гораздо меньшей степени влияет на внутренний рынок, не вызывая инфляционных скачков, тем более с учетом стерилизации растущего объема валютных поступлений в страну и жесткого регулирования курса юаня.
Аналогичный тренд наметился и в Турции, где впервые с конца 2021 года Центробанк республики 18 августа принял решение снизить ключевую процентную ставку с 14% до 13%, причем даже несмотря на крайне высокий уровень инфляции– порядка 79,6% в июле. Подобный шаг регулятора объясняется тем, что власти страны следуют «новой экономической модели», предполагающей низкие процентные ставки и слабую лиру – как инструмент увеличения экспорта и привлечения инвестиций в промышленность.
В Азербайджане, где с августа 2021 года проводилась достаточно жесткая монетарная и денежно-кредитная политика, Центробанк (ЦБА) последовательно увеличивал ставку рефинансирования в целях сдерживания инфляционного фактора: учетная ставка выросла с 6,5% минувшей осенью до 7,75% в марте текущего года. С тех пор уровень ставки не менялся и верхний предел процентного коридора оставался на уровне 9,25%, а нижний – 6,25%.
Тем не менее, несмотря на сохраняющийся достаточно высокий уровень потребительских цен в силу фактора импортируемой инфляции, Азербайджану удалось избежать многих бед и ошибок, затронувших экономики соседних стран. Несмотря на высокие цены на нефть и газ, с начала года в республике сохранились неизменными энергетические и топливные тарифы, что само по себе стало сдерживающим антиинфляционным фактором. Согласно прогнозам ЦБА, к концу этого года ожидается большой профицит баланса текущих счетов, что укрепляет равновесие на валютном рынке и является основным якорем монетарной стабильности – азербайджанский манат уже не первый год сохраняет завидную устойчивость. В то же время высокие мировые цены на энергоресурсы - средняя цена на нефть марки Brent в первом полугодии составила $105,4 за баррель - увеличили за первое полугодие положительное сальдо внешнеторгового баланса в 3,5 раза. Благоприятная торговая конъюнктура, а также профицитный платежный баланс способствуют росту стратегических валютных резервов республики: согласно данным ЦБА, валютные резервы в январе-мае 2022 года увеличились до $54,2 млрд. Немаловажно, что глобальный кризис не замедлил процесс снижения долговой зависимости страны - на 1 июля текущего года внешний долг Азербайджана составил менее 10,7% от ВВП, что, безусловно, можно оценивать как один из лучших результатов в мировом масштабе.
Весь этот позитив создал предпосылки для некоторого смягчения денежно-кредитной политики, и ЦБА принял решение снизить с 1 сентября нижнюю границу процентного коридора на 2,25% - с 6,25 до 4 процентов, что создаст возможность для формирования сбалансированных процентных ставок на финансовом рынке страны. «Мы задались целью постепенно приблизить межбанковские процентные ставки к процентному коридору, не допуская резких колебаний процентных ставок на различных сегментах финансового рынка. В зависимости от макроэкономической ситуации и ситуации на межбанковском рынке, а также последствий введения новых инструментов на различные сегменты финансового рынка пределы процентного коридора ЦБА будут снижаться», - говорится в сообщении регулятора.
С осени Центробанк приступает к применению новой концепции инструментов денежной политики, нацеленной, в том числе, на оптимизацию операций на рынке ценных бумаг. В частности, текущая доходность по нотам и государственным ценным бумагам существенно меньше показателя нижнего порога процентного коридора. Снижение же порога до 4% позволит активизировать межбанковский денежный рынок. Кроме этого, данное решение даст возможность на выгодных условиях стерилизовать избыточную ликвидность, которая имеется в банковском секторе, а также создаст условия для формирования сбалансированных ставок на межбанковском денежном рынке. В числе прочего снижение параметров процентного коридора способствует совершенствованию операций на открытом рынке, при необходимости могут проводиться однодневные депозитные операции по стерилизации и операции прямого и обратного РЕПО, в том числе с целью предоставления ликвидности сроком на семь дней. По этим операциям ставка будет соответствовать нижнему порогу процентного коридора. «В зависимости от ситуации на денежном рынке, особенно на межбанковском рынке, могут применяться и другие операции на открытом рынке», - подчеркнули в ЦБА.
Активизация операций по стерилизации имеет важное значение с точки зрения обеспечения сбалансированного роста кредитных вложений в экономику в условиях инфляционного давления и необходимости поддержания макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.