«Членство Турции в БРИКС усилит ее позиции в НАТО» Эксперты на Caliber.Az
Звучащее из Анкары уже продолжительное время стремление вступить в группу БРИКС вполне возможно станет реальностью. По крайней мере, президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что участие страны в таких межправительственных организациях, как БРИКС и АСЕАН, не только положительно повлияет на регион, но и приведет к созданию четкой структуры, что в конечном итоге повлияет на стратегическое положение страны и глубокие связи со странами в разных частях Азии, Африки и Латинской Америки. А это вполне соответствует геостратегическим интересам государства.
«Прежде всего, я верю, что наше участие и присутствие в БРИКС и АСЕАН изменит арифметику этих регионов. В конечном счете, это вдохновит на создание совершенно иной структуры», — сказал Эрдоган журналистам в Турецком доме в Нью-Йорке, где он присутствовал на 79-й Генассамблее ООН.
Отметив, что Анкара не может игнорировать тот факт, что у нее есть связи с Европейским континентом и Северной и Южной Америкой, а также с Центральной Азией, Россией, Дальним Востоком и Балтией, Эрдоган сказал, что Турция также имеет глубокие связи с арабскими странами и странами Персидского залива, а также Африкой. Президент сказал, что расположение и история Турции являются одними из причин, по которым Анкара стремится к созданию такого разнообразного партнерства.
«Мы не можем разорвать наши связи с тюркским и мусульманским миром только потому, что мы являемся членом НАТО», — сказал президент, добавив, что обе организации обладают потенциалом для активизации инициатив Турции в области экономического сотрудничества.
Эрдоган также заявил, что вступление в такие межправительственные организации, как БРИКС и АСЕАН, не означает «отказа от НАТО».
Разочарованная отсутствием прогресса в процессе вступления в ЕС Турция официально обратилась с просьбой о вступлении в альянс развивающихся рынков БРИКС, поскольку стремится наладить новые связи, помимо своих традиционных западных союзников.
По словам источников, дальнейшее расширение группы может быть обсуждено на саммите в Казани, который пройдет 22—24 октября. Малайзия, Таиланд и близкий союзник Турции Азербайджан входят в число других стран, желающих вступить в БРИКС.
До саммита в Казани остаётся не так уж много времени. Так что момент истины уже не за горами для Анкары. Какие реальные выгоды сулит Турции вступление в союз БРИКС? Эрдоган не видит альтернативности между этой структурой и НАТО, но как, интересно, смотрят на это западные партнеры Анкары? Не получится ли так, что в итоге Турции придется выбирать одно из двух? Или в современном мире вполне возможно одновременное существование в двух разнополярных организациях?
Свои соображения по этому поводу представили Caliber.Az известные обозреватели.
Главный редактор «МК-Турция» Яшар Ниязбаев отмечает, что в последние годы Турция сталкивается с рядом вызовов и недопониманий в отношениях с традиционными западными союзниками, что подталкивает страну к поиску многовекторного внешнеполитического подхода.
«Вступление в БРИКС может стать важным шагом на пути к достижению этой цели, позволяя Анкаре сбалансировать свой внешнеполитический курс, сократить зависимость от Запада и укрепить отношения с другими мировыми державами.
Следует помнить, что БРИКС и НАТО выполняют разные задачи. БРИКС представляет собой экономический и политический союз, в то время как НАТО — это военный альянс. Турция может продолжать участие в обеих организациях, умело балансируя своими интересами и обязательствами. Вероятность того, что Анкара окажется перед выбором, весьма невелика. Более того, Турция, как мне кажется, делает это, полагая, что членство в БРИКС усилит ее позиции в НАТО», - допускает эксперт.
По его мнению, геополитическая роль Турции в современном мире исключительно важна.
«Практически любой международный альянс заинтересован в сотрудничестве с Анкарой, что делает её позицию уникальной. Это даёт Турции возможность одновременно участвовать в различных международных организациях, даже если их цели и геополитические интересы могут разниться.
В условиях нарастающей многополярности международной системы Турция стремится диверсифицировать свои внешнеполитические связи для максимального продвижения национальных интересов. В этом контексте одновременное членство Турции в разных организациях не только возможно, но и целесообразно. Уникальное географическое положение Турции между Востоком и Западом позволяет ей выполнять роль моста между различными политическими и экономическими блоками, извлекая максимальную выгоду из взаимодействия с ними», - уверен Ниязбаев.
Политолог, профессор Ankara Üniversitesi Тогрул Исмаил также отметил, что стремление Турции в БРИКС связано прежде всего с многовекторностью внешней политики страны на современном этапе.
«Турция пытается как бы балансировать и при этом играть активную роль между Западом и Востоком, между Севером и Югом. Думаю, здесь надо помнить и о том, что приоритетом внешнеполитической деятельности Турции прежде всего является налаживание и улучшение экономических отношений с различными странами мира и региона. С этой точки зрения, конечно, разговоры о БРИКС, об АСЕАН очень серьезны. Тем более что их озвучивает первое лицо страны», - пояснил профессор.
Он думает, что речь здесь не идет о какой-либо альтернативности, хотя некоторые западные партнеры Турции и смотрят на это как раз именно таким образом.
«Мне кажется, это связано с тем, что они не хотят видеть Турцию в рядах ЕС, НАТО, всегда выступают против усиления роли и значения этого государства, с ревностью относятся к этому. Кроме демагогии, это никак не назвать. Потому что даже сравнивать БРИКС с НАТО или с другими объединениями просто уму непостижимо. БРИКС в основном имеет экономическое начало. Там разные государства мира, с различными взглядами и подходами, связаны друг с другом в первую очередь экономическими интересами. А НАТО – это все-таки структура безопасности, это совсем другая организация, и Турция является серьезным ее членом. Ходят даже разговоры, что в итоге Турция может перейти «на другую сторону». Но почему Турции придется делать какой-то выбор, это тоже непонятно. Конечно, в современном мире вполне возможно одновременное существование в двух не только разнополярных, но и разноструктурных организациях. Например, Турция состоит в Организации исламских государств и одновременно ведет переговорный процесс о полноправном членстве в Евросоюзе. Как член НАТО она активно борется за мир, но не всегда ее взгляды совпадают с мнением других участников альянса. И это нормально. Это не противоречит уставам этих объединений тоже.
Я повторюсь, что высказывания негативного характера на эту тему связаны именно с теми государствами, которые не хотят усиления роли и значения Турции как регионального и мирового игрока. Вот на что надо обращать серьезное внимание», - подчеркнул Исмаил.