Евротреп Пашиняна Всех всё устраивает
1 июля премьер-министр Армении Никол Пашинян выступил на «Армянском форуме демократии». Судя по публикациям в армянских СМИ, наибольший интерес вызвал ответ Пашиняна на следующий вопрос-просьбу лидера Европейской партии Армении Тиграна Хзмаляна: «Мы инициировали предложение о проведении референдума по вопросу вступления Армении в ЕС. Прошу вас помочь, чтобы народ имел возможность самостоятельно высказаться».
Это заявление проевропейского оппозиционера спровоцировало Пашиняна на достаточно расширенный ответ. «Нам говорят, что мы должны провести референдум, чтобы показать, что народ поддерживает идею стать членом ЕС. Я сам заявил, что Армения готова быть настолько близко к ЕС, насколько Евросоюз считает это возможным. Если бы я думал, что народ Армении не разделяет эту идею, я бы не сделал такого заявления», — можно сказать, отрезал для начала Пашинян.
Таким образом, Пашинян заявил прозападному политическому крылу, что Армения не нуждается в фиксации политической воли к вступлению в ЕС, так как его заявление – и есть эта высшая политическая воля. Похоже на то, что Пашиняну не нужен сейчас референдум по вопросу вступления Армении в ЕС по двум причинам. Во-первых, он не готов еще настолько драматично выражать «волю к Европе» на фоне того, что Россия продолжает пользоваться значительным экономическим, политическим и военным влиянием в Армении. Во-вторых, ему не нужна неизбежная в таком случае экзальтация прозападных настроений, которая прибавит популярности прозападным партиям и отнимет у него кусок и так уже сильно поредевшего рейтинга.
Пашинян, между тем, продолжал развивать мысль: «Если мы проведем референдум, значит, перед этим должна быть проведена агиткампания. И когда мы пойдем к людям, люди зададут нам вопросы: как, когда, за какой срок, какими шагами, а ЕС хочет этого или не хочет, ЕС готов к этому? Мне скажут: вы заявили, что Армения готова сблизиться с ЕС ровно настолько, насколько готов к этому ЕС. Теперь вопрос: а насколько к этому готов ЕС? Я смогу дать сегодня ответ на этот вопрос? Нет, не смогу! Потому что сегодня и в самом ЕС происходят процессы, и мы должны оценить эти процессы. В странах ЕС проходят выборы, итоги которых как минимум поднимают вопросы».
То есть премьер опасается (и надо заметить, вполне справедливо), что чрезмерное рвение армян в этом вопросе встретит холодное непонимание европейских бюрократов, тем более на фоне роста популярности в Европе ультраправых партий, которые, как известно, выступают против расширения ЕС и вообще за большую независимость стран-членов от Брюсселя.
Впрочем, как уже не раз бывало, сказав что-то более-менее ясное, Пашинян тут же не удержался от соблазна произнести трудный для понимания набор казуистических сентенций: «Мы на самом высоком уровне заявили о нашей политической воле сблизиться с ЕС. Недавно мы в рабочем порядке обсуждали, что «new partnership agenda» в прессе переводят как «новую повестку партнерства РА-ЕС», и я благодарен послу ЕС за то, что сегодня он очень точно подчеркнул, что речь идет не о новой повестке партнерства, а о повестке нового партнерства, что является очень конкретным политическим посланием, в том числе в контексте обсуждаемого вопроса». Михаил Сергеевич и Виктор Степанович, как говорится, отдыхают. Если попытаться перевести это с пашиняновского на обычный язык, то очень похоже на то, что армянский премьер представил народу новый формат - «new partnership agenda» в качестве максимума, предлагая забыть (хотя бы на время) о вопросе вступления в ЕС.
Пашинян, как компромиссная фигура, которая устраивает армянское общество в силу того, что оно не видит никого лучше, вынужден лавировать между различными центрами силы. В принципе, ему так или иначе удалось добиться для Армении привилегированного положения, когда можно и присоединиться к Римскому статуту МУС, получать гранты ЕС и США, и одновременно осуществлять обогащающий Армению реэкспорт подсанкционных товаров в Россию. Пока все игроки закрывают на это глаза. То ли потому, что им очень важна Армения, то ли наоборот, потому что она не представляет для них никакого особого геополитического интереса. Всех всё устраивает, и вступление Армении в ЕС нужно Пашиняну не больше, чем самому ЕС.
Однако ситуация может измениться. Как Запад, так и сам Пашинян, если этого будут требовать реалии, могут захотеть предпринять еще один решительный шаг на пути евроинтеграции Армении — например, способствовать референдуму о новой конституции, в которой закреплялось бы стремление армян стать политической частью Старого Света.
Теоретически, в одном пакете с этим пунктом могла бы быть удалена и отсылка на Декларацию о независимости, в которой, как известно, содержатся территориальные претензии к Азербайджану. Также теоретически, сами европейцы должны настоять на этой поправке, дабы избежать принятие в свои ряды проблемного государства. Однако, мы больше склоняемся к мысли о том, что Европе выгоднее держать Армению под контролем, но на некотором административном удалении с сохранением в законодательстве последней территориальных претензий к Азербайджану, с тем чтобы иметь возможность сохранять напряжение на Южном Кавказе.