Франция: укрепление позиций за счет дестабилизации на Южном Кавказе Обзор Артема Кирпиченка
В последние недели эксперты пишут о новом витке гонки вооружений на Южном Кавказе в связи с анонсированными поставками Еревану новых французских артиллерийских систем CAESAR, которые должны поступить в Ереван в ближайшее время. Помимо этого, Париж открыто высказывает желание усилить свое прямое военное присутствие в Армении и создать в этой стране военную базу.
Администрация президента Франции опубликовала открытое письмо «представителей общественности» с призывом ввести войска в Армению для «обеспечения безопасности и сохранения суверенитета республики». Среди подписантов данного послания мэр Парижа Анн Идальго, чиновники, политики, деятели культуры и отдельные члены армянской общины во Франции.
Важным шагом в этом процессе является контракт на поставку 36 самоходных гаубиц CAESAR, которые должны быть отгружены в Армению в течение последующих 15 месяцев. Об этой сделке написал в соцсетях заместитель директора французского журнала «Le Figaro» Жан-Кристоф Бюссон. Речь идет о 155-мм самоходной установке компании Nexter. На сегодняшний день компания произвела уже более 250 подобных орудий, которые состоят на вооружении не только Франции, но и Саудовской Аравии, Индонезии, Тайланда.
К преимуществам французской самоходной пушки относится ее относительная дешевизна (что крайне важно, учитывая незначительные финансовые ресурсы Армении), скрытность и легкость в обслуживании. С другой стороны, эксперты пишут, что CAESAR отличается низкой проходимостью по бездорожью, небольшой защитой от огня противника и малым возимым боекомплектом. Леонид Нерсисян, старший научный сотрудник ереванского аналитического центра APRI, говорит, что «если сравнивать СAESAR с советскими платформами, которые мы используем, например, со 152-миллиметровой, то дальность стрельбы французской гаубицы почти в два раза больше. Тут также важен политический аспект: если Франция согласится продать Армении СAESAR, это означает, что Ереван может покупать у Парижа любой тип вооружения, который захочет – неважно, оборонительное оно или наступательное».
Это не единственный военный заказ, сделанный Ереваном во Франции. В конце октября 2023 года министр обороны Франции Себастьян Лекорню заявил, что Париж хочет поставить Армении три радиолокационные системы Ground Master 200. А информационное агентство «Арменпресс» подтвердило, что в Армению уже прибыли 24 французские бронемашины «Бастион». Идут консультации о поставке Армении ракетных комплексов Mistral 3. Также Париж хочет привлечь к помощи Еревану и структуры Европейского союза, путем направления в регион значительного числа экспертов и наблюдателей, объективность которых может вызывать сомнения.
Какие цели преследует режим Макрона, пытаясь расширить свое военное присутствие в Армении? Прежде всего, накануне грядущих парламентских выборов президент Франции должен показать себя сильным политиком, расширяющим влияние Парижа на международной арене. После ряда неудач на африканском континенте, после того как французские солдаты были изгнаны из Нигера, страны-поставщика урана на французские АЭС, у многих избирателей возник резонный вопрос о дипломатических способностях нынешнего обитателя Елисейского дворца. Успехи на Кавказе должны стать компенсацией за провалы на Черном континенте.
Вторая причина кроется в глобальном противостоянии между Россией и Западным блоком. Появление французских баз на Кавказе откроет новый фронт противостояния в этом конфликте. Под вопросом станет дальнейшее пребывание российского воинского контингента на базе в Гюмри. Также французское военное присутствие в Армении создаст серьезные неудобства для Ирана, который до сих пор рассматривал Ереван как своего партнера. Усиление западного влияния на северных границах не может радовать Тегеран.
Наконец, напомним, что Франция позиционирует себя как традиционный партнер Армении. Поставляя оружие, Макрон может сказать, что он идет навстречу пожеланиям режима Пашиняна, стремящегося интегрироваться в ЕС и НАТО, отвечает на обращения армянского лобби и в целом обеспечивает безопасность маленькой и дружественной страны.
Представитель МИД России Мария Захарова, комментируя информацию об отправке французской военной техники на Кавказ, отметила: «Руководство Франции руководствуется не интересами Армении и не интересами какого-то конкретного народа. Париж стремится использовать имеющиеся разногласия, противоречия внутри стран или между странами в качестве инструмента для достижения собственных конъюнктурных целей. Под собственными конъюнктурными целями я подразумеваю не только личный интерес Елисейского дворца, но и Францию как проводника натовской идеологии. Мне кажется, именно так к этому и стоит относиться».
В том же духе высказалось и военное ведомство Азербайджана. На его официальном сайт в частности говориться: «Режим Макрона, проводящий в регионе Южного Кавказа политику милитаризации и геополитических интриг, препятствует нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, и обеспечению стабильного мира в регионе. Франция, будучи колониальной империей, исторически имела богатый, вызывающий отвращение, опыт разжигания очагов войны и конфликтов в различных частях мира. Процессы, происходящие в Новой Каледонии и других заморских территориях, эксплуатация коронных народов, разграбление их природных ресурсов, изменение демографического состава этих территорий в результате расистской политики, подавление протестов силой крови и оружия, являются проявлением истинной сути режима Макрона».
Российские эксперты опасаются, что французские поставки могут привести к новому витку гонки вооружений на Кавказе. Размещение тяжелой французской техники на армяно-азербайджанской границе может быть воспринято Баку как попытка реванша, что повлечет превентивные меры.
Впрочем, по мнению аналитиков, даже если Армения потерпит поражение в новой войне с Азербайджаном, Франция и Пашинян снова возложат ответственность на Россию, и это ускорит переход Армении в сферу влияния Франции и коллективного Запада.
Но даже если прямого столкновения не произойдет, военные поставки из Франции объективно станут препятствием для примирения между Азербайджаном и Арменией и окончательного разрешения застарелого конфликта между двумя странами. По словам завсектора Центральной Азии ИМЭМО РАН, политолога Станислава Притчина, «при всех внешних предпосылках и наличии политической воли все равно есть силы, которые не заинтересованы в заключении мира». Судя по всему, к последним относится именно Франция, пытающаяся укрепить свои позиции за счет дестабилизации положения на Кавказе.