twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Годовщина падения Кабула: событие, определившие ход истории? Обзор Максима Петрова

15 Августа 2022 10:30

Падение Кабула 15 августа 2021 года стало событием, определяющим ход истории.

15 августа 2021 года движение «Талибан» установило контроль над Кабулом - столицей Афганистана. Город полностью оказался в руках талибов буквально через несколько часов после того, как президент страны Ашраф Гани покинул президентский дворец и бежал из Афганистана. Вскоре после этого распространились слухи, что вертолет, на котором он улетел, был битком набит долларовыми купюрами. Возможно, это легенда, в конце концов у главы афганского государства были иные способы для перевода денег за границу.

Но перед этим 90% территории Афганистана перешли под контроль «Талибана» в ходе вывода американских войск. Падение Кабула и проамериканского режима оказалось большой неожиданность. Мало кто из аналитиков предсказывал подобное. Талибы располагали от 50 до 100 тыс штыков, главным образом мастеров партизанской войны с легким и средним оружием, против которых режим Гани мог выставить около 300 тыс собственных военных и полиции, хорошо обученный (как думали многие) спецназ и тяжелую технику.

Точнее, падение афганской столицы стало неожиданностью для внешних наблюдателей. Американские военные были в курсе состояния правительственной армии и сил безопасности. Они не могли не понимать, что режим рухнет как карточный домик. Согласно заявлениям и интервью, которые дали позднее некоторые военные США в американских СМИ и израильской прессе, коррупция режима достигала фантастических масштабов. Часть оборудования и оружия, переданного американцами для афганской армии, продавалась талибам, часть - еще кому-то, в итоге гарнизоны на местах зачастую не имели ни боеприпасов, ни военного опыта. Афганские военные практически не проводили самостоятельные операции, действуя как вспомогательные подразделения при армии США. Кроме того, они не получали зарплату, так как деньги были украдены чиновниками и старшими офицерами. Правительственные законы и налоги действовали, в лучшем случае, только в Кабуле. Чтобы получить средства к существованию, полицейские и военные обложили данью местное население. Так, например, они похищали людей за выкуп. Конечно, подобный режим не мог быть популярен и устойчив. Афганские силовики хорошо умели грабить беззащитных людей, но не умели воевать.

Талибы знали об этом и спокойно дожидались ухода американцев, время от времени совершая против последних партизанские рейды и диверсии с тем, чтобы ускорить уход армии США, имеющей мощное вооружение, но крайне чувствительной к людским потерям.

Постепенно районы господства талибов увеличивались. Никто не мешал им обстреливать американских военных из новеньких винтовок американского производства с лазерными прицелами. Со многими местными афганскими гарнизонами у талибов действовали соглашения о ненападении, причем там работала параллельная талибская администрация. После ухода американцев власть буквально свалилась ей в руки.

Но вот первый парадокс. Талибы были опытными партизанами, которые свыше 20 лет вели военные действия и добились победы. Вроде бы это должно было означать, что они обладают не только военными, но и административными талантами: все же не так просто обеспечить логистику и инфраструктуру 50-100 тысячной армии. Часть афганцев думала, что они смогут, что называется «навести порядок». Однако, талибы оказались плохими администраторами. Некомпетентность, фракционные расколы и взаимная грызня, отсутствие инклюзивности (талибы отказались включить в правительство представителей других общественных групп) быстро стали причиной горького разочарования населения Афганистана. Экономика страны рухнула. И напротив, при ультра-коррумпированном, слабом в военном отношении проамериканском режиме экономика стремительно росла.

Дело в том, что в течение десятилетий американской оккупации десятки стран и международных организаций оказывали Афганистану финансовую помощь. Масштабы зависимости Афганистана от нее были таковы, что за счет финпомощи финансировались три четверти бюджетных расходов. Страна получала финансирование от 70 государств и 30 различных международных организаций, причем в роли главного донора выступали США. Важную роль в этих процессах также играла Индия.

Согласно исследователям, изучавшим этот вопрос, с начала 2000-х экономика Афганистана росла быстрыми темпами, увеличившись в четыре раза. Но одновременно росло население. В итоге Афганистан так и остался одной из беднейших в мире стран, занимающей 213-е место из 228 по уровню реального ВВП на душу населения в мировом рейтинге CIA World Factbook. Примерно 90% афганцев (в общей сложности их около 40 миллионов) живут менее чем на $2 в день. Это уровень, определяемый экономистами, как мировая черта бедности.

Тем не менее, хотя значительная часть помощи разворовывалась местными чиновниками, афганские работники получали зарплату из этих средств. Были построены сотни школ и медицинских центров.

С приходом талибов источники финансовой помощи иссякли. Многие международные организации отказались поддерживать Афганистан. В итоге врачи и учителя, как и многие другие госслужащие остались без работы. Некоторые продолжили трудиться, не получая зарплату месяцами. Согласно имеющимся оценкам, часть населения находится на грани голода. Правление талибов обернулось экономической катастрофой.

Кроме того, у режима имеется множество проблем как внутри, так и вне страны.

Талибы - движение, объединяющее вооруженную часть пуштунского крестьянства, а возглавляют их семьи богатых пуштунских помещиков-ханов, землевладельцев и торговцев. «Талибан» занимается самыми разными видами бизнеса - от наркоторговли до экспорта из страны ляпис-лазури (лазурита), кроме того, они обложили налогами местных торговцев. В идеологическом плане талибы - сторонники суннитской школы политического ислама - деобанди. Это направление нетерпимо к суфиям, шиитам, некоторым другим течениям ислама.

Таким образом, речь идет о группировке с довольно жесткими рамками. Талибы никогда и никем не были избраны управлять страной. Они взяли ее силой оружия. Между тем, пуштунское крестьянство составляет лишь около трети населения Афганистана. Для других этно-конфессиональных общин и для городов, привыкших к иной, более открытой в культурном плане жизни в последние 20 лет американской оккупации, талибы не являются чем-то привычным, близким и нормальным. Они - чужие в преимущественно таджикском более свободном в плане обычаев и нравов четырехмиллионном Кабуле. Они - враги для шиитов-хазарейцев, чья община составляет около 7 млн человек, для многих узбеков и киргизов. Да, большинство пуштунских женщин, проживающих в деревнях, очень консервативны, но далеко не все афганские женщины, включая жительниц деревни, разделяют их точку зрения. Кроме того, пуштуны давно перестали быть большинством в стране. Только таджикское население составляет на сегодняшний день около 40 процентов жителей Афганистана.  И наконец, хотя две трети афганцев проживают сегодня в сельской местности, горожане составляют около трети населения страны и совершенно не факт, что все они в восторге от обычаев традиционного общества или от того, что талибы выдают за необходимые для всех моральные нормы.

В условиях острого экономического кризиса особенно сложно подчинить всю эту пеструю массу населения, говорящую на разных языках и исповедующую разные ветви ислама. В конце концов, Афганистан - огромная страна, величиной почти в две Германии, с 40-миллионным населением.  Поэтому талибы закручивают гайки. Увеличилось число нападений на шиитов. Таджикские и шиито-хазарейские женщины, многие из которых работают, жалуются на попытки талибов запретить им ходить на работу. Демонстрации женщин, протестовавших против политики режима, были разогнаны. Недавно талибы приняли закон об обязательном ношении хиджаба.

Остаются напряженными и отношения талибов с внешним миром. В недавнем прошлом некоторые страны оказывали им финансовую и военную помощь. Прежде всего это относится к Пакистану и Ирану. Пакистан опасался роста влияния на Афганистан своего вечного соперника - Индии, одного из влиятельных спонсоров правительства Ашрафа Гани. В случае дальнейшего усиления индийского влияния в Афганистане, Пакистан мог попасть в индийские геополитические клещи – таков самый жуткий кошмар пакистанских военных.

Иранцы, для которых США были и остаются главным соперником, передавали талибам оружие для борьбы с американской армией, поскольку они опасались американских геополитических клещей (американское военное присутствие одновременно в Ираке и Афганистане воспринималось Тегераном как серьезнейшая угроза). Поэтому, шиитский Иран помогал талибам даже не взирая на то, что это оружие могло использоваться против единоверцев - шиитов-хазарейцев. Кроме того, для иранцев были важны договоренности с талибами об использовании водных ресурсов реки Гильменд, которая протекает по территории обеих стран и от которой зависит хозяйство более миллиона иранцев.

Со своей стороны, Китай рассчитывал на использование афганских природных богатств. Афганистан – настоящая пещера Сим-Сим. Здесь находятся большие запасы лития (сырья, нужного для современной зеленой энергетики), урана, железа, золота, серебра, меди и других минералов, необходимых мощной китайской промышленности. Их запасы оцениваются сегодня в 3 триллиона долларов. Впрочем, из-за слабого развития местной инфраструктуры, китайцы рассматривали планы освоения афганских ресурсов в качестве долгосрочного проекта.

Однако, все заинтересованные стороны постигло разочарование. Талибы после прихода к власти неоднократно вступали в вооруженные столкновения с соседними государствами. Перестрелки время от времени происходят на границах с Таджикистаном, Ираном и Пакистаном. Причиной являются как споры о границах в случае с Ираном и Пакистаном, так и то, что «Талибан» поддерживает оппозиционные режиму силы исламистов (в случае Таджикистана), а правительство этой страны платит талибам той же монетой, поддерживая вооруженных оппонентов талибского режима.

Последние сообщения о таких столкновениях пришли 12 августа. Представители «Талибана» в провинции Кунар на востоке Афганистана сообщили, что пакистанские военные и силы талибов вступили в вооруженное столкновение вдоль линии Дюранда (неразмеченная 2640 километровая граница между Афганистаном и Пакистаном).

Многие страны, такие, как Россия, Иран, Китай, Узбекистан и Пакистан, сохранили свои посольства в Афганистане и ведут переговоры с «Талибаном». Однако ни одна из стран мира, включая Пакистан, до сих пор официально не признала представителей «Талибана» законными руководителями страны. Шекеб Ансари, международный эксперт в вопросах безопасности, полагает, что Пакистан не признает «Талибан» в качестве афганского правительства потому, что этого не позволяет главный союзник Пакистана - КНР.

Китай опасается действий на своей территории уйгурских сепаратистов и исламистов. Он хотел бы получить от талибов заверения насчет того, что они не позволят данному движению использовать Афганистан в качестве своей базы. Очевидно, такие гарантии до сих пор не получены. Но в таком случае талибы не получат ни признание со стороны китайцев и их союзников, ни китайские инвестиции.

В этом заключается второй парадокс. Казалось бы, талибы, придя к власти в стремительно беднеющей стране, заинтересованы в признании и поддержке со стороны стран-соседей. Но ничего подобного не происходит. Ни одна страна мира до сих пор не признала официально правительство «Талибана», в том числе потому, что оно ведет себя по отношению к соседям вызывающе.

Победа «Талибана» 15 августа 2021 года стала парадоксальным явлением еще по одной причине. Это событие продемонстрировало слабость США и администрации президента Джо Байдена. Наблюдая стремительный натиск талибов и не менее стремительный уход американцев из Афганистана, можно было сделать вывод об очередных признаках падения американского влияния в мире.

Возможно, этот фактор оказал влияние на решение Москвы решить «украинский вопрос», в то время как для КНР это могло стать причиной для усиления натиска на Тайвань. Раз США слабы и не способны военным путем защитить своих союзников, значит другие державы могут задуматься о расширении своих сфер влияния.

Однако, те же самые события заставили президента Байдена проводить иную политику в случае Украины и Тайваня. Мотивы Вашингтона, изменившего подход к внешней политике, также определялись поражением в Афганистане.

С одной стороны, американцы теперь были просто обязаны продемонстрировать миру жесткость, несгибаемость и готовность к вооруженному отпору или, по крайней мере, к оснащению своих союзников всем необходимым. Ведь любое новое отступление означало их неспособность вести активную внешнюю политику и показало бы, что как союзник США ненадежны. С другой стороны, встал вопрос о соответствии Демократической партии и лично Джо Байдена вызовам, с которыми Америка сталкивается в международной политике. Новое поражение привело бы к краху демократов на выборах в США.

Все вместе заставляет Байдена наращивать военную помощь Украине и делать заявления о том, что США готовы военным путем защитить Тайвань. Израильский политический аналитик Алон Пинкас считает, что, демонстрируя жесткость в Украине, Байден не только избавляется от горечи афганского поражения, но и сигнализирует Китаю о готовности прийти на помощь своим союзникам на Тайване в случае китайской вооруженной экспансии.

Ситуация могла сложиться иначе. Возможно, падение Кабула 15 августа 2021 года стало событием, определившим ход истории.

Caliber.Az
Просмотров: 1722

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
ads
instagram
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Cамые читаемые
1

Министерство обратилось в прокуратуру после публикации Caliber.Az Произвол бакинской стройфирмы / ФОТОФАКТ

7690
21 Января 2025 13:34
2

Наказан лихач на Gelandewagen, устроивший беспредел в центре Баку ВИДЕО / ОБНОВЛЕНО

5914
22 Января 2025 21:15
3

Бакметрополитен построит новую станцию «Низами-2»

4883
20 Января 2025 12:49
4

Снег, ветер, туман: фактическая погода в Азербайджане

3565
20 Января 2025 11:43
5

«Большой парад планет» в бакинском небе Нас ждёт великолепное космическое шоу / ФОТО

3305
21 Января 2025 14:35
6

Слезы Затулина, или Когда депутат ломает комедию Жириновский все же был прав

3245
22 Января 2025 10:48
7

Нобелевская премия мира на крови азербайджанского народа Черный январь в фокусе Теймура Атаева

2370
20 Января 2025 09:26
8

Глобальная распродажа: декларации и интриги сверхдержав Аналитика Сергея Богдана

1937
21 Января 2025 19:04
9

«Палач не может быть лауреатом премии мира» Экспертные мнения на Caliber.Az

1575
20 Января 2025 14:01
10

Ереван: попытка усидеть на двух стульях Получится ли?

1410
21 Января 2025 11:15
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading