Инфляция в наморднике ЦБА ожидает стабилизации макроэкономики в 2024 году
Внешнеэкономические риски последних двух лет, в основном связанные с фактором импортируемой инфляции, постепенно снижаются, увеличиваются шансы на смягчение монетарной политики регуляторов, и как следствие улучшение динамики ВВП во многих странах мира. В частности, Международный валютный фонд (МВФ) ожидает снижение уровня глобальной инфляции с почти 9% в прошлом году до 4,8% в 2024 году. Эти позитивные тренды ощутимы и в Азербайджане, где несмотря на высокую волатильность цен на сырьевых рынках правительство прогнозирует ощутимое снижение инфляционных ожиданий. Очевидным сигналом для финансового сектора страны служит и недавнее решение Центробанка АР снизить учетную ставку, что означает уверенность в сохранении уровня инфляции, близкого к целевому диапазону.
Продолжающееся со времени пандемии COVID-19 переформатирование глобальной экономики крайне отрицательно повлияло на стабильность традиционных финансовых механизмов. Рискованные попытки Центробанков США и Европы преодолеть пандемический спад экономики путем раскрутки «печатного станка» обернулись энергетически-сырьевым кризисом и ростом глобальной инфляции. А попытки задавить рост цен путем ужесточения монетарной политики (повышение учетных ставок) привели к снижению темпов капитализации глобальной экономики и к последующей рецессии в 2023 году.
Так или иначе, но беспрецедентные усилия регуляторов по обузданию ценового роста, пусть и медленно, но способствуют замедлению этого негатива: так, потребительские цены в Евросоюзе, увеличившиеся в октябре всего на 2,9% в годовом выражении, демонстрируют минимальные темпы с июля 2021 года. И хотя пока не достигнуты целевые показатели Европейского центрального банка (ЕЦБ) - в 2%, нынешний уровень инфляции ощутимо низок по сравнению с октябрем 2022 года, когда ее показатели достигали 10,6%. Аналогичные процессы наблюдаются и в Северной Америке: как отметил на днях зампред Федеральной резервной системы (ФРС) США Филип Джефферсон, в процессе борьбы с небывалым за последние 40 лет ростом цен, ФРС за минувшие полтора года повысила ключевую ставку на 5,25 процентного пункта, благодаря чему инфляцию удалось замедлить примерно до 3,4%.
«Общий уровень инфляции в мире замедляется, однако базовая инфляция по-прежнему превышает целевые показатели, в силу чего нам придется готовиться к тому, что процентные ставки регуляторов останутся высокими в 2024 году и вероятно сохранятся до 2025 года, - сообщила на днях директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева. – Риски для финансовых органов все еще высоки, и им необходимо восстановить резервные буферы на случай будущих потрясений, одновременно платя за более высокие процентные ставки при обслуживании долга, поддержке уязвимых слоев населения и финансировании зеленых и цифровых преобразований». Тем не менее директор МВФ полагает, что рост ВВП в США в третьем квартале превзошел ожидания: темпы роста экономики немного замедлились, инфляция снижается, а рынок труда по-прежнему очень силен. «На прошлой неделе мы повысили наши прогнозы по Китаю, что усиливает положительную динамику роста в Азии. А то, что хорошо для этих двух крупных двигателей мировой экономики – для США и Китая, хорошо и для остального мира», - подчеркнула глава МВФ.
В Азербайджане на фоне глобальных кризисных процессов в последние два года также был ощутимо усилен контроль над финансовым рынком со стороны Минфина и Центробанка (ЦБА). Весьма строго контролируются условия кредитования, пруденциальные нормы в банковском секторе, а благодаря корректировке денежно-кредитной политики (повышение учетной ставки до 9%) в текущем году удалось несколько снизить темпы инфляции. Более того, ЦБА за последние восемь лет удалось избежать главного бедствия современности – монетарной инфляции: в отличии от соседних России, Ирана, Турции, Грузии и многих других стран евразийского региона национальная валюта Азербайджана – манат сохраняет завидную курсовую устойчивость. Безусловно, в последний период устойчивости маната способствовали высокие цены на энергоносители в прошлом году, и несмотря на ценовую волатильность в 2023 году, цены на нефть и газ не падали ниже критических для нашей страны показателей. И несмотря на резкие перепады нефтяных цен в ноябре, нефть марки Brent в среднем будет держаться на уровне $80 за баррель и в 2024 году, считают аналитики американского Goldman Sachs Group. «Страны ОПЕК+ будут стремиться обеспечить цену на нефть в диапазоне $80-85 за баррель с учетом снижения добычи в октябре 2022 года, а также апреле и июне текущего года. При этом на фоне высокого спроса дефицит на мировом рынке в 2024 году составит 700 тыс. баррелей в сутки (б/с) против 300 тыс. б/с в текущем году», - приводит издание MarketWatch слова команды аналитиков Goldman Sachs Group во главе с Дааном Струйвеном.
В условиях сравнительно высоких цен на углеводородное сырье Азербайджан может рассчитывать на стабильные показатели по внешнеторговому и платежному балансу, а эти факторы - определяющие для сохранения финансовой и монетарной устойчивости в нашей стране. Тем более, что в законопроекте по государственному бюджету на 2024 год доходная часть была рассчитана из средней прогнозной цены на нефть в $60 за баррель, то есть этот параметр не был повышен, а остался такими же, как и в текущем году. «Исходя из макроэкономических параметров, представленных вместе с проектом государственного бюджета на 2024 год, прогнозируется, что в следующем году в экономике страны сохранится благоприятная макроэкономическая среда, профицит платежного баланса и стабильный обменный курс национальной валюты», - полагает председатель Счетной палаты Азербайджана Вугар Гюльмамедов.
Перечисленные факторы также объясняют недавнее решение Центробанка о снижении со 2 ноября учетной ставки с 9% до 8,5%. «Причина снижения учетной ставки связана с тем, что, согласно прогнозам Центробанка, инфляция будет находиться в целевом диапазоне в течение следующего среднесрочного периода, - отметил председатель ЦБА Талех Кязымов. - Смягчающую политику на валютном рынке проводят в условиях, когда предложение превышает спрос: согласно плану ЦБА, к концу года наша денежная база увеличится до 20%, что создает определенные сложности с макроэкономической точки зрения в будущем, поэтому мы снижаем параметры учетной ставки, чтобы ограничить возможные риски». Напомним, что согласно данным Центробанка, в конце сентября инфляция в Азербайджане замедлилась до 5,1% (для сравнения, ее пиковые значения в сентябре 2022 года достигали 15,6%), и по прогнозам регулятора уровень годовой инфляции в 2026 году вероятно снизится до 3,4%.
В целом, согласно данным Минэкономики АР, в последние месяцы цены на мировом продовольственном рынке и инфляция в ключевых странах-торговых партнерах Азербайджана постепенно снижаются, и эти факторы также отражаются на инфляционных прогнозах на будущий год. В частности, по оценкам первого заместителя председателя ЦБА Рашада Оруджева, годовая инфляция в республике в текущем году составит 4,3%, а в следующем году - 5,3%.
«Инфляцию в Азербайджане, в основном, порождали внешние факторы, и эти глобальные процессы в настоящее время претерпевают ощутимые изменения. В связи с этим, а также в результате снижения импортируемой инфляции, у нас данные процессы уже стабилизируются. В свою очередь, государство предприняло ряд шагов по смягчению последствий роста цен, особенно в социальной сфере», - заявил недавно министр финансов Азербайджана Самир Шарифов на совместном заседании комитетов Милли Меджлиса.